Дело № 2-625/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 марта 2015 года г. Рязань
Октябрьский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Поветкина Д.А., при секретаре Рузановой Е.И., с участием прокурора - помощника прокурора Октябрьского района г.Рязани Скорой О.В., представителя ответчика - Управления благоустройства города и дорожного хозяйства администрации г.Рязани и третьего лица - администрации г. Рязани Черных В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Октябрьского района г.Рязани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению благоустройства города и дорожного хозяйства администрации г.Рязани о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района г.Рязани обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению благоустройства города и дорожного хозяйства администрации г.Рязани о понуждении к совершению действий, и просил обязать ответчика устранить недостатки состояния дорожного покрытия на дорожном участке, расположенном в <адрес>, от <адрес> до перекрестка с <адрес>, путем устранения дефектов покрытия проезжей части данной автомобильной дороги (выбоин), приведя в соответствие с установленными нормативами ГОСТ Р 50597-93. Также прокурор просил установить ответчику срок для совершения указанных действий.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Октябрьского района г.Рязани проведена проверка исполнения действующего законодательства о безопасности дорожного движения на территории улично-дорожной сети <адрес> по адресу: <адрес> (от <адрес> до перекрестка с <адрес>). В рамках проведенной ДД.ММ.ГГГГ совместно с госинспекторами дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.Рязани проверки участка автомобильной дороги по адресу: <адрес>, от <адрес> до перекрестка с <адрес>, было установлено, что в нарушение Федерального закона «О безопасности дорожного движения» на проезжей части указанной автомобильной дороги имеются выбоины дорожного покрытия, не соответствующие требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: параметры выбоин не соответствуют предельно допустимым размерам в соответствии с требованиями п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93. Нарушения законодательства о безопасности дорожного движения создают реальную опасность защищенности граждан от вреда жизни и здоровью, материального ущерба, и в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия, связанного с нарушением законодательства о безопасности дорожного движения, могут повлечь за собой человеческие жертвы и существенный материальный ущерб. Прокурор Октябрьского района г.Рязани обратился в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц, так как предъявление настоящего искового заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защищать права и интересы всех граждан, находящихся и которые могут находиться на территории г. Рязани.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Рязани Скорая О.В. исковые требования поддержала и просила обязать ответчика устранить выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Управления благоустройства города и дорожного хозяйства администрации г.Рязани Черных В.М., одновременно представляющий интересы третьего лица администрации г.Рязани, факт указанных прокурором нарушений не отрицал и пояснил о том, что они были допущены из-за недостаточного финансирования, при этом указал, что срок для совершения действий, указанных в иске, считает недостаточным в виду того, что для выполнения работ по ремонту автомобильных дорог необходимо провести ряд организационных мероприятий, включающих в себя: оценку технического состояния автомобильных дорог, разработку проектов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог или сметных расчетов стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, непосредственное проведение и приемку указанных работ. При этом, для выполнения работ по изготовлению проектной (сметной) документации и для выполнения ремонта автомобильной дороги необходимо организовать две аукционные процедуры, срок их проведения составляет от 4 до 6 месяцев. Кроме того, в настоящий момент, без изготовления проектной (сметной) документации определить конкретный срок выполнения работ не представляется возможным. Помимо этого, представитель ответчика и третьего лица сослался на то, что работы по ремонту дорожного полотна можно выполнять только в теплое время года. С учетом изложенных обстоятельств, просил суд установить срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав объяснения прокурора и представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 5 ФЗ от 10 декабря 1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в числе прочего посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. №196-ФЗ, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 указанного Закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12).
При этом в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог являются дорожной деятельностью; п. 3 ст. 15 данного Закона устанавливает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Системный анализ вышеприведенных норм закона свидетельствует о том, что лицами, ответственными за содержание, ремонт, обеспечение безопасности движения на дорогах, являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также лица, на которых возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 5 части 1 статьи 9 Устава Муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области также установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения города Рязани.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Октябрьского района г.Рязани проведена проверка исполнения в г.Рязани действующего законодательства о безопасности дорожного движения.
В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение Федерального закона «О безопасности дорожного движения» на проезжей части автомобильной дороги по адресу: <адрес>, от <адрес> до перекрестка с <адрес>, имеются выбоины, просадкидорожного покрытия, не соответствующие требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Согласно ч. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 г., ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и др. нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии с п.1.1 решения Рязанской городской Думы от 23.12.2010 года № 745-I «Об утверждении Положения об управлении благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани» Управление является структурным подразделением администрации города Рязани и подчиняется заместителю главы администрации в соответствии с распределением обязанностей.
На основании п.3 указанного выше положения к основным задачам Управления относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. №221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Срок ликвидации повреждений дорожного покрытия улиц и дорог местного значения не должен превышать 10 суток.
Пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15см, ширине 60см и глубине 5см.
В нарушение вышеуказанных требований ГОСТ Р 50597-93, параметры выбоин дорожного покрытия, образовавшихся на проезжей части автомобильной дороги по адресу: <адрес>, от <адрес> до перекрестка с <адрес>,не соответствуют предельно допустимым размерам.
Стороной ответчика данные указанные обстоятельства не оспаривались.
В соответствии с п. «п» ч.3 ст. 39 Устава муниципального образования - городской округ г. Рязань Рязанской области к полномочиям администрации города Рязани в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города (далее - дорог местного значения); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, законами Рязанской области к полномочиям органов местного самоуправления (пп. «п» в ред. Решения Рязанской городской Думы от 22.12.2011 №457-1).
Решением Рязанской городской думы от 23.12.2010 г. №745-1 утверждено Положение об Управлении благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани.
В соответствии с п. 1.1. решения Рязанской городской Думы от 23.12.2010 №745-1 «Об утверждении Положения об управлении благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани» Управление является структурным подразделением администрации города Рязани и подчиняется заместителю главы администрации в соответствии с распределением обязанностей. Управление обладает правами юридического лица, имеет бланки, печать со своим наименованием и символикой города Рязани, необходимые штампы, согласованные в установленном порядке, имеет право открывать лицевые счета в финансово-казначейском управлении администрации города Рязани, Управлении Федерального казначейства по Рязанской области. Управление является главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании п. 3 указанного выше Положения к основным задачам Управления относится: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Следовательно, так как полномочия по дорожной деятельности в отношении дорог местного значения входят в компетенцию Управления благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани, то данный ответчик является лицом, ответственным за содержание и ремонт вышеуказанной проезжей части автомобильной дороги, расположенной в <адрес>, от <адрес> до перекрестка с <адрес>.
Как следует из материалов дела и пояснений в судебном заседании лиц, участвующих в деле, вышеуказанные повреждения дорожного покрытия проезжей части указанной автомобильной дороги ответчиком не устранены ни в требуемый срок (10 суток), ни до настоящего времени. Данный факт подтверждается также постановлением мирового судьи судебного участка № 17 объединенного судебного участка Октябрьского района г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении УБГДХ администрации города Рязани к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства.
В порядке ст.56 ГПК РФ суд возлагал на ответчика обязанность предоставить доказательства в обоснование возражений на предъявленные истцом требования, однако, каких-либо доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком суду не представлено.
Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст.24 ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения.
Оценивая в совокупности указанное выше, суд приходит к выводу, что ответчик - Управление благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения с нарушением требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения. Невыполнение вышеперечисленных требований законодательства может повлечь причинение вреда неопределенному кругу лиц, так как нарушения законодательства о безопасности дорожного движения создают реальную опасность защищенности граждан от вреда жизни и здоровью, материального ущерба. В случае возникновения дорожно-транспортного происшествия, связанного с нарушением законодательства о безопасности дорожного движения, может повлечь за собой человеческие жертвы и существенный материальный ущерб.
Учитывая, что факт дефектов дороги, создающих опасность при автомобильном движении, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, суд считает, что требование прокурора Октябрьского района г.Рязани в интересах неопределенного круга лиц о возложении на ответчика обязанности по приведению дороги в соответствие с требованиями законодательства в определенный срок, законно и обоснованно.
Вместе с тем, оценивая доводы представителя ответчика и третьего лица о недостаточности времени для устранения выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, суд находит их обоснованными и считает целесообразным установить срок для совершения вышеуказанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Октябрьского района г. Рязани в интересах неопределенного круга лиц к Управлению благоустройства города и дорожного хозяйства администрации г.Рязани о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать Управление благоустройства города и дорожного хозяйства администрации г. Рязани устранить недостатки состояния дорожного покрытия, расположенного в <адрес>, от <адрес> до перекрестка с <адрес>, устранив дефекты покрытия проезжей части данной автомобильной дороги (выбоины) в соответствии с установленными нормативами ГОСТ Р 50597-93.
Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий - до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке или на него может быть подано представление в Рязанский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья - подпись
Копия верна.Судья Поветкин Д.А.