Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
12 марта 2020 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Никоновой Л.Ф.,
при секретаре Шушкановой А.А.,
с участием:
- истцов Гребенщикова Е.В., Анисимовой И.Н., Рабека Р.Л., Казанцевой Н.Н.,
- истцов Локтина И.Е., Кузнеченковой С.В. (до перерыва в судебном заседании);
- представителя истцов – Миннигул С.Н., действующей на основании устного ходатайства,
- представителя истцов Миннигула А.М., Казанцевой Н.Н. – Казанцева В.В., действующего на основании устного ходатайства (до перерыва в судебном заседании),
- представителя ответчика – Степиной И.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
- представителя ответчика – Шмалько Ю.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (до перерыва в судебном заседании),
- представителя третьего лица – ООО Транспортное предприятие «Шмель» - Абдулганиевой Л.Р., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (до перерыва в судебном заседании),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-140/2020 по иску Миннигула А. М., Гребенщикова Е. В., Локтина И. Е., Овчинникова В. А., Миннигула Р. А., Кузнеченковой С. В., Рабека Р. Л., Анисимовой И. Н., Казанцевой Н. Н. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о признании незаконным начисления ежемесячной платы за вывод твердых коммунальных отходов и формирования задолженности, признании договора об оказании услуг на вывоз ТКО заключенным с ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Миннигул А.М., Гребенщиков Е.В., Локтин И.Е., Овчинников В.А., Миннигул Р.А., Кузнеченкова С.В., Рабек Р.Л., Анисимова И.Н., Казанцева Н.Н. обратились в суд с иском к ООО «ЭкоСтройРесурс», требуя, с учетом заявленных уточнений ( т.1 л.д.87-90):
признать незаконным начисление ежемесячной платы за вывоз ТКО и формирование задолженности за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
считать договор по вывозу ТКО заключенным Миннигулом Р.А. с ООО «ЭкоСтройРесурс» с ДД.ММ.ГГГГ; Миннигулом А.М., Гребенщиковым Е.В., Овчинниковым В.А., Кузнеченковой С.В., Рабеком Р.Л., Анисимовой И.Н., Казанцевой Н.Н. – с ДД.ММ.ГГГГ; а счета, выставленные на имя Локтина И.Е. по домовладению № по <адрес> – аннулировать.
В обоснование заявленных требований истцы ссылаются на следующие обстоятельства.
С ДД.ММ.ГГГГ деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется региональным оператором – ООО «ЭкоСтройРесурс».
Считают, что договоры по вывозу ТКО между истцами и ответчиком не заключены, так как Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, владельцы частных жилых домов не были определены как сторона в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Только Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 897, принятым во исполнение решения Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2019, в п. 148(5) указанных Правил были внесены изменения, в соответствии с которыми владельцы частных домовладений признаны стороной типового договора вывоза ТКО.
В этой связи истцы считают, что договор мог быть заключен с каждым из них не ранее ДД.ММ.ГГГГ, так как до этого одно из существенных условий договора, а именно сторона – потребитель услуги, было неопределенным.
Кроме того, полагают, что в спорный период основания для заключения истцами договоров об оказании услуг по обращению с ТКО отсутствовали также ввиду того, что фактически услуги в <адрес>, где расположены принадлежащие истцам жилые дома, ответчиком не оказывались. Места накопления ТКО определены не были, сведения о периодичности вывоза и о размещении мест (площадок) накопления ТКО до потребителей не доводились. Впервые контейнеры для ТКО были размещены на территории мкр. Александровское Поле не ранее ДД.ММ.ГГГГ, а вывоз мусора с мест размещения контейнеров осуществляется только с ДД.ММ.ГГГГ. По этим мотивам полагают, что договор не может признаваться заключенным ранее момента начала оказания услуги, который в отношении истца Миннигула Р.А. должен определяться ДД.ММ.ГГГГ ( с момента заселения в дом № по <адрес>), в отношении истцов Миннигула А.М., Гребенщикова Е.В., Овчинникова В.А., Кузнеченковой С.В., Рабека Р.Л., Анисимовой И.Н., Казанцевой Н.Н. – ДД.ММ.ГГГГ. А истец Локтин И.Е. просит аннулировать счета, открытые ответчиком на его имя по домовладению № по <адрес>, поскольку не является собственником данного объекта недвижимости.
