24RS0054-01-2018-002313-12
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2020 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Жулидовой Л.В.
при секретаре Васиной А.А.,
с участием представителя истца Галичанина И. Г. - Галичаниной И.А.,
представителей ответчика ООО «Ужурское ЖКХ» Шкуратовой М.Г. и Бурилиной Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Галичанина Ивана Геннадьевича к муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г. Ужура», Министерству промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, обществу с ограниченной ответственностью «Ужурское ЖКХ» о перерасчете оплаты за коммунальные услуги, взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Галичанин И.Г. изначально обратился в суд с исковым заявлением к МУП УК ЖКХ г. Ужура о защите прав потребителя. Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, где и зарегистрирован. Расчетно-кассовым центром истцу выставляется счет-квитанция за оплату услуг по предоставлению тепловой энергии в (Гкал) в размере 1,6835 Гкал за календарный месяц стоимостью 5768 рублей 42 копейки. 11 октября 2018 года Галичанин И.Г. обратился к эксперту Х.С.В. для проверки соответствия начисления за оплату услуг по предоставлению тепловой энергии в год, согласно Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354. 24 октября 2018 года он также обратился в МУП УК ЖКХ г. Ужура с претензией, к которой был приложен расчет объема годового потребления тепла. 23 ноября 2018 года истцу ответчиком был направлен ответ, из которого следует, что способ оплаты за коммунальную услугу по отоплению в Красноярском крае определен Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.16 № 373-п «О способах оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Красноярского края». Расчет платы за отопление по многоквартирным домам, не оборудованным коллективным прибором учета тепловой энергии, а также индивидуальным прибором учета тепловой энергии в жилом доме, производится по нормативам, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 30.04.2016 № 217-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края», равномерно в течение календарного года. Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные Постановлением №217-п, рассчитаны в соответствии с требованиями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306. Нормативы для города Ужура приведены в Приложении № 92 постановления № 217-п. Здесь учитывается этажность дома, год его постройки и материалы стен. В связи с этим считают, что все расчеты за отопление произведены верно и никакого перерасчета произведено не будет. Данные расчеты по предоставлению тепловой энергии, приложенные к ответу на претензию МУП «Управляющая компания ЖКХ г. Ужура» считает не обоснованными и не соответствующими закону. Получив ответ на претензию с отказом в удовлетворении его претензии, он обратился к эксперту Х.С.В., чтобы заказать экспертизу соответствия месячного расчета тепловой энергии для квартиры общей площадью 44,10 м^2, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно выводу эксперта объем потребляемой месячной тепловой энергии составляет: 1,2304 Гкалл/мес, объем тепловой энергии в квитанции ответчика составляет 1,6835 Гкалл/мес. то есть МУП «Управляющая компания ЖКХ г. Ужура» завысила объем тепловой энергии на 0,4531 Гкалл/мес. В соответствии с п.п. «г» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, исполнитель обязан производить расчет размера за предоставленные коммунальные услуги в установленном Правилами порядке и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги. Истец является потребителем коммунальных услуг согласно договора на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг № 1017 от 05 мая 2008 года. Ответчиком нарушено право потребителя на предоставление услуг надлежащего качества работ (услуг), предусмотренное ст. 4 ФЗ «О защите прав потребителей». Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказания услуг) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
В ходе рассмотрения дела истец изменил исковые требования, с учетом их увеличения и уточнений просит обязать ответчика произвести перерасчет оплаты за коммунальные услуги за период времени с 1 июля 2016 года и по 01.05.2020, взыскать с ответчика МУП «УК ЖКХ г. Ужура» в свою пользу сумму неосновательного обогащения в размере 40557 рублей 07 копеек, взыскать с МУП «УК ЖКХ г. Ужура» проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 88117 рублей 13 копеек, взыскать с МУП «УК ЖКХ г. Ужура» расходы за проведение экспертизы в размере 30000 рублей, взыскать с МУП «УК ЖКХ г. Ужура» предоплату по договору на оказание юридических услуг в размере 10000 рублей, взыскать с МУП «УК ЖКХ г. Ужура» в пользу истца оплаченную государственную пошлину в размере 1353 рубля.
Определениями суда от 24 апреля 2019 года и от 25 июня 2020 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края и ООО «Ужурское ЖКХ».
Определениями суда от 21 января 2019 года и от 28 июня 2019 года, к участию в деле в качестве государственных органов для дачи заключений по делу привлечены Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю.
Истец Галичанин И.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом и в срок. Ранее, участвуя в судебном заседании, на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснил, что общедомовой прибор учета тепловой энергии в его многоквартирном доме не установлен.
Представитель истца Галичанина И.А. в судебном заседании измененные исковые требования Галичанина И.Г. с учетом их увеличения и уточнения поддержала. Пояснила, что согласно расчету ООО «Ужурское ЖКХ» подлежит выплате 1814 рублей 45 копеек за период с 01 июля 2016 по 10 марта 2020 года. Сумма переплаты в размере 30287 рублей 87 копеек подлежит возврату с лицевого счета Галичанина в бюджет Красноярского края, при этом ответчик ссылается на Постановление № 400 от 30.04.2014. С данным расчетом она не согласна, полагает, что в данном случае нормы указанного постановления не могут быть применены для взыскания суммы излишне выплаченных денежных средств, необходимо применить постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена».
Представитель ООО «Ужурское ЖКХ» Шкуратова М.Г. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Пояснила, что расчет по оплате за коммунальные услуги производился ООО «Ужурское ЖКХ» по действующему нормативу. После отмены действующего норматива и принятия нового норматива с 11 марта 2020 года Галичанину И.Г. оплата за коммунальные услуги рассчитывается по новому нормативу. Полагает, что у ООО «Ужурское ЖКХ» отсутствует обязанность по перерасчету за период до 11 марта 2020 года, так как закон обратной силы не имеет.
Представитель ответчика ООО «Ужурское ЖКХ» Бурилина Т.М. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что перерасчет начислений за коммунальную услугу - отопление, за период с 01.07.2016 по 10.03.2020 по нормативу на отопление, согласно Приложению № 62 постановления Правительства Красноярского края № 217-п с изменениями, внесенными постановлением Правительства Красноярского края № 391-а от 26.05.2020, составил 32102 рубля 32 копейки. В соответствии с требованиями жилищного законодательства, в случае выполнения управляющей организацией перерасчета платы за любые коммунальные услуги за предыдущие расчетные периоды, производится перерасчет суммы к возмещению затрат граждан на оплату коммунальных услуг. Сделан перерасчет компенсации части платы граждан за комплекс коммунальных услуг по лицевому счету 10315 на сумму 30287 рублей 87 копеек. В случае, если суд придет к выводу, что перерасчет с 01.07.2016 года может быть выполнен, то к возмещению Галичанину И.Г. должна быть сумма в размере 1814 рублей 45 копеек.
Представитель ответчиков МУП «УК ЖКХ г. Ужура» и ООО «Ужурское ЖКХ» Поспелова О.В. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и в срок, в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что расчет платы за отопление по многоквартирным домам, не оборудованным коллективным прибором учета тепловой энергии, а также индивидуальным прибором учета тепловой энергии в жилом доме производился по нормативам, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 30.04.2015 № 217-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края», равномерно в течение календарного года. То, что в дальнейшем норматив был отменен, нет вины МУП «УК ЖКХ г. Ужура» в начислении по отмененному нормативу. С 2013 года многоквартирный дом по <адрес> находится в управлении ООО «Ужурское ЖКХ» и истцу необходимо было перезаключить договор управления. Именно ООО «Ужурское ЖКХ» является исполнителем предоставления коммунальных услуг потребителям данного многоквартирного дома. Договор на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг № 1017 от 05.05.2008, заключенный с МУП УК ЖКХ г. Ужура, на сегодняшний день утратил силу. Кроме того, ранее МУП УК ЖКХ г. Ужура производило сбор платежей и начисление за коммунальные услуги для ООО Ужурское ЖКХ», согласно заключенного договора на прием платежей физических лиц и ведение аналитического учета от 01.07.2013. 07 мая 2019 года данный договор был расторгнут, так как эти услуги осуществляет ООО «Ужурское ЖКХ». Не согласна с требованием о взыскании суммы за проведение экспертизы, так как при начислении за отопление квартиры истца был применен норматив, который соответствовал характеристикам дома, в соответствии с нормативами для г. Ужура, приведенными в Приложении № 92 постановления Правительства Красноярского края от 30.04.2015 № 217-п.
Представитель ответчика Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела представитель уведомлен надлежащим образом. В суд от заместителя министра Г.Е.В. поступили пояснения, из которых следует, что в компетенцию министерства не входят полномочия по предоставлению коммунальных услуг. Требования истца не могут распространяться на министерство. На основании данных по жилищному фонду, представленных администрацией Ужурского района, ресурсоснабжающей организацией и управляющими организациями, осуществлен расчет норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для категории домов: двухэтажные многоквартирные и жилые дома до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков в соответствии с требованиями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306. Значение норматива потребления коммунальной услуги по отоплению по указанной группе домов составило 0,0443 Гкал на 1 кв.м. Постановлением Правительства Красноярского края от 26.05.2020 № 391-п внесены соответствующие изменения в постановление Правительства Красноярского края от 30.04.2015 № 217-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края». Постановление вступает в законную силу через 10 дней после его опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 11.03.2020. Отношения, с которыми связаны требования истца, регулируются ЖК РФ, основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, Законом Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги», законом Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2839 «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями Красноярского края по реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» и постановлением Правительства Красноярского края от 09.04.2015 № 165-п «О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги». В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Министерство полагает, что часть заявленных требований находится за пределами срока исковой давности. В соответствии с реестром лицензий, размещенным на официальном сайте службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> осуществляет ООО «Ужурское ЖКХ» начиная с 17.04.2015 по настоящее время. При этом данная организация является исполнителем коммунальных услуг. По мнению министерства, МУП УК ЖКХ г. Ужура является ненадлежащим ответчиком в рамках спора по делу.
Представитель государственного органа, Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От государственного инспектора территориального подразделения по западной группе Б.С.А. поступили пояснения специалиста, согласно которым порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе за отопление, регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. В соответствии с п. 2(4) к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил № 354 при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(4): где: Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 2(6); Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. При определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) размера платы за коммунальную услугу по отоплению общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам; Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации; NТ - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, к количеству месяцев в календарном году; TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом Vi равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в жилом или нежилом помещении приборов отопления или в случае, если переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации. Таким образом, начисление платы за отопление в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета, как в данном случае, производится исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальной услуги отопление. Постановлением Правительства Красноярского края от 30.04.2015 №217-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению. В Приложении № 92 к Постановлению № 217-п утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в домах, расположенных на территории муниципального образования г. Ужур Красноярского края. Постановление № 217-п вступило в силу с 1 июля 2016 года. Решением Красноярского краевого суда от 23.10.2019 по делу № 3а-590/2019 по административному иску Галичанина И.Г. о признании не действующим в части приложения № 92 к Постановлению № 217-п, административный иск Галичанина И.Г. удовлетворен, признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение № 92 к Постановлению № 217-п в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в двухэтажных многоквартирных жилых домах со стенами из панелей до 1999 года постройки в размере 0,0509 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц. Решение суда вступило в законную силу 11.03.2020. Данная информация размещена на официальном сайте Красноярского краевого суда. Постановлением Правительства Красноярского краевого суда от 26.05.2020 № 391-п «О внесении изменения в Постановление № 217-п» в Постановление № 217-п внесены изменения, приложение № 92 изложено в новой редакции, в соответствии с которой: норматив потребления коммунальной услуги отопление для двухэтажных многоквартирных домов до 1999 года постройки, со стенами из панелей, блоков стал 0,0443 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц, вместо утвержденного ранее 0,0509 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц. Постановление № 391-п вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 11 марта 2020 года. Таким образом, с 11.03.2020 при начислении платы за отопление, следует применять норматив потребления коммунальной услуги отопление, равный 0,0433 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц, утвержденный Постановлением № 217-п (Приложение № 92) в редакции Постановления № 391-п, действующей с 11.03.2020 для двухэтажных многоквартирных домов, до 1999 года постройки, материал стен из панелей, блоков. Кроме того, размер компенсации части платы за комплекс коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление) рассчитывается за комплекс коммунальных услуг индивидуально по каждому жилому помещению в каждом расчетном периоде по сравнению с базовым периодом и может существенно различаться в каждом расчетном периоде. При увеличении в конкретном периоде объемов потребления коммунальных услуг по сравнению с базовым периодом, компенсация части платы граждан на разницу в объемах (и, соответственно, начисленных на данную разницу сумм) не предоставляется, так как расчет размера компенсации выполняется с учетом объемов, потребленных в базовом периоде. При меньшем объеме потребления в конкретном расчетном периоде коммунальных услуг по сравнению с базовым периодом, при начислении платы за комплекс коммунальных услуг по утвержденным тарифам и если начисление не превышает сумму, начисленную в базовом периоде, компенсация части платы граждан не предоставляется и (или) предоставляется в меньшем размере, что не является нарушением жилищного законодательства. Учитывая, что услуга отопление фактически в период с 09.12.2016 по 10.03.2020 предоставлялась, норматив потребления коммунальной услуги отопление был утвержден Постановлением № 217-п, считает, у ООО «Ужурское ЖКХ» отсутствует обязанность по возврату денежных средств за указанный период. Требования о выполнении перерасчета размера платы за расчетные периоды с 09.12.2016 по 09.12.2019 по нормативам, применяемым с 11.03.2020, не основаны на нормах действующего законодательства. Частью 1 ст. 6 ЖК РФ закреплен общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. При этом необходимо иметь ввиду, что ч. 2 ст. 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Таким образом, по общему правилу, неурегулированные законодательством либо в добровольном порядке вопросы, споры разрешаются в суде в порядке, установленном действующим законодательством. Государственный инспектор территориального подразделения по западной группе Б.С.А. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Службы.
