РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-170-14
г. Черногорск 07 февраля 2014 г.
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе: председательствующего – судьи Ермак Л.В.
при секретаре Парсаевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой Е.А. к Тихомировой С.Е. о расторжении предварительного договора, взыскании суммы задатка,
УСТАНОВИЛ:
Макарова Е.А. обратилась в суд с иском к Тихомировой С.Е. о расторжении предварительного договора и взыскании суммы задатка, мотивируя свои требования тем, что 14 марта 2013 г. был заключен предварительный договор купли - продажи комнаты. Предметом договора является обязанность заключить в будущем договор купли-продажи комнаты, расположенной по адресу: *** *** В обеспечение исполнения договора истец передала ответчику задаток 20000 рублей, что подтверждается распиской. Основной договор должен быть подписан сторонами ***, затем срок продлен до ***, что подтверждается дополнительным соглашением. 12 сентября 2013 г. истцом было направлено ответчику соглашение о расторжении договора, со стороны ответчика никаких действий не последовало. Просит расторгнуть предварительный договор купли-продажи от 14 марта 2013 г., взыскать с ответчика сумму уплаченного задатка 20 000 рублей судебные расходы на оплату услуг представителя 10000 рублей, возврат государственной пошлины – 800 рублей.
В судебном заседании представитель истца Радченко О.В., действующий на основании доверенности от 19.10.2013 г., настаивал на требованиях и доводах, изложенных в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчик – адвокат Ким В.Ф., предъявивший удостоверение № 19/242 и ордер № 041751 от 07.02.2014 г., привлеченный в порядке ст. 50 ГПК РФ, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца, ответчика.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
14 марта 2013 г. между ответчиком Тихомировой С.Е. и истцом Макаровой Е.А. был заключен предварительный договор купли-продажи комнаты ***, расположенной по адресу: *** Б, в силу которого Тихомирова С.Е. (продавец) имела намерение продать, а Макарова Е.А. (покупатель) - купить объект недвижимости (п.1 договора). Согласно п. 5 договора в доказательство его исполнения Покупатель передает Продавцу денежную сумму в размере 20 000 рублей в качестве задатка.
15 марта 2013 года истцом передано ответчику 20000 рублей, что подтверждается распиской от 15.03.2013 г.
10 июня 2013 г. между ответчиком Тихомировой С.Е. и истцом Макаровой Е.А. было заключено дополнительное соглашение к предварительному договору купли-продажи комнаты, которым предусмотрено, что срок заключения основного договора – до 01 сентября 2013 г.
07 сентября 2013 г. ответчику было направлено уведомление о расторжении договора и возврате суммы задатка.
Согласно п.п. 1, 2 и 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами; условия договора определяются по усмотрению сторон кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно п. 1 ст. 429 Гражданского кодекса РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Таким образом, предметом предварительного договора является обязательство сторон по заключению в будущем основного договора.
Согласно п. 4 ст. 429 Гражданского кодекса РФ в предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.
Как установлено судом, 14 марта 2013 года между истцом и ответчиком был заключен предварительный договор купли-продажи комнаты; 10 июня 2013 г. подписано дополнительное соглашение к нему, предусматривающее обязательство сторон по заключению в будущем договора купли-продажи недвижимости, в срок не позднее 01 сентября 2013 года.
При таком положении основной договор купли-продажи должен был быть заключен между сторонами не позднее 01 сентября 2013 года, по истечении указанного срока обязательства сторон предварительного договора прекратились.
Однако, суд не может согласиться с требованием истца о признании указанного договора расторгнутым.
В соответствии с ч. 6 ст. 429 Гражданского кодекса РФ, обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
Поскольку на момент рассмотрения спора судом срок, в который должен был быть заключен основной договор (не позднее 01 сентября 2013 года), истек, данное обстоятельство при отсутствии в материалах дела сведений о направлении какой-либо из сторон другой стороне предложения заключить основной договор либо о заключении основного договора в силу положений п. 6 ст. 429 Гражданского кодекса РФ влечет прекращение обязательств, предусмотренных предварительным договором купли-продажи недвижимости от 14.03.2013 года, основания для расторжения указанного договора в судебном порядке отсутствуют.
Суд приходит к выводу о том, что истцам следует отказать в иске в части признания предварительного договора купли-продажи недвижимости, заключенного 14 марта 2013 года, расторгнутым.
В судебном заседании установлено, что истцом был передан ответчику задаток в обеспечение договора купли-продажи комнаты.
Факт передачи денежных сумм в размере 20000 рублей, подтверждается распиской от 15.03.2013 г.
В соответствии с п. 1 ст. 380 Гражданского кодекса РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.
Согласно п. 1 ст. 381 Гражданского кодекса РФ, при прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения (статья 416) задаток должен быть возвращен.
На основании изложенного, учитывая, что к моменту обращения истца в суд, срок заключения основного договора истек, требований о его заключении ни одна из сторон не направила, предварительный договор, заключенный между сторонами, прекратил свое действие, внесенные истцом в качестве обеспечения обязательств по исполнению договора денежные средства являются неосновательным обогащением ответчика за счет истца и подлежат возврату истцам, что согласуется с положениями ст. 1102 ГК Российской Федерации.
В силу изложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требования истца о взыскании с ответчика суммы задатка в сумме 20000 рублей.
В силу ч. 1 ст. 88Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрение дела.Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, подлежащая взысканию, составляет 800 руб. Из квитанций от 22.11.2013 года следует, что государственная пошлина оплачена истцом в размере 800 рублей, требования Налогового кодекса РФ соблюдены. Следовательно, у ответчика возникает обязанность вернуть истцу расходы по оплате государственной пошлины в размере 800 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Следовательно, управомоченным на возмещение таких расходов будет являться либо истец – при удовлетворении иска, либо ответчик – при отказе в удовлетворении исковых требований.
При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя лица, участвующего в деле, согласно сложившейся практике принимаются во внимание относимость расходов к делу, объем и сложность выполненной работы, продолжительность рассмотрения дела, объем защищаемого права, сложившаяся в данном регионе стоимость на сходные юридические услуги и другие обстоятельства, свидетельствующие о разумности этих расходов.
Факт оплаты истцом представителю расходов об оказании юридических услуг, подтверждается договором об оказании юридических услуг от 19.10.2013 г., распиской о передаче денежных средств на сумму 10000 рублей.
Исходя из принципа разумности и, учитывая цены, сложившиеся в Республике Хакасия на аналогичные услуги представителя по делам данной категории, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение расходов на оплату услуг представителя по составлению искового заявления 10 000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Тихомировой С.Е. в пользу Макаровой Е.А. сумму задатка в размере 20000 рублей, расходы на оплату услуг представителя – 10000 рублей, по возврату государственной пошлины – 800 рублей, всего 30800 (тридцать тысяч восемьсот) рублей.
Макаровой Е.А. в удовлетворении исковых требований о расторжении предварительного договора купли-продажи квартиры от 14 марта 2013 года, заключенного между Тихомировой С.Е. и Макаровой Е.А., отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ермак Л.В.
Мотивированное решение составлено 10 февраля 2014 г.