В судебных заседаниях по делу истцы Гребенщиков Е.В., Анисимова И.Н., Рабек Р.Л., Казанцева Н.Н., Локтин И.Е., Кузнеченкова С.В., представитель истцов Миннигул С.Н., представитель истцов Миннигула А.М., Казанцевой Н.Н. – Казанцев В.В. требования и доводы иска измененном виде поддержали. Считают, что ответчик должным образом не информировал потребителей о необходимости заключения договора на обращение с ТКО, ограничившись размещением информации только на своем сайте. Об исполнителе услуги истцам стало известно только из квитанций, полученных в ДД.ММ.ГГГГ Договор, размещенный на сайте регионального оператора, не соответствует требованиями законодательства, приложение № не заполнено. В связи с этим считают, что отсутствие письменного договора с региональным оператором и обязательного приложения к нему, определяющего места накопления и порядок вывоза ТКО, свидетельствуют о невыполнении ответчиком возложенных на него обязанностей. Кроме того, просят учесть, что, несмотря на внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предусматривающих возможность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками частных жилых домов, соответствующие изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми бытовыми отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» внесены не были, что, по мнению истцов, свидетельствует о наличии противоречий в законодательстве, регулирующем спорные правоотношения. На ненадлежащее оказание ответчиком услуги в спорный период, по мнению истцов, указывают также следующие обстоятельства: не предоставление потребителям емкостей для сбора мусора при вывозе мусора децентрализованным способом; нарушение периодичности сбора мусора; отсутствие мест накопления крупногабаритного мусора. При указанных обстоятельствах считают, что ответчиком не доказан факт оказания услуг и, соответственно, обоснованность выставления счетов за не оказанные надлежащим образом услуги. Представители истцов Миннигул С.Н., Казанцев В.В. утверждали, что мусор от домов истцов не ввозился, большую часть мусора (пищевые отходы и бумажные упаковки) они утилизировали самостоятельно. При этом истцы Гребенщиков Е.В., Кузнеченкова С.В. подтвердили, что в течение ДД.ММ.ГГГГ изредка пользовались услугами мусоровоза, который собирал мусор, проезжая по улицам <адрес> а также вывозили мусор на контейнерные площадки, расположенные в других районах города. Казанцева Н.Н. также пояснила, что вывозила мусор на контейнерные площадки, расположенные в центре <адрес>. Локтин И.Е., кроме того, считает необоснованным открытие ответчиком лицевого счета на оплату услуг по обращению с ТКО, поскольку в спорный период собственником домовладения № по <адрес> не являлся. Дом находился в собственности его детей. В этой связи просит аннулировать счета, сформированные ответчиком на его имя.
Истцы Миннигул А.М., Миннигул Р.А., Овчинников В.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (т. 2 л.д. 25, 30, 99, 235), ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия (т. 1 л.д. 244, 245, 247).
Представители ответчика ООО «ЭкоСтройРесурс» – Шмалько Ю.А., Степина И.А. в судебном заседании исковые требования не признали, указав, что предложение о заключении договора и типовой договор были опубликованы региональным оператором на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем считают, что данный договор считается заключенным с даты начала фактического оказания услуг, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, заключение договора в письменной форме не требуется. Доводы истцов об ответственности регионального оператора за организацию контейнерных площадок считают несостоятельными, поскольку лицами, ответственными за организацию, содержание контейнерных площадок и определяющими количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, являются собственники земельного участка, собственники помещений и лица, ответственные за содержание общего имущества многоквартирных домов, органы местного самоуправления. Региональным оператором устройство контейнерных площадок, равно как и предоставление контейнеров собственникам жилых помещений может осуществляться только в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора. Кроме того, сообщили, что за составлением актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО истцы не обращались, иные допустимые доказательства неоказания услуг отсутствуют, в связи с чем доводы истцов о ненадлежащем оказании услуги считают недостоверными. Пояснили, что сбор мусора до ДД.ММ.ГГГГ на территории мкр. <адрес> осуществлялся децентрализованным способом, путем проезда специализированной техники по соответствующей улице и сбора мусора, который собственники оставляли около своих домов. Кроме того, у истцов имелась возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО посредствам использования ближайшей к объекту недвижимости контейнерной площадки, расположенной на территории общего пользования, которая также обслуживается региональным оператором.
Считают, что истцами не предоставлено доказательств, подтверждающих факт неоказания и (или) ненадлежащего указания услуг региональным оператором, также как и доказательств самостоятельного обращения с ТКО способом, не нарушающим законодательство.
На основании изложенного ответчик считает, что срок действия договора полностью соответствует требованиям законодательства, в связи с чем в удовлетворении иска просит отказать.
