Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2110/2023 ~ М-1630/2023 от 03.04.2023

Дело № 2а-2110/2023

73RS0001-01-2023-001815-66

    

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2023 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Гордеевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Козлова Олега Игоревича к заместителю управляющего Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области Вьюновой Ульяне Александровне, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконными действий в части размера удерживаемых денежных сумм, возложении обязанности устранить нарушение,

У С Т А Н О В И Л:

    административный истец Козлов О.И. обратился в суд с настоящим административным иском к административному ответчику заместителю управляющего Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области Вьюновой У.А. о признании незаконными действий в части размера удерживаемых денежных сумм, возложении обязанности устранить нарушение.

    В качестве административного соответчика судом к участию в деле привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.

    Административный иск мотивирован следующим.

    ДД.ММ.ГГГГ     года, он как взыскатель направил в адрес административного соответчика обращение об установлении суммы удержания с пенсии должника Зотовой К.В. в размере 50% от общей суммы страховой пенсии.

    ДД.ММ.ГГГГ     года им получен ответ за подписью заместителя управляющего Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области Вьюновой У.А. о том, что из пенсии должника Зотовой К.В. ДД.ММ.ГГГГ года производится удержание задолженности ежемесячно в размере 4 147,59 руб. Остаток задолженности на 01.04.2023 года составляет 16 196,82 руб.    

    Обращает внимание, что прожиточный минимум для пенсионеров с 01.01.2023 года составляет 12363,00 руб. Учитывая, что из пенсии должника ежемесячно удерживаются денежные средства в размере 4 147,59 руб., Козлов О.И. полагает, что размер удержаний составляет 20%, поскольку при удержании денежных средств в размере-50%, сумма взыскиваемых денежных средств составила бы 6 181,50 руб.

    В соответствии с ч. 3 ст. 29 ФЗ «О страховых пенсиях», удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты страховой пенсии.

    Часть первая названной статьи разъясняет, что решения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, распространяются лишь на случаи несоблюдения пенсионером положений ч. 5 ст. 26 ФЗ «О страховых пенсиях». Таким образом, положения указанной нормы никоим образом не распространяются на исполнительные документы и решения суда.

    В соответствии с абз. 2 п. 24 редакции № 1 приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 августа 2021 г. № 545н, удержание из установленной пенсии по исполнительным документам, поступившим на исполнение в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно от взыскателя производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в размере, не превышающем 20 процентов пенсии.

    Решением Верховного Суда РФ от 31.03.2022 года № АКПИ22-32 указанный пункт признан незаконным, т.к. Минтруд России фактически ввел новое правовое регулирование предела взыскания с пенсии должника при отсутствии на то полномочий, а, следовательно, пресекательная часть взыскиваемой органами ПФРФ по исполнительным документам и решениям суда пенсии увеличилась с 20% до 50%;

    Должностное лицо пенсионного фонда не может самостоятельно устанавливать процент удержания денежных средств без наличия исключительных обстоятельств (наличие которых должно подтверждаться самим должником) и делать это произвольно.

    Таким образом, изменение предельного размера взыскиваемой пенсии путём его уменьшения должно быть обусловлено тремя обязательными условиями: исключительность обстоятельств, в соответствии с которыми под угрозу попадают жизнь (здоровье) должника, либо его близких; подтверждение этих обстоятельств самим должником; недопустимость произвольности уменьшения размера без должной аргументации.

    В случае, если указанные обстоятельства не соблюдены, должностным лицом нарушаются положения ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, и даёт свободу для выборочного правоприменения.

    Уменьшение размера удержаний по исполнительному документу направленному в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем, возможно только по решению суда (часть 1 статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статья 434 Г Л РФ, часть 1 статьи 358 КАС РФ, часть 1 статьи 324 АПК РФ).

    Помимо прочего, изменение предельного размера взыскиваемой пенсии в меньшую сторону должно отвечать принципам разумности сроков исполнения решения суда и обязательности исполнения решения суда.

