Дело № 12-802/2017
РЕШЕНИЕ
город Вологда, улица Гоголя, дом 89 29 июня 2017года
Судья Вологодского городского суда Вологодской области Зайцева М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы директора ООО «Атлант» Коренникова В. П. на постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Вологодской области Власова Е. А. №, №, №, №, №, №, №, от 10.02.2017 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
установил:
Постановлениями главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Вологодской области Власова Е.А. №, №, №, №, №, №, №, директор ООО «Атлант» Коренников В. П. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей по каждому постановлению.
В жалобах, поданных в Вологодский городской суд, Коренников В.П. ставит вопрос об отмене постановлений, приводя доводы об их незаконности. Ходатайствует о восстановлении срока для подачи жалобы, мотивируя тем, что первоначально обратился с жалобой на указанные постановления в установленный законом срок, однако определением суда жалоба была возвращена Коренникову В.П. для надлежащего оформления и подачи отдельной жалобы на каждое постановление.
В судебном заседании Коренников В.П. и его защитник Павлишина А.В. ходатайство о восстановлении срока и жалобу, по изложенным в ней доводам поддержали, просили удовлетворить.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьёй или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Суд полагает возможным восстановить Коренникову В.П. срок обжалования постановлений, признав причину пропуска срока уважительной.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Коренникова В.П., проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Ответственность за нарушение законодательства, регулирующего охрану труда, предусмотрена статьёй 5.27.1 Кодекса Российской Федерации, согласно части 3 которой допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить:
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Согласно ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.
В соответствии с ч. 7 ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила).
В силу п. 3 Правил освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем.
Как усматривается из материалов дела, в период с 12 декабря 2016 года по 30 декабря 2016 года по распоряжению и.о. заместителя руководителя государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда в Вологодской области Кириллова А.В. № от 05.12.2016 ГИТ в Вологодской области в отношении ООО «Атлант», зарегистрированного по адресу: <адрес>, проведена внеплановая выездная проверка, целью которой являлась проверка фактов нарушений требований охраны труда, выявленных в ходе расследования несчастного случая с работником ФИО1
В ходе проведения проверки работодателем не представлено документов, подтверждающих прохождение водителями - ФИО2 (дата приема на работу 01.10.2014 года), ФИО3 (дата приема на работу 01.08.2016 года) ФИО4 (дата приема на работу 01.11.2016 года), ФИО5 (дата приема на работу 08.11.2016 года) и машинистами крана - ФИО6 (дата приема на работу 01.10.2014 года), ФИО7 (дата приема на работу 01.06.2016 года), ФИО8 (дата приема на работу 13.12.2016 года) обязательных, за счет средств работодателя, предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров. Таким образом, вышеперечисленные водители и машинисты крана допущены работодателем к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного предварительного (при поступлении на работу) и периодического медицинского осмотра, что является нарушением ст. 76, 212, 213 Трудового кодекса РФ.
В ходе проведения проверки установлено, что в ООО «Атлант» не организовано проведение с работниками, за счет собственных средств работодателя, обязательных психиатрических освидетельствований в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 (ред. от 25.03.2013) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности», ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 14.10.2014), Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании. В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности», утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 психиатрические освидетельствование должны проходить - работники, выполняющие работы, непосредственно связанные с движением транспорта и др.
Документов (заключений), подтверждающих, что водители - ФИО2 (дата приема на работу 01.10.2014 года), ФИО3 (дата приема на работу 01.08.2016 года), ФИО4 (дата приема на работу 01.11.2016 года), ФИО5 (дата приема на работу 08.11.2016 года) и машинисты крана - ФИО6 (дата приема на работу 01.10.2014 года), ФИО7. (дата приема на работу 01.06.2016 года), ФИО8 (дата приема на работу 13.12.2016 года) проходили, за счет средств работодателя, обязательное психиатрическое освидетельствование, работодателем не представлено в виду их отсутствия.