Представитель третьего лица ООО ТП «Шмель» – Абдулганиева Л.Р. в судебном заседании ( до перерыва) против удовлетворения требований истцов возражала, пояснив, что ООО ТП «Шмель» осуществляет сбор мусора на территории микрорайона Александровское Поле на основании договора оказания услуг, заключенного с ООО «ЭкоСтройРесурс». До ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствие контейнерных площадок на территории микрорайон, а сбор мусора осуществлялся децентрализованным способом. Утверждает, что услуги по обращению с ТКО оказываются надлежащим образом, в соответствии с утвержденным графиком, который доводился до населения органом местного самоуправления.
Представитель третьего лица - администрации г.о. Жигулевск в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом ( т. 2 л.д. 234), ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия ( т. 2 л. 35 оборот). В представленном в дело письменном отзыве указал, что администрация г.о. Жигулевск ведет реестр мест (площадок) накопления ТКО. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в микрорайоне <адрес> применялся децентрализованный способ накопления ТКО. Места накопления определялись потребителем по согласованию с региональным оператором. В конце ДД.ММ.ГГГГ, по просьбам жителей микрорайона Александровское Поле и руководителя отделения по работе с населением, ООО ТП «Шмель» произвело временную установку контейнеров для сбора ТКО.
Выслушав пояснения сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 154 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).
Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закона раскрыта в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года N 155, под потребителем понимается гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов. Под исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору. Под твердыми и жидкими бытовыми отходами - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт помещений и др.).
В силу пп. 6, 17 указанных Правил исполнитель, являющийся коммерческой организация не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по вывозу бытовых отходов при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги. Исполнитель не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Если исполнитель уклоняется от заключения договора, потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Потребитель в случаях нарушения исполнителем условий договора вправе по своему выбору поручить оказание услуг третьим лицам или выполнить их своими силами, потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов, потребовать уменьшения цены за оказание услуг, расторгнуть договор об оказании услуг.
В соответствии с п. 7 Правил заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.
Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг. Форма документа устанавливается исполнителем.
В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закона) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 8 Закона, в ранее действовавшей редакции, к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов. В соответствии с пп. 1, 4, 5, 6 ст. 24.6 Закона, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 года принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО «ЭкоСтройРесурс», наделенного по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора на территории Самарской области, заключено соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области ( т. 2 л.д. 100-104).
Согласно п. 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с ДД.ММ.ГГГГ.
Предельный тариф на услуги регионального оператора на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года установлен приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846 "Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс". Приказ вступил в силу с 1 января 2019 года, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 20.12.2018, а также в газете "Волжская коммуна", N 343(30578), 25.12.2018.
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора были размещены региональным оператором на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23 декабря 2018 года.
Истцам по праву собственности принадлежат:
- Овчинникову В. А. – жилой дом общей площадью195, 2 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ ( т. 1 л.д. 69),
- Гребенщикову Е. Викторовичу – жилой дом общей площадью 452 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.71),
- Миннигулу А. М. – жилой дом общей площадью 200,4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ( т.1 л.д.72),
- Миннигулу Р. А. – жилой дом общей площадью 223, 5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 73-74),
- Кузнеченковой С. В. – жилой дом общей площадью 43, 1кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 75),
- Рабеку Р. Л. – жилой дом общей площадью207, 7 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 76-77),
- Казанцевой Н. Н. – жилой дом общей площадью 369,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 79),
- Анисимовой И. Н. – жилой дом общей площадью 79, 9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.37).
Право общей долевой собственности на жилой дом № по <адрес> общей площадью 224, 8 кв.м ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за: Локтиным Г. И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Локтиным Е. И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Локтиным М. И.ДД.ММ.ГГГГ г.р.(т. 1 л.д. 70), каждый из которых приходится истцу Локтину И. Е. сыном ( т.2 л.д. 226 оборот).
Из ответа нотариуса <адрес> Ненаховой Г.Б. на запрос суда следует, что после смерти Локтина М. И., умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследство по закону принято родителями наследодателя – Локтиным И. Е. и Локтиной Н. Е., на имя которых ДД.ММ.ГГГГ выданы свидетельств о праве на наследство по закону на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, в равных долях (т. 2 л.д. 237).
Согласно предоставленных ответчиком в дело копий карточек расчетов и платежных документов (т. 1 л.д. 124-228) по всем перечисленным объектам недвижимости региональным оператором открыты лицевые счета на оплату услуг по обращению с ТКО, начисления ведутся с января 2019 года. В спорный период плата за данную коммунальную услугу осуществлялась истцами Гребенщиковым Е.В., Овчинниковым В.А., остальные истцы оплату не вносили.