Представитель государственного органа, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом. Начальник территориального отдела Г.Р.А. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя территориального отдела Управления, а также пояснил, что федеральный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, каковым является Федеральная служба по тарифам. Оценка обоснованности в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в полномочия Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности не входит.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу положений ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» утверждены «Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, которыми определены принципы и порядок расчета, утверждения и применения индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно п. 10 Основ формирования индексов, применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации. Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с п. 42(1) Правил (в редакции, действующей до 28.12.2018) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению
В п. 42.1 Правил (в редакции от 28.12.2018 и в последующих редакциях) в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Пунктом 67 Правил предусмотрено, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потреблений коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306.
На основании постановления Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 373-п «О способе оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Красноярского края», размер платы за коммунальную услугу по отоплению на территориях муниципальных образований Красноярского края определяется равномерно в течение календарного года, за исключением муниципального образования Красноярского края город Канск.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории муниципального образования Красноярского края город Ужур Ужурского района на отопительный период, определенные расчетным методом, согласно приложению N 92, утвержден Постановлением правительства Красноярского края от 30 апреля 2015 года № 217-п.
В судебном заседании установлено, Галичанину И.Г. на праве собственности принадлежит 2-комнатная квартира, общей площадью 44,1 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного 28 июля 2011 года.
Как следует из технического паспорта жилого помещения, <адрес>, расположена в двухэтажном панельном доме, состоит из двух комнат, общая площадь квартиры 44,1 кв.м., жилая площадь 27,9 кв.м.
Многоквартирный <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, не оборудован прибором учета тепловой энергии, в связи с чем, начисление оплаты за фактический объем потребления услуг по отоплению осуществляется исходя из утвержденного норматива потребления коммунальных услуг.
05.05.2008 между МУП «УК ЖКХ г. Ужура» и Галичаниным И.Г. заключен договор № 1017 на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг. Согласно п. 1.1 договора, заказчик передает, а исполнитель принимает за плату на техническое обслуживание инженерное оборудование <адрес> по адресу: <адрес>, общей площадью 44.1 кв.м, в том числе жилой 27,9 кв.м., а также обязуется обеспечить предоставление за плату коммунальных услуг: отопление 44,1 кв.м, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, вывоз твердых бытовых отходов, капитальный ремонт.
01 июля 2013 года между ООО «Ужурское ЖКХ», в лице директора Х.С.Е. и МУП «Управляющая компания ЖКХ г. Ужура», именуемое в дальнейшем «Оператор по приему платежей», в лице директора Ш.В.Л. заключен договор, из содержания которого следует, что МУП «УК ЖКХ г. Ужура» приняло на себя обязательства осуществлять от имени и за счет поставщика прием от плательщиков платежей за жилое помещение и коммунальные услуги в целях исполнения денежных обязательств плательщиков перед Поставщиком (по квитанциям, изготовленным Поставщиком), а также обязательства по осуществлению последующих расчетов с Поставщиком, ведение аналитического учета операций по расчетам за жилищно-коммунальные услуги (начисление, учет, обработка) с гражданами-собственниками, нанимателями жилых помещений, а также наймодателем муниципального жилищного фонда, заключающегося в составлении и хранении первичных и сводных ученых документов, осуществлении расчетных функций при составлении указанных документов, работу с гражданами-потребителями жилищно-коммунальных услуг по вопросам, связанным с расчетами за жилищно-коммунальные услуги, состоящей в выдаче справок, доставке расчетных документов, приеме населения по вопросам, связанным с расчетами за жилищно-коммунальные услуги.
Как следует из договора управления многоквартирным домом № 20543 от 14.01.2014, между Галичаниным И.Г. и ООО «Ужурское ЖКХ» в лице директора Х.С.Е. заключен договор на основании общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, от 09.10.2012, принятого большинством голосов. Из содержания договора следует, что Управляющая организация - ООО «Ужурское ЖКХ» по заданию Собственника обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги Собственнику (а также членам семьи собственника, нанимателям и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений), осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, установлено, что <адрес>, с 2013 года находится в управлении ООО «Ужурское ЖКХ», которое является исполнителем предоставления коммунальных услуг потребителям многоквартирного дома.
Соглашением от 07 мая 2019 года, ООО «Ужурское ЖКХ» и МУП «УК ЖКХ г. Ужура» расторгли договор на прием платежей физических лиц и ведение аналитического учета от 01.07.2013.
Как следует из акта проверки службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края № 5179-ж от 04 октября 2017 года, в ходе которого нарушений не было выявлено, в МКД отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии, начисление платы за КУ отопление выполняется исходя из утвержденных нормативов потребления КУ. Начисление платы за коммунальную услугу отопление в жилом помещении № 2 выполнено в соответствии с требованиями Правил № 354, согласно установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативам и тарифам.
Согласно Приложению № 92 к постановлению Правительства Красноярского края от 30 апреля 2015 года № 217-п, для многоквартирного жилого дома со стенами из панелей постройки до 1999 года, норматив потребления Гкал на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц был утвержден в размере 0,0509 Гкалл на 1 кв. метр.
Исходя из указанного норматива, Галичанину И.Г. начисление платы за отопление фактически производилось МУП «УК ЖКХ г. Ужура», а в дальнейшем ООО «Ужурское ЖКХ», что подтверждается представленными квитанциями.
Истец Галичанин И.Г. обратился к эксперту Х.С.В. для проверки соответствия начисления за оплату услуг по предоставлению тепловой энергии в Гкал в год, согласно Постановлению Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, а также проведения экспертизы, для установления, правильно ли произведен расчет месячного потребления тепловой энергии по указанной выше квартире.
Как следует из выводов заключения эксперта № 14/2018 от 04.12.2018, объем потребляемой месячной тепловой энергии по квартире, общей площадью 44,10 м^2, расположенной по адресу: <адрес> составляет: 1,2304 Гкалл/мес., объем тепловой энергии в квитанции 1,6838 Гкалл/мес.
В связи с указанными обстоятельствами Галичанин И.Г. обратился в МУП «УК ЖКХ г. Ужура» с претензией, в которой просил произвести перерасчет за тепловую энергию.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Х.С.В. пояснил, что почасовая нагрузка была им рассчитана согласно п. 3.1.4 ГОСТ (система подачи тепла). Температура воздуха в помещении задается системой отопления. Отапливаемая площадь зданий не включает в себя подвальные помещения, крыши, чердаки и другие не отапливаемые составные части здания или сооружения. В расчет им взята площадь, без учета подвального помещения и крыши, двухэтажного многоквартирного жилого дома. При определении норматива он руководствовался постановлением Правительства РФ № 306 от 23.06.2006, формула № 19.
В суд от заместителя руководителя Службы строительного надзора Б.Л.А. поступили пояснения, согласно которым, службой в рамках контроля осуществления государственного лицензионного контроля в октябре 2017 года рассмотрено обращение Галичанина И.Г. по вопросу начисления платы за коммунальную услугу отопление в жилом помещении № многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. В рамках рассмотрения обращения Службой проведена внеплановая документарная проверка в отношении управляющей компании ООО «Ужурское ЖКХ», осуществляющей начисление платы за коммунальные услуги. Проверкой установлено, что МКД не оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии. Техническая возможность установки ОДПУ ТЭ отсутствует, согласно предоставленному ООО «Ужурское ЖКХ» акту обследования МКД от 11.12.2012. Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Красноярского края утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 30.04.2015 № 217-п. Для указанного дома (1983 года постройки, двухэтажный панельный) нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению составляет 0,0509 Гкал/кв.м (согласно Приложению № 92 к Постановлению № 217-п). При проведении проверки начисления платы за коммунальную услугу отопление за расчетные периоды с января по август 2017 года нарушений обязательных требования Правил № 354 не установлено, управляющая организация выполняла начисления согласно формуле 2(1) приложения № 2 Правил № 354. В январе 2019 года Службой рассмотрено повторное обращение Галичанина И.Г. В ходе рассмотрения обращения, Службой проведена предварительная проверка в отношении управляющей организации ООО «Ужурское ЖКХ», за расчетные периоды с октября по декабрь 2018 года, установлено, что начисление выполнялось в соответствии с Правилами № 354. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Красноярского краевого суда от 23 октября 2019 года, в связи с тем, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен с нарушением требований Правил № 306, его размер определен неверно, приложение № 92 к постановлению Правительства Красноярского края от 30 апреля 2015 года № 217-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края» в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в двухэтажных многоквартирных жилых домах со стенами из панелей до 1999 года постройки в размере 0,0509 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 11.03.2020 решение Красноярского краевого суда оставлено без изменения.
Как следует из ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В связи с признанием недействующим приложение № 92 к постановлению Правительства Красноярского края от 30 апреля 2015 года № 217-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края» в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в двухэтажных многоквартирных жилых домах со стенами из панелей до 1999 года постройки в размере 0,0509 Гкал на 1 кв. метр, постановлением Правительства Красноярского края от 26.05.2020 № 391-п внесено изменение, которым норматив потребления коммунальной услуги по отоплению для жилых помещений со стенами из панелей, блоков до 1999 года постройки включительно, этажностью в 2 этажа установлен 0,0443 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц.
Согласно положению п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
Признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 ГК РФ, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта. Если нормативный правовой акт признан судом недействующим в связи с завышенным размером цены ресурса, потребитель соответствующего ресурса, добросовестно оплативший его стоимость поставщику ресурса, вправе взыскать с последнего переплату, в том числе за период до признания судом нормативного правового акта недействующим (пункт 1 статьи 424, подпункт 3 статьи 1103 ГК РФ), или зачесть это требование в отношении своих обязательств перед поставщиком (статья 410 ГК РФ). При этом поставщик не лишен права представить доказательства того, что излишне уплаченные денежные средства полностью или частично компенсированы потребителю ресурса иным способом (п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.12.2016 № 63).
Так как, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен с нарушением требований Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, его размер определен неверно, что повлекло взыскание с истца сумм завышенных оплат в период с июля 2016 года (с даты вступления постановления Правительства Красноярского края от 30.04.2015 № 217-п) по апрель 2020 года, что является основанием для перерасчета коммунальной услуги по отоплению.
В целях ограничения платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с требованиями ст. 157.1 ЖК РФ принят Закон Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги», устанавливающий расходные обязательства краевого бюджета.
В силу ст. 2 Закона Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2835, в случае если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией на текущий год в порядке, определенном законодательством превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса, производится компенсация части платы граждан за коммунальные услуги. Размер компенсации части платы граждан за коммунальные услуги (далее также - компенсация) определяется как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам), и платой с учетом предельного индекса. Величина, на которую в результате применения предельного индекса снижается плата за коммунальные услуги, рассчитанная по ценам (тарифам), и на основании которой рассчитывается размер компенсации, указывается в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг, отдельно по каждой коммунальной услуге и в целом по всем коммунальным услугам
В соответствии со ст. 4 Закона Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2835, финансовое обеспечение компенсации части платы граждан за коммунальные услуги является расходным обязательством Красноярского края и осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Для реализации Закона № 7-2835 принято постановление Правительства Красноярского края от 09.04.2015 № 165-п «О реализации отдельных мер по обеспечению ограничению платы граждан за коммунальные услуги», устанавливающее порядки расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги. Одним из условий получения исполнителями коммунальных услуг компенсации является то, что плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная с применением предельного индекса, не превышает плату граждан за коммунальные услуги в базовом периоде (декабрь предыдущего года).
Согласно п. 1.6 постановления Правительства Красноярского края от 09.04.2015 № 165-п «О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» при расчете компенсации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие: изменения набора коммунальных услуг; изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета коммунальных услуг; изменения фактических объемов потребления коммунальных услуг в результате проведения перерасчета размера платы за коммунальные услуги за прошедшие расчетные периоды.
Таким образом, при уменьшении размера платы за коммунальные услуги, компенсация части расходов на оплату коммунальных услуг будет либо ниже, либо будет отсутствовать вовсе.
ООО «Ужурское ЖКХ» представлен расчет изменения размера платы за коммунальную услугу по отоплению истцу в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с учетом соблюдения предельного индекса платы граждан за коммунальные услуги, в связи с изменением норматива по отоплению с 0,0509 Гкал на 1 кв. метр на норматив по отоплению 0,0443 Гкал на 1 кв. метр.
Из указанного расчета следует, в результате произведенной корректировки начислений и корректировки компенсации за период времени с июля 2016 года по март 2020 года, перерасчет за коммунальную услугу отопление составил 1814 рублей 45 копеек.
Таким образом, при перерасчете суммы компенсации гражданам в сторону уменьшения, последние будут вынуждены произвести возмещение в бюджет «излишне» предоставленной суммы субсидии. Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает такой обязанности со стороны граждан.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат.
Согласно Соглашению № 1 о предоставлении субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги от 20 января 2020 года, заключенный между Администрацией Ужурского района Красноярского края и ООО «Ужурское ЖКХ» возврату в бюджет подлежат только неиспользованные субсидии.
Расчет, представленный стороной истца за период времени с июля 2016 по апрель 2020 года, произведен без учета корректировки компенсации и составил 40557 рублей 08 копеек, в исковом заявлении истец просит взыскать в свою пользу 40557 рублей 07 копеек.
С учетом вышеуказанных норм, суд признает верным и принимает за основу перерасчет, представленный стороной истца, перерасчет проверен, размер начислений за коммунальную услугу - отопление соответствует данным, указанным в платежных документах, представленных стороной истца.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса
В соответствии с п. 2 ст. 1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Доказательств произведенного истцу ООО «Ужурское ЖКХ» перерасчета по отоплению за период с июля 2016 года по апрель 2020 года включительно, суду не представлено, при таких обстоятельствах сумма в размере 40557 рублей 07 копеек подлежит взысканию в пользу истца с ООО «Ужурское ЖКХ», так как установлено, что спорное жилое помещение находится в управлении ООО «Ужурское ЖКХ», именно ООО «Ужурское ЖКХ» является исполнителем предоставления коммунальных услуг потребителям спорного многоквартирного дома, а также осуществляет прием платежей физических лиц и ведение аналитического учета.
Доводы представителя ответчика Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о применении срока исковой давности, суд полагает не подлежащими удовлетворению, так как исковое заявление Галичаниным И.Г. в суд подано 13 декабря 2018 года, перерасчет он просит произвести с июля 2016 года, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности.
Согласно п. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Согласно п. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
При определении начала периода, за который подлежат взысканию проценты, установленные ст. 395 ГК РФ, необходимо учесть с какого времени ответчик узнал или должен был узнать о неосновательности сбережения денежных средств, в данном случае началом периода, суд считает необходимым определить с 11 марта 2020 года, то есть со дня вступления решения в законную силу о признании приложения № 92 к постановлению Правительства Красноярского края от 30 апреля 2015 года № 217-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края» в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в двухэтажных многоквартирных жилых домах со стенами из панелей до 1999 года постройки в размере 0,0509 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц не действующим.