Таким образом, вышеперечисленные водители и машинисты крана допущены работодателем к исполнению ими трудовых обязанностей (к работе) без прохождения в установленном порядке обязательных психиатрических освидетельствований в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 (ред. от 25.03.2013) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности», ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан прямее оказании» от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 14.10.2014), Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», чем нарушены требования ст. 76, 212, 213 Трудового кодекса РФ.
В ходе проведения проверки установлено, что в ООО «Атлант» не организовано проведение в течение месяца после приема на работу, а также периодического не реже одного раза в год обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда с работниками в соответствии с требованиями п. 10.10, 10.15 «Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте» ПОТ РМ-027-2003, утв. Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28, п. 2.2.1, 3.1 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утв. Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 №1/29.
Документов (протоколов), подтверждающих, что водители - ФИО2 (дата приема на работу 01.10.2014 года), ФИО3 (дата приема на работу 01.08.2016 года), ФИО4 (дата приема на работу 01.11.2016 года), ФИО5 (дата приема на работу 08.11.2016 года) и машинистами крана - ФИО6 (дата приема на работу 01.10.2014 года), ФИО7 (дата приема на работу 01.06.2016 года) проходили обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работодателем не представлено в виду их отсутствия.
Таким образом, вышеперечисленные водители и машинисты крана допущены работодателем к исполнению ими трудовых обязанностей (к работе) без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, что является нарушением ст. 76, 212, 225 Трудового кодекса РФ
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 30 декабря 2016 г. и послужили основанием для вынесения должностным лицом ГИТ в Вологодской области в отношении директора ООО «Атлант» Коренникова В.П. семи постановлений от 10 февраля 2016 г. №, №, №, №, №, №, №, о привлечении Коренникова В.П. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 руб. по каждому постановлению.
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают: протоколами об административных правонарушениях; распоряжением о проведении плановой выездной проверки; актом проверки; и другими материалами дела.
В ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях в отношении Коренникова В.П., в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее требования трудового законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Оценив собранные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо ГИТ ВО пришло к обоснованному выводу о виновности директора ООО «Атлант» Коренникова В.П., при этом выводы, изложенные в постановлениях соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Вопреки доводу жалобы, исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также конкретных обстоятельств совершения директором ООО «Атлант» Коренниковым В.П. противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, выразившемся в игнорировании установленных действующим законодательством требований по охране труда, направленных не только на обеспечение права работников на охрану здоровья, но и на обеспечение общественной безопасности, предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в материалах дела нет и заявителем не представлено. Факт добровольного устранения работодателем выявленных нарушений не свидетельствует о малозначительности совершенного деяния.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановлений должностного лица, не допущено. Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемых актов.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Оценивая представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, прихожу к выводу о том, что совершенное Коренниковым В.П. деяние образует единое событие и состав административного правонарушения.
То обстоятельство, что выявленные нарушения касаются допуска к работе с нарушением требований трудового законодательства и законодательства в области охраны труда разных водителей Общества, не является основанием для назначения самостоятельных наказаний в отношении каждого работника в отдельности.
В данном случае содеянное полностью охватывается составом одного административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, совершение которого влечет однократное привлечение лица к административной ответственности, вне зависимости от количества работников, в отношении которых были допущены нарушения, подпадающие под действие указанной нормы.
Из материалов дела усматривается, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Коренникова В.П. к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, были выявлены в рамках одной проверки, по окончании которой составлен один акт проверки. Все постановления вынесены должностным лицом ГИТ в Вологодской области в один день.
С учетом изложенного следует признать, что директору ООО «Атлант» Коренникову В.П. неправомерно вменено совершение семи самостоятельных административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Следовательно, Коренников В.П. подлежал привлечению к административной ответственности с вынесением одного постановления по делу об административном правонарушении и назначением одного наказания в пределах санкции ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Вологодской области Власова Е.А. №, №, №, №, №, №, №, от 10.02.2017 года подлежат изменению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Вологодской области Власова Е.А. №, №, №, №, №, №, №, от 10.02.2017 года изменить, и назначить директору ООО «Атлант» Коренникову В. П. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ штраф в размере 15000 рублей.
В остальной части названные акты оставить без изменения, жалобы без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.
Судья М.В. Зайцева.