Дело № 2-20/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Рудня 21 января 2015 года
Руднянский районный суд Смоленской области в составе:
Председательствующего - судьи Туроватовой М.Б.,
при секретаре – Куриленковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области к Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания о признании отказа в согласовании границ незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее Департаменту) о признании отказа в согласовании границ населенного пункта незаконным. Свои требования Администрация поселения мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Департамент о согласовании границ на юго-востоке населенного пункта д.Кругловка Руднянского района Смоленской области для дальнейшей постановки на кадастровый учет населенного пункта. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией поселения получен отказ от Департамента в согласовании границ на юго-востоке населенного пункта д.Кругловка Руднянского района Смоленской области по тем основаниям, что на юго-востоке в границу населенного пункта д.Кругловка входят нелесоустроенные земли лесного фонда Руднянского лесничества, собственником которых является Российская Федерация. На основании Свидетельства о государственной регистрации права Российской Федерации от 10.03.2011г. №67-АБ №, площадь земель лесного фонда Руднянского лесничества по СПК им. Кирова составляет 339,0 га., а лесоустройство в 2000 году было проведено только на площади 80,0 га., площадь нелесоустроенных лесных земель составляет 259,0 га. Данный отказ считает необоснованным по следующим основаниям. Согласно информации, представленной в июне 2014 г. Областным казенным учреждением «Смоленское управление лесничествами» Руднянское лесничество- филиал областного государственного казенного учреждения «Смоленское управление лесничествами» земельные участки населенного пункта д.Кругловка, согласно плана границ объекта землеустройства, не являются землями лесного фонда Руднянского лесничества – филиала ОГКУ «Смолупрлес». Кроме того, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области сообщило Администрации поселения, что в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, имеются материалы установления границ земель сельских населенных пунктов, передаваемых в ведение Кругловского сельского Совета на момент 1991 года и материалы перераспределения земель сельскохозяйственного производственного кооператива им.Кирова на момент 1993 года Руднянского района Смоленской области. Согласно вышеуказанных карт границы земель населенного пункта д.Кругловка Руднянского района Смоленской области остались прежними с 1991г., и после перераспределения земель сельскохозяйственного производственного кооператива им.Кирова в 1993г. – не изменились. Таким образом, отказ в согласовании границ не может подтверждаться свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г №67-АБ №, так как перераспределение земель сельскохозяйственного кооператива им.Кирова в 1993 году не изменило границ д.Кругловка Руднянского района Смоленской области. Просит суд: признать отказ Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания в согласовании границ на юго-востоке населенного пункта д.Кругловка Руднянского района Смоленской области для дальнейшей постановки на кадастровый учет населенного пункта, незаконным.
ДД.ММ.ГГГГ истец исковые требования уточнил и просил суд признать отказ Департамента в согласовании границ на юго-востоке населенного пункта д.Кругловка Руднянского района Смоленской области для дальнейшей постановки на кадастровый учет населенного пункта, незаконным, и обязать Департамент согласовать границы на юго-востоке населенного пункта д.Кругловка Руднянского района Смоленской области с Администрацией Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель истца С1, Глава Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области, и представитель истца – П1, действующая на основании доверенности, поддержали уточненные исковые требования и просили их удовлетворить. С1 дополнительно указала, что при разрешении данного дела спора о праве не имеется, поскольку Администрация Кругловского сельского поселения прав на земельные участки, вошедшие в границы населенного пункта Кругловка, не приобретет, установление границ населенного пункта является обязанностью Администрации Кругловского сельского поселения, предусмотренной Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления». Решением Совета депутатов Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Генеральный план Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области, он никем не оспорен и считается действующим. Процедура утверждения Генплана, по ее мнению, не была нарушена, так как вся требуемая информация была размещена на сайте Администрации и направлена всем заинтересованным сторонам, однако в течение 30 дней не поступило никаких возражений. При обращении в регистрирующий орган для постановки на кадастровый учет населенного пункта д.Кругловка, Администрации было предложено согласовать границы населенного пункта на юго-востоке, в связи с чем они и обратились в Департамент, который в свою очередь, зная что это не входит в его полномочия, не разъяснил о необходимости обращения в Федеральное Агентство лесного хозяйства.
Представитель ответчика Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания – К13, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и просила в иске отказать, поскольку Департамент является ненадлежащим ответчиком. Решением Совета депутатов Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Генеральный план Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области. В соответствии со сведениями, предоставленными истцом, указанным решением земли лесного фонда Руднянского лесничества Руднянского участкового лесничества (СПК им. Кирова), расположенные на юго-востоке населенного пункта д. Кругловка, включены в состав земель поселения. Согласно свидетельству о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия №, выданного взамен свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия №, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок (категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: участок лесного фонда (леса) с условным номером №, расположенный по адресу: Смоленская область, Руднянский район, в том числе: СПК им. Кирова -3390000 кв.м.). В силу п.1 ст.4.2 Федерального закона от 04.12.2006г. №201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный на юго-востоке населенного пункта д. Кругловка (территория бывшего СПК им. Кирова), явились Конституция Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации. Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения. Генерального плана городского округа определен статьями 20 и 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так, проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов, входящих в состав соответствующих городского округа, поселения, муниципального района, земельных участков из состава лесного фонда. Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №736, Федеральное агентство лесного хозяйства до ДД.ММ.ГГГГ согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда. Департамент не является органом, уполномоченным на принятие решения о согласовании включения земель лесного фонда ы границы поселения. Истцом была нарушена установленная действующим законодательством процедура согласования с собственником земель лесного фонда – Российской Федерацией в лице Федерального агентства лесного хозяйства перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Позиция Департамента, изложенная в ответах на письма истца от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ , основана на действующих нормах лесного, земельного и градостроительного законодательства. Ответ Департамента не может расцениваться как отказ в согласовании границ населенного пункта, а, следовательно, не нарушает прав и законных интересов Администрации Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области. Тем самым, предусмотренных законом оснований для признания незаконными действий и решений Департамента не имеется.
Представитель третьего лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, надлежащим образом извещенный о месте, времени и дате судебного заседания, в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствии представителя и вынести решение на усмотрение суда, возражения, дополнения, уточнения по делу отсутствуют.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Представитель третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства, надлежащим образом извещенный о месте, времени и дате судебного заседания, в судебное заседание не явился, направил в суд возражения на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать. Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №736, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области лесных отношений. Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства. Вместе с тем, при издании Решения Совета депутатов Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Генерального плана Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области» согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенного пункта вышеуказанного лесного участка из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не обеспечено. Согласно свидетельству о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия №, выданного взамен свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия №, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок (категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: участок лесного фонда (леса)) с условным номером № расположенный по адресу: Смоленская область, Руднянский район, в том числе: СПК имени Кирова -3390000 кв.м. В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлены доказательства включения в границы населенного пункта земельного участка из земель лесного фонда.
В соответствии с нормами ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание сторон.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Земельного Кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории в том числе: земли населенных пунктов (пункт 2) и земли лесного фонда (пункт (5).
Согласно ч.2 ст.7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (ч.1 ст. 83 ЗК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу ч.1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с ч.3 ст.6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно п.п. 1,2 ч.1 ст. 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Порядок подготовки и утверждения Генерального плана населенного пункта определен ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со ст.25 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п. 2 ч.1 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ проект Генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в следующих случаях в том числе: предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
В силу п.1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006г. №201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастр учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 14.12.2005г. Администрация Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области зарегистрирована в качестве юридического лица, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 08.10.2014г. № (л.д. 21-23).
Согласно п.21 ст. 7 Устава Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области (в редакции решения Совета депутатов Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области от 09.04.2014г. №200), утвержденного решением Совета депутатов Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области от 31.10.2005г. № к вопросам местного значения Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области относятся в том числе: утверждение генеральных планов сельского поселения, правил землепользования и застройки.
Решением Совета депутатов Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Генеральный план Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области, разработанный ОАО «НИИПГрадостроительства».
На запрос Администрации Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.82) Департаментом Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания дан ответ (л.д. 84) о том, что в границу населенного пункта д. Кругловка Кругловского сельского поселения (юго-восточная часть) входят нелеустроенные земли лесного фонда Руднянского лесничества, Руднянского (с) участкового лесничества (СПК им. Кирова); площадь земель лесного фонда Руднянского лесничества по СПК им. Кирова составляет 339,0 га., однако, лесоустройство в 2000 году было проведено только на площади 80,0 га, таким образом, площадь нелесоустроенных лесных земель составляет 259,0 га.
Согласно Свидетельству о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия №, выданного взамен свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия №, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок (категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: участок лесного фонда (леса) с условным номером №, расположенный по адресу: Смоленская область, Руднянский район, в том числе: СПК им. Кирова - 3390000 кв.м.) (л.д. 95).
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ года, составленного комиссией Руднянского участкового лесничества на основании материалов перераспределения земель 1992года и материалов лесоустройства 2000 года, площадь испрашиваемого участка (юго-восточная часть населенного пункта д.Кругловка) составляет 32,5 га., площадь покрытия лесной растительностью состоит из 3-х частей и составляет 22,4 га. Породный состав составляют следующие породы: осина, ольха серая, береза, встречаются единичные деревья породы дуб. Диаметры породы осина от 8 см. до 32 см., породы береза от 8 см. до 32 см., породы ольха серая от 8 см. до 24 см. Высота деревьев от 6м. до 15м. (л.д. 96).
ДД.ММ.ГГГГ Администрация Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области обратилась в Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания о согласовании границ на юго-востоке населенного пункта в д.Кругловка Руднянского района Смоленской области для дальнейшей постановки на кадастровый учет населенного пункта за № (л.д. 93).
Как следует из информационного письма заместителя начальника Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира за № от ДД.ММ.ГГГГ земли лесного фонда Руднянского лесничества – филиала ОГКУ «Смолупрлес» являются собственностью Российской Федерации, согласно Свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №67-АВ 667230. На территории Кругловского сельского поселения в границы д. Кругловка включены нелесоустроенные лесные участки, которые также относятся к землям лесного фонда и являются собственностью Российской Федерации. В связи с чем Департамент считает необходимым исключение всех лесных участков из границ населенного пункта (л.д. 15).
Вышеуказанное информационное письмо Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира явилось основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования Администрацией Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области о согласовании границ на юго-востоке населенного пункта в д.Кругловка Руднянского района Смоленской области предъявлены к ненадлежащему органу.
Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений; согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
Как следует из представленного суду информационного письма Федерального агентства лесного хозяйства от 17.07.2013г. за №ВЛ-03-54/7028, именно Федеральное агентство лесного хозяйства до ДД.ММ.ГГГГ согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда. Решение об утверждении генерального плана населенного пункта, принятое без предусмотренного действующим законодательством согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенного пункта лесных участков, является недействующим.
Суд приходит к выводу, что проект генерального плана Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области подлежал согласованию с Федеральным агентствам лесного хозяйства, так как предусматривал включению в соответствии с указанным проектом в границы населенного пункта, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно Положения о Департаменте Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.184-191), Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области по осуществлению переданных Смоленской области отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (п.1.1. Положения). В частности, Департамент осуществляет следующие полномочия: организацию и обеспечение на землях лесного фонда использование лесов, их охрану, защиту, воспроизводство; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах Смоленской области; федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах; мониторинг лесов в установленном законодательством России порядке; контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения арендной платы или платы, предусмотренной договором купли-продажи лесных насаждений, их начисление, учет, взыскание, принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных, взысканных сумм в бюджет, пеней и штрафов по ним; принятие и рассмотрение лесной декларации в соответствии с федеральным законодательством (раздел 3 Положения).
Таким образом, ответ Департамента не может быть расценен судом как отказ Администрации Кругловского поселения в согласовании границ на юго-востоке населенного пункта д.Кругловка Руднянского района Смоленской области, поскольку Департамент в данном конкретном случае не является органом, уполномоченным на принятие решения о согласовании границ населенного пункта.
Доказательств того, что Администрация Кругловского сельского поселения обращалась в Федеральное агентство лесного хозяйства с заявлением о согласовании границ на юго-востоке населенного пункта д.Кругловка Руднянского района Смоленской области, суду не представлено.
Таким образом, суд считает, что исковое заявление Администрации Кругловского сельского поселения Руднянского района Смоленской области к Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания о признании отказа в согласовании границ незаконным и обязании Департамент согласовать границы населенного пункта, не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Администрации МО Кругловское сельское поселение Руднянского района Смоленской области к Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания о признании отказа в согласовании границ незаконным и обязании согласовать границы населенного пункта, отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Руднянский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Б.Туроватова