1 инстанция – Селивёрстова Е.Д.
2 инстанция – Калганова С.В. № 4А-268/2019
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Севастополь 01 ноября 2019 года
Заместитель председателя Севастопольского городского суда Бабич В.В., изучив жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении индивидуального предпринимателя Гаджиева И.Б.о – Пураса А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 14 Ленинского судебного района города Севастополя от 17.07.2019 г. и решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 27.08.2019 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении индивидуального предпринимателя Гаджиева И. Б. оглы,
у с т а н о в и л :
постановлением мирового судьи судебного участка № 14 Ленинского судебного района г. Севастополя от 17.07.2019, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 27.08.2019 г., индивидуальный предприниматель Гаджиев И. Б. оглы признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Пурас А.В., приводя доводы о несогласии с состоявшимися по делу судебными актами, просит оспариваемые постановление мирового судьи и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях Гаджиева И.Б.о состава вменяемого административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы и материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Основанием для привлечения индивидуального предпринимателя Гаджиева И.Б.о к административной ответственности по ч.25 ст. 19 КоАП РФ послужил факт невыполнения последним в установленный срок до 29.04.2019 г. предписания Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее – Севреестр) об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № от 30.11.2017 г., а именно: не привел фактическое использование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (в районе троллейбусного депо №), в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка: магазины (код 4,4), общественное питание (4,6), установленными приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
В подтверждение, что Гаджиевым И.Б.о совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 25 ст.19.5 КоАП РФ, судебными инстанциями приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении № от 05.06.2019 г., предписание №79 от 30.11.2017 г., распоряжение органа государственного надзора №60 о проведении внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя, акт проверки соблюдения земельного законодательства индивидуальным предпринимателем №44 от 15.05.2019 г., фототаблица, определения Севреестра об удовлетворении ходатайств и продления срока исполнения предписания №79 от 30.11.2017 г. от 29.03.2018 г., 29.10.2018 г., 20.03.2019 г.
Вместе с тем, выводы судов первой и второй инстанций о наличии в деянии Гаджиева И.Б.о состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, материалами дела не подтверждаются.
Так, диспозицией ч.25 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
Согласно п. 1.1, 1.2 Положения об управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 19.01.2017 г. №23-ПП, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Управление) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учету недвижимого имущества на территории города Севастополя, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, землеустройству, государственному мониторингу земель, а также функции государственного земельного надзора, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров на территории города Севастополя (далее - установленная сфера деятельности), входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Целью деятельности Управления является реализация переданных полномочий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сферах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, земельных отношений, контрольно-надзорных функций в указанных сферах на территории города Севастополя в соответствии с Соглашением между Росреестром и Правительством Севастополя от 11.10.2016, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 2433-р.
Таким образом, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя не является федеральным органом, осуществляющим государственный земельный надзор.
При таких обстоятельствах, деяние в виде невыполнения Гаджиевым И.Б.о в установленный срок предписания Севреестра ошибочно квалифицировано должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и судьями, рассмотревшими дело, по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов может быть вынесено решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Составы административных правонарушений, предусмотренные частями 1 и 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют единый родовой объект посягательства, им присущи одинаковые непосредственные объекты административного правонарушения, мотивы и условия их совершения.
Кроме того, санкция части 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает менее строгое административное наказание, чем санкция части 25 данной статьи.
Следовательно, в этом случае, переквалификация совершенного Гаджиевым И.Б.о деяния с части 25 на часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ согласуется с требованиями пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если названным Кодексом не установлено иное.
Ссылку защитника о невозможности исполнения предписания в связи с тем, что земельный участок на основании договора аренды земельного участка от 19.05.2006 г. предоставлен ФИО1 нельзя признать состоятельной, поскольку собственником здания, расположенного на данном земельном участке является Гаджиев И.Б.о, а нарушение земельного законодательства, согласно предписанию, за неисполнение которого он привлечен к административной ответственности, связано с использованием здания в других целях, чем разрешенное использование земельного участка.
При этом приведение разрешенного использования земельного участка в соответствие с фактическим использованием находящегося на нем здания является лишь одним из способов устранения указанного нарушения земельного законодательства.
Гаджиевым И.Б.о не представлены доказательства об использовании всех способов устранения нарушения требований земельного законодательства, в том числе, путем прекращения использования земельного участка не в соответствии с видом его разрешенного использования.
При таких обстоятельствах, а также учитывая факт невыполнения Гаджиевым И.Б.о в установленный срок (29.04.2019 г.) предписания Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя №79 от 30.11.2017 г., состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении судебные постановления подлежат изменению: совершенное Гаджиевым И.Б.о деяние следует переквалифицировать с части 25 на часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, считаю возможным назначить индивидуальному предпринимателю Гаджиеву И.Б.о наказание, согласно санкции части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 14 Ленинского судебного района города Севастополя от 17.07.2019 г. и решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 27.08.2019 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Гаджиева И. Байрама оглы изменить, совершенное Гаджиевым И.Б.о деяние переквалифицировать с части 25 статьи 19.5 КоАП РФ на часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ и назначать ему наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
В остальной части указанные судебные постановления оставить без изменения.
Заместитель председателя В.В. Бабич