    Принцип обязательности исполнения судебного решения, а так же принцип разумности сроков его исполнения (как вытекающий из принципа обязательности) изложены в ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, ч. 1 ст. 6 Конституции РФ, абз. 5 ст. 3, ч. 1 ст. 6 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

    Обратное бы противоречило ч. 2 ст. 6 Конституции РФ, умаляло бы авторитет судебной власти, ставило бы указанную ветвь власти в зависимость от иных государственных ветвей власти (в частности, в зависимость от волеизъявления должностных лиц ПФР), либо органов местного самоуправления, организаций, граждан и т. д., что противоречит ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, ч, 2 ст. 1, ч. 1 ст. 5 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», частям 1, 2 ст. 8 ГПК РФ.

    Административный истец Козлов О.И. просит признать незаконным действие должностного лица- заместителя управляющего Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области Вьюновой У.А. о взыскании после ДД.ММ.ГГГГ денежных средств с пенсии должника в размере 20%, обязать должностное лицо Вьюнову У.А. установить ко взысканию 50% пенсии должника, взыскать с административного ответчика судебные расходы по настоящему административному делу в сумме 10 000 руб.

    Административный истец в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения административного дела, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.

    Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения административного дела.

    Представитель административного соответчика в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела представил в суд возражения, в которых указал, что удержания из дохода (пенсии) должника Зотовой К.А. производится в соответствии с действующим законодательством. Просит отказать Козлову О.И. в удовлетворении административного иска.

    Заинтересованное лицо Зотова К.В. в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела.

    Представитель заинтересованного лица по делу УФССП России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения административного дела.

    Суд определил рассмотреть административное дело по существу в отсутствие сторон.

    Исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

    Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

    Согласно ст.62 ч.1 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

    Положения ст.62 ч.2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

    В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

    Зотова К.В. является должником по денежным обязательствам перед взыскателем Козловым О.И. по решению Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 13.09.2022 года по делу №2-3428/2022.

    Так, названным решением суда от ДД.ММ.ГГГГ с Зотовой К.В. в пользу Козлова О.И. взыскана задолженность по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ : сумма невозвращенного основного долга за период с 24.05.2018 года по 24.07.2018 года в размере 10 574, 41 руб.; сумма неоплаченных процентов 8 065, 18 руб., неустойка 10 000 руб.

    Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, взыскателем получен исполнительный лист серии .

    Установлено, что Зотова К.В. является получателем страховой пенсии по старости на общих основаниях ( до ДД.ММ.ГГГГ- трудовой пенсии по старости). Размер пенсии с ДД.ММ.ГГГГ составляет 20 737, 94 руб. Выплата пенсии Зотовой К.В. производится на её счёт в <данные изъяты>

    В ДД.ММ.ГГГГ года в адрес административного соответчика поступили документы о взыскании с Зотовой К.В., как с должника, сумм по исполнительным документам:

- ДД.ММ.ГГГГ - постановление ОСП № 2 по Засвияжскому район; г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ об обращении взыскания на пенсию в рамки исполнительного производства , судебный приказ по делу №2-696/2022 от 14.02.2022 года, выданный судебным участком № 3 Засвияжского судебного района г. Ульяновска о взыскании с Зотовой К.В. задолженности по кредитным платежам в размере 29 057, 34 руб., пользу взыскателя ООО МКК «Срочноденьги» и ДД.ММ.ГГГГ исполнительный лист серии ДД.ММ.ГГГГ, выданный ДД.ММ.ГГГГ Засвияжским районным судом г. Ульяновска о взыскании задолженности по кредитному договору в общей сумме 28 639, 59 рублей в пользу индивидуального предпринимателя Козлова О.И.

    Исполнительный лист серии ДД.ММ.ГГГГ был предъявлен взыскателем Козловым О.И. непосредственно в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, минуя службу судебных приставов.

    В заявлении взыскателя ИП Козлова О.И. была указана сумма удержания - 50 % пенсии.

    В постановлении ОСП № 2 по Засвияжскому району г. Ульяновка от ДД.ММ.ГГГГ был установлен размер удержания: 50 % от дохода должника.

    Согласно ч. 3 ст. 98 Федерального закона «Об исполнительном производстве» лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных до должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.

    Лица, выплачивающие должнику заработную плату или периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны переводить удержанные денежные средства на депозитный счет с судебных приставов.

    В соответствии с ч. 2 ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов.

    В соответствии с ч.1 ст. 29 Федерального закона "О страховых пенсиях" удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании исполнительных документов; решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 данного Закона; решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

    Удержано может быть не более 50%, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70% страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). (часть 3 статьи 29 названного Закона).     Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

    С учетом указанной нормы постановление судебного пристава- исполнителя, которое в установленном порядке не оспорено, не признано незаконным и не отменено, являлось обязательным для Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области.

    Таким образом, исходя из действующего законодательства исполнительные документы, поступившие в пенсионный орган от судебного пристава- исполнителя, возлагают на пенсионный орган обязанность производить удержания из установленной гражданину страховой пенсии в размере определенном в постановлении судебного пристава-исполнителя.

    При этом законодательством установлен предельный размер удержаний по исполнительным документам - не более 50 % от дохода должника.

    Поскольку наряду с постановлением судебного пристава-исполнителя был предъявлен к исполнению еще исполнительный документ непосредственно взыскателем, оснований для удержания по постановлению ОСП максимальной суммы - 50 % от пенсии должника не имелось.

    В связи с этим административным соответчиком из пенсии должника Зотовой К.В. был установлен размер удержаний: по постановлению ОСП № 2 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ в размере 30% от 20 737, 94 руб., что составляет 6 221, 38 руб.; по исполнительному листу серии от ДД.ММ.ГГГГ и заявлению ИП Козлова О.Ю. был установлен 20 % удержаний от пенсии должника, что составило 4 147,59 руб. ежемесячно.

    Общий размер удержаний составил - 10 368,97 рублей (50 % пенсии).

    Итого за период с ДД.ММ.ГГГГ из пенсии Зотовой К.В. административным соответчиком удержано: по постановлению ОСП №2 по Засвияжскому району г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ года     по 6 221, 38 руб. ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а в пользу взыскателя Козлова О.И. удержано по 4 147, 59 руб. ежемесячно за аналогичный период.

    Остаток задолженности на ДД.ММ.ГГГГ составил: по постановлению ОСП № 2 по Засвияжскому району г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ- 4 171,82 руб.; по исполнительному листу серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ИП Козлова О.И. -12 049,23 руб.

    После удержания из пенсии за май 2023 года по постановлению ОСП № 2 по Засвияжскому району г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ остаток задолженности будет составлять - 0 рублей, по заявлению ИП Козлова О.И. - 7 901,64 рубля.

    Таким образом, удержание в размере 20 % из пенсии должника Зотовой К.В. на основании исполнительного листа, предъявленного в адрес административного соответчика непосредственно взыскателем - индивидуальным предпринимателем Козловым О.И., производилось Отделением в соответствии с действующим законодательством.

    В данном случае размер удержания из пенсии должника был установлен уполномоченным лицом в пределах, установленных законодательством, в связи с чем, административный иск Козлова О.И. удовлетворению не подлежит.

    Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Козлова Олега Игоревича к заместителю управляющего Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области Вьюновой Ульяне Александровне, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконными действий в части размера удерживаемых денежных сумм, возложении обязанности устранить нарушение - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Алексеева

срок принятия решения в окончательной форме 16.05.2023 года

2а-2110/2023 ~ М-1630/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Козлов Олег Игоревич
Ответчики
УФССП России по У/о
Вьюнова У.А.
ОСФР РФ по У/о
Другие
Зотова К.В.
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Алексеева Е. В.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
03.04.2023Регистрация административного искового заявления
04.04.2023Передача материалов судье
05.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
05.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2023Судебное заседание
16.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее