63RS0039-01-2022-003190-78
2а-2621/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 июля 2022 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2621/2022 по административному исковому заявлению Щербака Валерия Никитовича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,
установил:
Щербак В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в перераспределении земельных участков.
В обоснование заявления указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 607 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №:4344. Для оформления смежного земельного участка площадью 188 кв.м истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земельных участков. Распоряжением от 07.04.2022 № РД-469 в заключении соглашения с перераспределении земельных участков отказано по причине того, что использование земельного участка для садоводства не соответствует разрешенным видам использования земельных участков расположенных в территориальной зоне парков, бульваров, набережных (Р-2) согласно Карте градостроительного зонирования г.о. Самара Правил землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61. С данным решением административный истец не согласен. Испрашиваемый земельный участок находится в фактическом пользовании семьи истца с 2000-х годов, не нем расположен принадлежащий истцу жилой дом общей площадью 38,3 кв.м с кадастровым номером №:869. На основании постановления Главы г. Самары от 07.09.2001 № 1189 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и Ящик Г.Н. 30.10.2001 был заключен договор аренды земельного участка № 010876з, предметом которого являлось аренда земельного участка расположенного по адресу: <адрес>. Пунктом 1.2 договора № 010876 з от 30.10.2001 установлено, что участок предоставляется арендатору для ведения садоводства. В дальнейшем договор аренды расторгнут, однако границы земельного участка с кадастровым номером №:4344 остались неизменны и соответствуют приложенной схеме.
Ссылаясь на данные обстоятельства, просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара 07.04.2022 № РД-469 об отказе в заключении соглашении о перераспределении земельных участков; обязать Департамент градостроительства г.о. Самара перераспределить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 188 кв.м путем присоединения к земельному участку, принадлежащему Щербаку В.Н. на праве собственности, с кадастровым номером №:4344.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Сычева О.В. требования поддержала.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности Беришвили В.Р. просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагая оспариваемое распоряжение законным и обоснованным (л.д. 36-39, 148-150).
Представитель заинтересованного лица СНТ «Знамя Октября» Бажутин М.Ю. в судебном заседании не возражал против административного иска, пояснил, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах СНТ «Знамя Октября» и находится в фактическом пользовании административного истца.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Так, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается в том числе схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного кодекса, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков (пункт 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 607 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №:4344, с разрешенным использованием: для садоводства.
15.03.2022 административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 188 кв.м, путем присоединения к земельному участку с кадастровым номером №:4344, принадлежащему ему на праве собственности.
Распоряжением от 07.04.2022 № РД-469 в заключении соглашения с перераспределении земельных участков отказано на основании подп. 11 п. 9 ст.39.29, подп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. п. 6, 7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ по причине того, что использование земельного участка для садоводства не соответствует разрешенным видам использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне парков, бульваров, набережных (Р-2) согласно Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61, а также в связи с тем, что образуемый земельный участок пересекает границы двух территориальных зон (зона садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) и зона парков, бульваров, набережных (Р-2)), что не допускается.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.
Часть 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенная в действие Федеральным законом от 31.12.2017 N 507-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливает, что обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 31.12.2017 N 507-ФЗ органы государственной власти, органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в ЕГРН, в целях обеспечения внесения таких сведений в ЕГРН в срок не позднее 1 января 2024 г.
Таким образом, для разрешения вопроса об отнесении конкретного земельного участка к определенной территориальной зоне необходимо соотнесение его координат с картой градостроительного зонирования, что невозможно без определения координат границ территориальной зоны, отображенной на соответствующей карте. Указанные выводы сделаны в определении ВС РФ от 20.01.2021 N 18-КАД20-36-К4.
Административным ответчиком не представлено сведений о границах территориальных зон с графическим описанием местоположения границ территориальных зон и перечнем координат характерных точек этих границ, которые позволили бы с достоверностью определить принадлежность испрашиваемого земельного участка к двум территориальным зонам.
Отсутствие в ЕГРН сведений о границах территориальных зон, определенных на Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61, административным ответчиком не оспаривалось.
Исходя из этого, сделать вывод об обоснованности оспариваемого распоряжения не представляется возможным.
Кроме этого, из материалов дела следует, что земельный участок в испрашиваемых границах был образован до введения Правил землепользования и застройки г.о. Самара (в редакции Решения Думы г.о. Самара от 29.12.2020 № 45 "О внесении изменений в Постановление Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре").
Так, согласно плану границ земельного участка в пользовании предыдущего владельца Ящик Г.Н. находился земельный участок общей площадью 885,6 кв.м, состоявший из земельного участка площадью 607,6 кв.м, принадлежавшего Ящик Г.Н. на праве собственности, и земельного участка площадью 278,00 кв.м, который был предоставлен Ящик Г.Н. в аренду на основании постановления Главы г. Самары от 07.09.2001 № 1189 и договора аренды земельного участка № 010876з от 30.10.2001, заключенного между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и Ящик Г.Н. (л.д. 25-29, 115-116).
Местоположение и конфигурация испрашиваемого через процедуру перераспределения земельного участка площадью 188 кв.м согласно представленной схеме соответствует местоположению и конфигурации ранее предоставленного в аренду земельного участка с незначительным уменьшением его площади (л.д. 14-15).
Испрашиваемый земельный участок расположен в границах СНТ «Знамя Октября» и находится в фактическом пользовании административного истца, который является членом данного СНТ, что подтверждается планом-схемой границ СНТ «Знамя Октября», справкой СНТ от 28.06.2022 и схемой земельного участка, подготовленной Администрацией Кировского внутригородского района г.о.Самара (л.д. 117, 121-122).
Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (статья 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Учитывая, что земельный участок был образован и предоставлен в пользование до введения в действие градостроительных регламентов, утвержденных Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, несоответствие фактического использования земельного участка разрешенным видам использования земельных участков, установленных регламентом, не может являться препятствием в реализации прав на земельный участок.
Положения пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ в данном случае также не подлежат применению, так как установленные статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требования к образуемым и измененным земельным участкам применяются в случаях изначального образования земельных участков в целях предоставления гражданину или юридическому лицу.
Поскольку административным истцом ставится вопрос о предоставлении через процедуру перераспределения земельного участка, который был образован и предоставлен до введения территориального зонирования, нахождение земельного участка в двух территориальных зонах не может ограничивать право на оформление такого участка в собственность или аренду.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не соответствует закону, нарушает права и законные интересы административного истца, создает препятствия к их реализации, что является основанием для признания распоряжения незаконным.
Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В целях восстановления нарушенных прав истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть и принять решение по заявлению о перераспределении земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Щербака Валерия Никитовича к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 07.04.2022 № РД-469 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара заново рассмотреть заявление Щербака В.Н. о перераспределении земельных участков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 02.08.2022.