Таким образом, в ходе рассмотрения спора судом установлено, что ООО "ЭкоСтройРесурс" с 1 января 2019 года является исполнителем услуги по обращению с ТКО на территории всей Самарской области. В силу своей публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (статья 426 ГК РФ), а также согласно статьи 425 ГК РФ оказываемые потребителям услуги, вне зависимости от даты заключения договора, подлежат оплате с 01.01.2019, то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.
Рассматривая доводы истцов о недопустимости признания договоров заключенными до ДД.ММ.ГГГГ ввиду неопределенности одного из существенных условий договора по обращению с ТКО в отношении владельцев индивидуальных домовладений, суд исходит из следующего.
Действительно, подпункт «а» пункта 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) в редакции, действовавшей до 13.07.2019, предусматривал, что условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются, в том числе, в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2019 № АКПИ19-128 подпункт «а» пункта 148(5) Правил № 354 признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
Апелляционным определением апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2019 № АПЛ19-267 указанное решение оставлено без изменения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 897 были внесены изменения в Правила № 354, подпункт «а» пункта 148(5) указанных Правил в действующей редакции предусматривает, что условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, подпункт «а» пункта 148(5) Правил № 354 изложен в новой редакции еще до даты вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации о признании данного пункта в предыдущей редакции недействующим.
Кроме того, установленная Верховным Судом Российской Федерации неопределенность подпункта «а» пункта 148(5) Правил № 354, в редакции, действовавшей до 13.07.2019, сама по себе не является основанием для того, чтобы считать незаключенными договоры собственников жилых домов (домовладений) с региональными операторами, поскольку в силу закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
В ходе рассмотрения спора утверждения истцов о неоказании ответчиком услуги в спорный период своего подтверждения не нашли.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - территориальная схема обращения с отходами).
Региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО с использованием сведений об источниках образования подлежащих транспортированию ТКО и местах их накопления в соответствии территориальной схемой обращения с отходами. Согласно территориальной схеме обращения с отходами на территории Самарской области, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 2 июля 2018 года № 193 (т. 2 л.д. 120- 215), территория Самарской области разделена на пять зон деятельности регионального оператора, территория г.о. Жигулевск отнесена к зоне деятельности «Тольяттинская».
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включения в территориальную схему обращения с отходами предусмотрен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039. В соответствии с пунктом 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Кроме того, в соответствии пунктом 2.6 постановления Правительства Самарской области от 06.08.2018 № 449 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области» количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются ответственными за содержание контейнерных площадок лицами с учетом установленных нормативов накопления ТКО и в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека и иного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 8.6 Постановления Правительства Самарской области № 449 предусмотрено, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников жилых помещений, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, самостоятельно.
В соответствии с пунктом 8.9. Постановления Правительства Самарской области № 449 в случае, если земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, не разграничен, собственник такого участка не определен, бремя содержания такой контейнерной площадки и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, возлагается на органы местного самоуправления.
В пункте 13 Постановления Правительства Российской Федерации № 1156 и постановлении Правительства Самарской области № 449 указано, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом под погрузкой ТКО понимается перемещение ТКО из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО.
Таким образом, вопреки доводам истцов, обязанность по созданию мест (площадок) по сбору ТКО возложена не на регионального оператора, а на орган местного самоуправления. Для создания мест накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованные лица вправе обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой. Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.
Кроме того, в соответствии с разделом 6 постановления Правительства Самарской области № 449 в случае отсутствия специально обустроенной контейнерной площадки накопление ТКО может производиться децентрализованным способом на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.
Договором о предоставлении услуг по обращению с ТКО также предусмотрена возможность децентрализованного способа накопления ТКО. В соответствии с пунктом 21 договора децентрализованный способ накопления ТКО применяется на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ в случае отсутствия специально обустроенной контейнерной площадки.
Судом установлено, что между ООО «ЭкоСтройРесурс» и ООО ТП «Шмель» (исполнитель) был заключен договор на оказание услуг по транспортировке ТКО от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым региональный оператор поручил, а исполнитель принял на себя обязанность оказывать услуги по погрузке твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов (ТКО) от источников образования и мест накопления, указанных в Приложении N 4 к настоящему договору и их транспортированию и передаче в места размещения ТКО, образуемых в зоне деятельности регионального оператора (т. 2 л.д. 105-119).
