Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3003/2015 ~ М-3287/2015 от 25.08.2015

...

№ 2-3003/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2015 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шукшиной Л.А.,

при секретаре Дубовой И.А.,

с участием:

представителя истца Чулгарева А.А. – Вознюка И.В., допущенного к участию в деле по устному ходатайству, действующего на основании соглашения об оказании бесплатной юридической помощи, распоряжения начальника ОГКУ «Государственное юридическое бюро по Томской области» от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика администрации Советского района Города Томска – Есиповой А.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,

представителя ответчика администрации Города Томска – Тарасенко Н.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чулгарева А.А. к администрации Советского района Города Томска о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

к администрации Города Томска о наложении обязанности предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Чулгарев А.А. обратился в суд с иском к администрации Советского района Города Томска о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, к администрации Города Томска о наложении обязанности предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование заявления указано, что истец является инвалидом группы с детства, имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с п. 8 Перечня заболеваний, утвержденным постановлением правительства РФ № 817 от 21.12.2004. В собственности истца находится квартира <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию района с заявлении о признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, в чем было отказано решением от ДД.ММ.ГГГГ. Решение об отказе не мотивировано, нарушает право истца получить жилое помещение по договору социального найма, право на внеочередное предоставление жилого помещения, право на дополнительную жилую площадь.

В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в своё отсутствие, направил представителя.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что о дате вручения истцу решения администрации района ничего не известно, надлежащим образом ответ не вручался. Обращаясь в администрацию района, истец просил о признании нуждающимся по п. 3 ст. 51 ЖК РФ, а именно как проживающему в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, поскольку не имеет иного жилого помещения. Требование к администрации города заявлено о внеочередном предоставлении жилого помещения в связи с признанием ранее занимаемого жилого помещения непригодным для проживания. Однако при определении площади помещения должно быть учтено право на дополнительную жилую площадь.

Представитель ответчика администрации Советского района Города Томска исковые требования не признала, поддержала отзыв на иск. Указано, что истцом при обращении не было представлено документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма, решение от ДД.ММ.ГГГГ считала законным. Решение принято на основании методики признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Истец является собственником непригодного для проживания помещения, не имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по правилам ст. 57 ЖК РФ, для него предусмотрен иной порядок, а именно порядок изъятия и выкупа жилого помещения.

Представитель ответчика администрации Города Томска исковые требования не признала. Пояснила, что истец не имеет права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания, поскольку является собственником, а не нанимателем этого помещения. Не имеет истец и права на представление жилого помещения как больной с тяжелой формой хронического заболевания, поскольку не принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, дополнительно не включен в список лиц (семей), имеющих больного с тяжелой формой хронического заболевания.

Заслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, суд усматривает основания для признания незаконным решения администрации Советского района Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Чулгарева А.А., но не находит оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством (п. «о» ст. 71, ч. 1 ст. 76 Конституции РФ).

15.09.2015 введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Исковые требования Чулгарева А.А. содержат как требование об оспаривании решения органа местного самоуправления, подлежащее рассмотрению в порядке административного судопроизводства, так и требование о предоставлении жилого помещения, подлежащее рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Поскольку правильное определение вида судопроизводства (гражданское исковое или административное исковое), в котором подлежат защите права и свободы гражданина, несогласного с решением (действиями, бездействием) органа местного самоуправления (органа государственной власти), зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд, заявление Чулгарева А.А. было принято к рассмотрению в порядке искового производства.

Это не препятствует суду оценить законность решения администрации Советского района Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ по правилам административного судопроизводства, поскольку ни подведомственность, ни подсудность административных требований не нарушается.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 2), к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Чулгарев А.А. обратился в администрацию Советского района г. Томска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, основанием принятия на учет указал проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма установлен ЖК РФ.

Так, согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Истец является собственником жилого помещения – квартиры <адрес>. Жилой дом признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу (утвержденное заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ).

Тем самым, истец обладает правом обратиться в уполномоченный орган (подразделение) Муниципального образования для признания нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Как следует из ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. (ч. 3).

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (ч. 4).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет. (ч. 5).

ДД.ММ.ГГГГ за Чулгареву А.А. дан ответ на его заявление. Указано, что заявление рассмотрено на заседании жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ (протокол утвержден распоряжением администрации Советского района Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ); указано, что в принятии на учет отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании представитель администрации Советского района Города Томска пояснила, что причиной отказа явилось то, что Чулгарев А.А. не был признан малоимущим гражданином для целей признания нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, решение принято на основании методики признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Однако в решении ответчика от ДД.ММ.ГГГГ таких мотивов отказа не содержится.

В соовтетсвии с ч.ч. 2 и 3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ не содержит основания такого отказа, в решении имеется лишь отсылка на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

Тем самым, суд лишен возможности поверить законность и обоснованность принятого администрацией района решения в связи с немотивированностью такого решения.

Такое решение должно быть признано незаконным, а на администрацию Советского района Города Томска должна быть возложена обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять решение по заявлению Чулгарева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями закона.

При этом не подлежит удовлетворению требование истца о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь.

Обязательным основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма является нуждаемость в таком помещении.

К моменту рассмотрения дела истец в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении не признан.

Согласно частей 1, 8 и 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Истец является собственником жилого помещения в аварийном доме, доказательства нуждаемости в жилом помещении им не представлены.

Более того, изъятие жилого помещения производится путем выкупа, но сторонами может быть достигнуто соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого с определением выкупной цены изымаемого жилого помещения по правилам ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, предоставление жилого помещения взамен жилого помещения, расположенного на земельном участке, подлежащего изъятию для муниципальных нужд, возможно только при наличии соглашения, то есть при наличии согласия на данное предоставление не только со стороны собственника, но и со стороны органа местного самоуправления.

Доказательств согласия со стороны органа местного самоуправления суду не представлено. Наоборот, ответчиками представлены доказательства того, что производится изъятие жилого помещения путем выкупа.

Право истца на получение дополнительной жилой площади на основании постановления Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» также производно от нуждаемости в жилом помещении (ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Истец является одиноко проживающим лицом, постановление Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» к нему не применимо. Более того, это Постановление издано для целей п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, тогда как истец просит о признании нуждающимся по п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Тем самым, не имеется оснований для наложения обязанности предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Чулгарева А.А. к администрации Советского района г. Томска удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Советского района Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Чулгарева А.А..

Обязать администрацию Советского района Города Томска в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять решение по заявлению Чулгарева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями закона.

В удовлетворении требования к Администрации Города Томска о наложении обязанности предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь - Чулгареву А.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Томска в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

...

...

Судья Л.А. Шукшина

...

...

...

...

...

2-3003/2015 ~ М-3287/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Чулгарев Александр Андреевич
Ответчики
Администрация Советского района г. Томска
Администрация г. Томска
Другие
Тарасенко Наталья Сергеевна
Есипова Анастасия Евгеньевна
Вознюк Иван Викторович
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Шукшина Л.А.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
25.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.08.2015Передача материалов судье
25.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2015Подготовка дела (собеседование)
14.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.09.2015Судебное заседание
24.09.2015Подготовка дела (собеседование)
24.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2015Судебное заседание
21.10.2015Судебное заседание
26.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2017Дело оформлено
26.10.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее