дело № 2-3612/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 октября 2015 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,
при секретаре Шохиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасьевой ЕА к администрации г. Канска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Афанасьева Е.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к администрации г. Канска о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в черте г. Канска,
Свои требования мотивировал тем, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в нп. Емельяново Емельяновского района Красноярского края, относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители мать Казак В.М. и отец Афанасьев А.Н. решением Емельяновского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав. Постановлением администрации Емельяновского района № от 20.07.1994г. несовершеннолетние дети, в том числе и Евгения, определены в детское муниципальное учреждение, за ними закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>2. По достижению совершеннолетия Афанасьева Е.А. ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации ее жилищных прав обратилась в Министерство образования и науки Красноярского края с заявлением о предоставлении жилого помещения в городе Канске. Решением краевой комиссии включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Согласно Приложению № к приказу Министерства образования и науки от 10.04.2015г. № Афанасьева Е.А. включена в список под №. До настоящего времени Афанасьева Е.А. жильем не обеспечена, имеет двоих малолетних детей, вынуждена арендовать жилье.
Просит обязать администрацию г. Канска предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте г. Канска общей площадью не ниже установленных социальных норм в г. Канске.
В судебном заседании истец Афанасьева Е.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что она является сиротой, стоит на учете в Министерстве образования, но ее очередь еще очень далеко, поэтому она вынуждена обратиться в суд.
Представитель истца Огонькова Т.В. требования истца поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г. Канска Колмакова В.А. (на основании доверенности) исковые требования не признала, суду пояснила, что администрация г. Канска не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку самостоятельно администрация г. Канска не приобретает жилье сиротам, а только при поступлении соответствующих средств от Министерства образования Красноярского края.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель третьего лица МКУ «Управление образования г. Канска Пономарева О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования.
Заслушав участников процесса, суд полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Ст. 14 ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ с изм. на 15.02.2006г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
Ст.8 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, оставшиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей находящимся на территории РФ не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ
В соответствии со ст. 49 ч.1 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда; ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. ДД.ММ.ГГГГ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
Включение в список лиц, указанных в п.1 настоящей статьи, осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений. При совпадении дат подачи заявлений (ходатайств) включение в список осуществляется в алфавитном порядке фамилий граждан.
Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
В соответствии со ст.8 ФЗ 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Статья 1 Закона Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от ДД.ММ.ГГГГ N 12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Передаваемые государственные полномочия включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление их по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории лиц, а также лицам, которые относились ранее к данной категории и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.
Согласно ст. 2 данного закона уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции: своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий; уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования осуществляет формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; заключает соглашения с органами местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий; контролируют осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также целевое использование предоставленных на эти цели финансовых средств.
Согласно ст.3 данного закона органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых настоящим Законом государственных полномочий: осуществляют государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края; заключают соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования, по реализации переданных государственных полномочий; представляют документы, отчеты, связанные с осуществлением ими государственных полномочий, а также отчеты об использовании финансовых средств, предоставленных из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий, в порядке и сроки, установленные уполномоченными органами исполнительной власти края; вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено в судебном заседании, Афанасьева Е.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в нп. Емельяново Емельяновского района Красноярского края (л.д.7,8), относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители мать Казак В.М. и отец Афанасьев А.Н. решением Емельяновского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав (л.д.9). Постановлением администрации <адрес> № от 20.07.1994г. несовершеннолетние дети, в том числе и Евгения, определены в детское муниципальное учреждение, за ними закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>2 (л.д.11). По достижению совершеннолетия Афанасьева Е.А. ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации ее жилищных прав обратилась в Министерство образования и науки Красноярского края с заявлением о предоставлении жилого помещения в городе Канске. Решением краевой комиссии включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Согласно Приложению № к приказу Министерства образования и науки от 10.04.2015г. № Афанасьева Е.А. включена в список под № (л.д.13). До настоящего времени Афанасьева Е.А. жильем не обеспечена, имеет двоих малолетних детей, вынуждена арендовать жилье (л.д.14).
Судом установлено, что с 1994 года Афанасьева Е.А. проживала на полном государственном обеспечении в детском государственном учреждении. Жилья на праве собственности или по договору социального найма не имеет. Между тем, до настоящего времени право истца на предоставление ей жилого помещения не реализовано, чем нарушаются права и законные интересы Афанасьевой Е.А. На праве собственности объекты недвижимости ни за нею, ни за ее родителями, не зарегистрированы.
Из материалов дела следует, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет жилым помещением обеспечена не была, ее право не было реализовано по независящим от нее обстоятельствам. Судом установлено, что Афанасьева Е.А. заявила о своем желании быть льготно обеспеченной жилым помещением ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено ее обращением в соответствующие инстанции. Таким образом, поскольку право Афанасьевой Е.А. на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения имеется и не реализовано, то следует удовлетворить ее исковые требования.
Суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному иску является администрация г. Канска. Афанасьева Е.А. является лицом из детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за нею жилого помещения. Следовательно, обеспечению жилым помещением она подлежит в порядке п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Местом жительства Афанасьевой Е.А. является г. Канск, что подтверждается ее регистрацией по месту жительства (л.д.14). Истец проживает в г. Канске, иного места пребывания не имела, поэтому должна быть обеспечена жилой площадью именно на территории г. Канска.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
исковые требования Афанасьевой ЕА к администрации г. Канска о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Обязать администрацию г. Канска предоставить Афанасьевой ЕА, ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте населенного пункта г. Канска Красноярского края, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения – 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца через Канский городской суд со дня вынесения решения.
Судья Глущенко Ю.В.