Ответчиком заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по 02 октября 2020 года. Таким образом, проценты, рассчитанные по ст. 395 ГК РФ на сумму неосновательного обогащения за период с 11 марта 2020 года по 02 октября 2020 года составят 1144 рубля 04 копейки, исходя из следующего расчета:
Задолженность, |
Период просрочки |
Процентная ставка а |
Проценты, | ||
c |
по |
дни |
|||
[1] |
[2] |
[3] |
[4] |
[5] |
[1]x[4]x[5]/360 |
39 241,94 |
11.03.2020 |
26.04.2020 |
47 |
6% |
302,36 |
39 241,94 |
27.04.2020 |
21.06.2020 |
56 |
5,50% |
330,23 |
39 241,94 |
22.06.2020 |
26.07.2020 |
35 |
4,50% |
168,87 |
39 241,94 |
27.07.2020 |
02.10.2020 |
68 |
4,25% |
309,86 |
Итого: |
206 |
8,42% |
1111, 32 |
Задолженность, |
Период просрочки |
Процентная ставка а |
Проценты, | ||
c |
по |
дни |
|||
[1] |
[2] |
[3] |
[4] |
[5] |
[1]x[4]x[5]/360 |
1315,14 |
01.04.2020 |
26.04.2020 |
26 |
6% |
5,61 |
1315,14 |
27.04.2020 |
21.06.2020 |
56 |
5,50% |
11,07 |
1315,14 |
22.06.2020 |
26.07.2020 |
35 |
4,50% |
5,66 |
1315,14 |
27.07.2020 |
02.10.2020 |
68 |
4,25% |
10,38 |
Итого: |
185 |
32,72 |
(1111 рублей 32 копейки + 32 рубля 72 копейки) и подлежат взысканию в пользу истца с ООО «Ужурское ЖКХ». В остальной части требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) (абз. 2 п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела").
Истцом ко взысканию заявлена сумма в размере 30000 рублей за проведение экспертизы, в подтверждении указанных расходов представлена квитанция № 007606 от 04 декабря 2018 года. Истцом к исковому заявлению приложено заключение эксперта Х.С.В. № 14/2018. Перед экспертом был поставлен вопрос о том, правильно ли произведен расчет месячного потребления тепловой энергии по квартире общей площадью 44,10 м^2, расположенной по адресу: <адрес>.
Как разъяснено в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Учитывая, что истцом ООО «Ужурское ЖКХ» производилось начисление за отопление жилого помещения истца по нормативу, который соответствовал характеристикам дома, его этажности, года его постройки и материалам стен, в соответствии с нормативами для г. Ужура, приведенными в Приложении № 92 постановления Правительства Красноярского края от 30.04.2016 № 217-п, то, что норматив в дальнейшем был отменен не по вине управляющей компании, а также то, что истцом не представлено доказательств того, что без проведения указанной экспертизы у него отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований о взыскании суммы в размере 30000 рублей за проведение экспертизы.
Как следует из материалов дела, истцом Галичаниным И.Г. понесены расходы в виде предоплаты по договору за оказание юридических слуг в размере 10000 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1353 рубля, что подтверждается квитанцией от 09.07.2020.
Поскольку судом требования истца удовлетворены частично в размере 32,4%, соответственно с ООО «Ужурское ЖКХ» с учетом пропорционального удовлетворения части иска в пользу Галичанина И.Г. подлежат взысканию расходы по предоплате по договору за оказание юридических услуг в размере 3240 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1222 рубля 61 копейка.
Учитывая, что при подаче искового заявления истцом должна быть оплачена государственная пошлина в размере 3773 руб. 48 коп, а оплачена была в размере 1353 руб., то с Галичанина И.Г. в доход муниципального образования Ужурский район следует взыскать недоплаченную государственную пошлину в размере 2420 рублей 48 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Галичанина Ивана Геннадьевича к муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г. Ужура», Министерству промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края обществу с ограниченной ответственностью «Ужурское ЖКХ» о перерасчете оплаты за коммунальные услуги, взыскании неосновательного обогащения удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ужурское ЖКХ» произвести Галичанину Ивану Геннадьевичу перерасчет оплаты за коммунальные услуги за период с 01 июля 2016 года по апрель 2020 года включительно за квартиру, расположенную по адресу: Красноярский край, г. Ужур, улица Кирова дом 86 квартира 2.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ужурское ЖКХ» в пользу Галичанина Ивана Геннадьевича сумму неосновательного обогащения в размере 40557 рублей 07 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1144 рубля 04 копейки,расходы по предоплате по договору на оказание юридических услуг в размере 3240 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1222 рубля 61 копейки, а всего 46163 (сорок шесть тысяч сто шестьдесят три) рубля 72 копейки.
В удовлетворении остальной части исковых требований Галичанину Ивану Геннадьевичу отказать.
Взыскать с Галичанина Ивана Геннадьевича в доход муниципального образования Ужурский район государственную пошлину в размере 2420 (две тысячи четыреста двадцать) рублей 48 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Жулидова
Решение в окончательной форме изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.