РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Черных О.Г.,
при секретаре Юриной И.А.,
с участием:
заявителя Тугарева П.А., его представителя Селиверстова В.В., действующего по устному ходатайству,
представителя заинтересованного лица Осипова А.О., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Тугарева П.А. о признании незаконным отказа администрации г.Томска в образовании и предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Тугарев П.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г.Томска в образовании и предоставлении в собственность земельного участка для ведения садоводства по адресу: <адрес>, в зоне Ж-4, об обязании Администрации г. Томска в ... срок утвердить и выдать схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте для выполнения кадастровых работ.
В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию г. Томска с заявлением об образовании и предоставлении в собственность земельного участка по указанному адресу. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Томска отказала ему в предоставлении земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне зеленых насаждений в границах особо охраняемой природной территории ..., комиссией по землепользованию и застройке принято решение о проведении публичных слушаний с целью внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в части изменения границы территориальной зоны с зоны садоводства и дачных участков на территориальную зону городских лесопарков и городских лесов, лугопарков и зон отдыха. До утверждения данного решения Думой города Томска предоставление земельных участков приостановлено.
Заявитель просит признать незаконным отказ администрации г.Томска в образовании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес> для ведения садоводства, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, об обязании Администрации г. Томска в ... срок утвердить и выдать схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения заявителем кадастровых работ.
В судебном заседании заявитель доводы заявления поддержал. Указал, что имеется ошибка в составлении заявления в администрацию города Томска, но он планировал получить земельный участок в собственность. Представил дополнительные письменные пояснения, согласно которым он просит устранить нарушение его прав в случае признания незаконным отказа в предоставлении земельного участка со ссылкой на ст. 258 ГПК РФ путем обязания администрации города Томска в ... срок утвердить и выдать ему схему расположения земельного участка по адресу <адрес> площадью ... кв.м. на кадастровом плане или кадастровой схеме соответствующей территории для выполнения заявителем кадастровых работ. Также указал, что считает ... срок для этих действий достаточным.
Представитель заявителя поддержал доводы заявителя.
Представитель администрации города Томска просил в удовлетворении заявления отказать. Указал, что права заявителя не нарушены, т.к. на испрашиваемом земельном участке находится лес, поэтому садоводство там невозможно. Принято ДД.ММ.ГГГГ Думой города Томска решение № «Об образовании особо охраняемой природной территории местного значения муниципальное образование «город Томск», согласно которому решено образовать особо охраняемую природную территорию местного значения .... Участок заявителя не в границах ООПЗ. В заявлении указано, что Тугарев П.А. просит образовать земельный участок, а не предоставить его в собственность. В земельном законодательстве нет такого понятия, как «образовать земельный участок» и заявитель этого просить не может. Решение принято уполномоченным лицом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч.1. ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.34 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Как установлено статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (пункт 1); предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату; предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктами 2 - 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
При этом в самом Федеральном законе "О личном подсобном хозяйстве" такой порядок не регламентирован.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Тугарев П.А. обратился в администрацию г. Томска с заявлением об образовании земельного участка по указанному адресу.
Как установлено в ходе судебного заседания, Комиссия по вопросам предоставления земельных участков Администрации города Томска ДД.ММ.ГГГГ за № не согласовало предоставление земельного участка для садоводства, указав, что испрашиваемый земельный участок хоть и находится в зоне Ж-4, но фактически участок расположен в зоне лесных насаждений ..., комиссией по землепользованию и застройки принято решение о проведении публичных слушаний с целью внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Томск» в части изменения границы территориальной зоны с Ж-4 на Р-2. До утверждения данного решения Думой города Томска предоставление земельных участков приостановлено.
Действительно, в заявлении в администрацию города Томска заявитель не указал, на каком праве он желает получить земельный участок, а только просил его образовать.
В тоже время в ответе в адрес заявителя ему было отказано в согласовании именно предоставления земельного участка, не уточняя у заявителя то право, на котором он просит предоставить ему земельный участок. В судебном заседании заявитель указал, что просит предоставить участок ему в собственность.
Таким образом, администрация города Томска своим ответом на заявление гражданина создала препятствия в предоставлении ему земельного участка для садоводства.
В соответствие с положениями ст. 7 Закона Томской области от 04.10.2002 №74-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» (ред 13.08.12) предоставление в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании решения Администрации Томской области или органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Заявителем представлены: схема размещения объекта на откорректированной топографической сетке масштаба 1:500 с красными линиями и регулированием застройки и копия паспорта.
Согласно данной схемы весь испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж-4.
Согласно Постановлению администрации Города Томска от 15.03.2011 N 223 (ред. от 14.11.2012) "О комиссии по вопросам предоставления земельных участков", на комиссию возложена обязанность рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о выделении земельных участков для любого целевого использования (строительство, дачное хозяйство, огородничество, садоводство, за исключением земельных участков, расположенных в границах садоводческих товариществ, личное подсобное хозяйство). Председателем комиссии является К. - начальник департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, главный архитектор Города.
Таким образом, решение об отказе в согласовании земельного участка для предоставления принято с соблюдением процедуры рассмотрения заявления, в пределах компетенции органа, рассмотревшего данное заявление.
Решением Думы г.Томска от 27.11.2007г №687 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» (ред. от 14.08.2012, с изм. от 11.12.2012) (далее - Правила).
Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» являются действующим нормативным правовым актом, который устанавливает территориальные зоны, градостроительные регламенты на территории г.Томска.
Как следует из Правил, зона Р-2 – это зона лесопарков и городских лесов, лугопарков и зон отдыха.
Зона Р-2 предназначена для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, а также для организации отдыха и досуга населения. Хозяйственная деятельность на территории зоны осуществляется в соответствии с режимом, установленным для лесов зеленой зоны города, на основе лесного законодательства; допускается строительство обслуживающих культурно-развлекательных объектов, спортивных сооружений и комплексов, связанных с выполнением рекреационных функций территории.
Ни основными, ни условно разрешенными видами использования не предусмотрено в данной зоне садоводство.
Ж-4 Зона садоводств и дачных участков.
Как установлено в судебном заседании, испрашиваемый земельный участок находится в соответствие с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Томск» в зоне Ж-4, а не в зоне Р-2. Только планируется внести изменения в территориальное зонирование. Данное обстоятельство признал и представитель администрации города Томска.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Думой города Томска принято решение № «Об образовании особо охраняемой природной территории местного значения муниципальное образование «город Томск», согласно которому решено образовать особо охраняемую природную территорию местного значения .... Согласно п. 4 данного решения, оно подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с момента внесения необходимых изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Томск», утвержденного решением Думы города Томска от 27.11.2007 №687.
Данное решение опубликовано в Сборнике № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено судом, в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» изменения не вносились, поэтому данное решение в силу не вступило.
Суд учитывает, что для рассмотрения данного дела указанное решение правового значения не имеет, поскольку как признал представитель администрации города Томска, следует из Приложения к заявлению 5438дп на предоставление сведений из разделов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, Выкипировки из дежурной карты, испрашиваемый земельный участок не находится в планируемой ООПЗ.
Никакого юридического значения не имеет планирование изменения зонирования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение комиссии по вопросам предоставления земельных участков принято с нарушением закона.
В соответствие с п.24. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.Томска принято решение об отказе в удовлетворении заявления Тугарева П.А., в суд заявление поступило ДД.ММ.ГГГГ – в предусмотренный законом срок.
Согласно п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
Заявитель просит в качестве устранения нарушения его прав обязать администрацию города Томска в ... срок утвердить и выдать им схему расположения земельного участка по адресу <адрес> площадью ... кв.м. на кадастровом плане или кадастровой схеме соответствующей территории для выполнения заявителем кадастровых работ.
Суд не соглашается с данным способом устранения нарушения. В силу ст. 258 ГПК РФ именно к компетенции суда относится установление способа устранения нарушения прав заявителя, и он не связан позицией заявителя.
Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно пп. 1.3 ст. 25 Устава г. Томска (принят решением Думы города Томска от 04.05.2010 N 1475) (ред. от 02.10.2012) Администрация города Томска является органом местного самоуправления.
Согласно пп. 38 Устава г. Томска Администрация города Томска является исполнительно-распорядительным органом Города Томска.
В соответствии с п.п. 1.35 п.1 ст.40 Устава г. Томска, Администрация г.Томска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Исходя из буквального толкования приведенных выше положений, следует, что земельный участок, который предполагается предоставить, формируется на основании ст ст. 69, 70 ЗК РФ, а также Федерального закона о землеустройстве и Федерального закона о государственном кадастре недвижимости. Порядок утверждения схем расположения земельных участков предусмотрен не иначе, как путем подачи заинтересованным лицом заявления органу местного самоуправления, который в свою очередь рассматривает его по правилам ч. 4 ст. 34 ЗК РФ.
В тоже время суд учитывает, что в связи с признанием судом незаконным отказа в предоставлении земельного участка заявителю, решение органа местного самоуправления по заявлению Тугарева П.А. отсутствует.
Поскольку решение данного вопроса относится к исключительной компетенции Администрации г.Томска, суд полагает, что в данном случае нарушенное право заявителя может быть восстановлено путем возложения обязанности на Администрацию г.Томска рассмотреть заявление в установленном ст. 34 ЗК РФ порядке в ... срок со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании ст. 98 ГПК РФ с Администрации г. Томска в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ... руб.
Руководствуясь, ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Администрации города Томска о непредоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв.м., выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Администрацию города Томска в ... срок со дня вступления решения в законную силу рассмотреть заявление Тугарева П.А. от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке и принять решение в соответствии с положениями ст. 34 ЗК РФ.
Взыскать с Администрации города Томска в пользу Тугарева П.А. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Томска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья:
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.