В соответствии с Приложением № к договору в границы территории оказания услуг по транспортированию ТКО входит, в том числе, городской округ Жигулевск.
Из предоставленной по запросу суда администрацией г.о. Жигулевск информации ( т. 2 л.д. 86) следует, что в спорный период, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в мкр. <адрес> применялся децентрализованный способ накопления твердых коммунальных отходов. Места накопления определялись потребителями по согласованию с региональных оператором, в т.ч. в отношении крупногабаритных отходов. Вывоз мусора осуществлялся 2 раза в неделю согласно графику. Действовавший в спорный период график предоставлен в дело (т. 2 л.д. 7, 8).
Факт осуществления в спорный период сбора мусора децентрализованным способом, а именно путем проезда специального транспорта по улицам микрорайона и сбора мусора, оставленного собственниками жилых домов, в судебном заседании подтвержден личными пояснениями истцов Гребенщикова Е.В., Кузнеченковой С.В., Анисимовой И.Н.
Представленный истцами акт № факта невывоза ТКО от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 249) не может быть принят во внимание судом в качестве доказательства ненадлежащего оказания ответчиком услуги по обращению с ТКО, поскольку в данном акте указано, что за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> вывоз ТКО с придомовых территорий перевозчиком ООО ТП «Шмель» произведен не был, так как был затруднен проезд, тогда как принадлежащие истцам домовладения расположены на других улицах мкр. Александровское Поле.
Иные доказательства, подтверждающие ненадлежащее оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО в спорный период, истцами в дело не предъявлены, равно как и доказательства обращения к исполнителю по вопросу перерасчета платы за ненадлежащим образом оказанную услугу, в то время как случаи и основания уменьшения размера платы за коммунальные услуги определены Правилами №.
Пунктом 148(45) Правил № 354 установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом и нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающую установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом единственным надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - акт), порядок составления которого содержится в разделе VI Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № l156.
Истцами не представлено ни одного акта, соответствующего требованиям действующего законодательства, который мог бы выступать доказательством ненадлежащего оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО.
Не предъявлено истцами суду и доказательств обращения в спорный период в специализированные организации по вопросу утилизации ТКО.
Оценивая перечисленные выше доказательства, суд признает установленным, что ООО "ЭкоСтройРесурс" с ДД.ММ.ГГГГ является исполнителем услуги по обращению с ТКО на территории всей Самарской области. В силу своей публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (статья 426 ГК РФ), а также согласно статьи 425 ГК РФ оказываемые потребителям услуги, вне зависимости от даты заключения договора, подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю. Доказательств, свидетельствующих о самостоятельной утилизации истцами твердых бытовых отходов, в том числе данных о заключении ими договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, обращения с заявлением к ответчику о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, либо ненадлежащим исполнением услуги ответчиком, истцами суду не предъявлено. Принимая во внимание, что оказание ответчиком услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется всем без исключения жителям территории, куда входит и территория мкр. <адрес>, предусмотренные законом основания для освобождения от внесения платы на коммунальную услугу отсутствуют, требования иска признаются судом не подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования Локтина И.Е. об аннулировании открытого ответчиком на его имя счета на оплату услуг, суд также признает их необоснованными по следующим мотивам.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (ч. 4 ст. 1152 ГК РФ).
Наследство открывается со смертью гражданина (ст. 1113 ГК РФ).
Локтину И.Е. принадлежит 1/6 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом № по <адрес>. Право собственности возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного после смерти Локтина М. И., умершего ДД.ММ.ГГГГ (т 2 л.д. 237). Таким образом, в силу ст.ст. 1113, 1152 ГК РФ, Локтин И.Е. является собственником указанного жилого дома с момента открытия наследства, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем открытие лицевого счета на его имя соответствует требованиям закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Миннигулу А. М., Гребенщикову Е. В., Локтину И. Е., Овчинникову В. А., Миннигулу Р. А., Кузнеченковой С. В., Рабеку Р. Л., Анисимовой И. Н., Казанцевой Н. Н. в удовлетворении исковых требований, предъявленных к ООО «ЭкоСтройРесурс» о признании незаконным начисления ежемесячной платы за вывод твердых коммунальных отходов и формирования задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признании договора об оказании услуг на вывоз ТКО заключенным с ДД.ММ.ГГГГ, а в отношении жилого дома Миннигула Р. А. – с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.
Судья Л.Ф.Никонова
Решение в окончательной форме изготовлено 19.03.2020.
Судья Л.Ф.Никонова