Дело № 2-10173/2016 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2016г. г.Волгоград
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Шепуновой С.В.
при секретаре – Мидоновой Д.В.,
с участием истца Колесова А. В., представителей ответчика Общественной организации Волгоградское областное Общество охотников Шомы Ю. И., третьего лица Светличного С. В., представителей третьего лица Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области – Сигаева А. П., Чмовша В. В.ча,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 декабря 2016 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Колесова А. В. к Общественной организации Волгоградское областное Общество охотников и рыболовов о признании отказа незаконным, возложении обязанности выдать путевку и разрешение, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Изначально истец Колесов А.В. обратился в суд с иском к Общественной организации – Волгоградское областное общество охотников и рыболовов в лице председателя правления Волжского городского общества охотников и рыболовов о признании отказа незаконным и возложении обязанности к выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов, указанных в заявлении в охотничьи угодья Приморского охотхозяйства. В обоснование исковых требований указал, что он, являясь охотником, 06.09.2016г. обратился с заявлением к ответчику о выдаче ему разрешения на осуществление любительской охоты на добычу объектов животного мира на территории Приморского охотхозяйства – волка, шакала, лису, корсака, енотовидной собаки, зайца. Однако в выдаче путевки и разрешения на добычу охотничьих ресурсов ему отказано, по основанию, что данного вида зверей: волк, шакал в Приморском охотхозяйстве не имеется. Отказ написан от руки на обратной стороне заявления председателем Волжского ГООИР Светличным С.В.
Полагая отказ незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском. В этой связи просил признать отказ незаконным и обязать выдать ему путевку и разрешение на добычу объектов животного мира в охотхозяйстве «Приморский», возместить понесенные судебные расходы.
В процессе рассмотрения дела истец требования уточнил. Просил обязать ответчика выдать разрешение на добычу объектов животного мира в Приморском охотхозяйстве только в отношении – волка.
В судебном заседании истец Колесов А.В. исковые требования с учетом уточнения поддержал, настаивал на их удовлетворении. Дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ я получил отказ в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов, по причине того, что данного вида зверей (волк, шакал) в «Приморском» охотохозяйстве не наблюдается. Данный отказ в выдаче разрешения нарушает мое право на пользование животным миром, предусмотренное Федеральным законом от 24.04.1955 №520ФЗ «О животном мире», по следующим обстоятельствам. Отказ дан по основаниям не установленным Приказом МПРиЭ РФ №379. Просил также взыскать понесенные затраты на судебные издержки оплату государственной пошлины в размере – 300 руб. 00 коп.
Представитель ответчика Общественной организации Волгоградское областное Общество охотников и рыболовов, действующий на основании доверенности - Шома Ю.И. против удовлетворения требований возражал. Пояснил, что отказ вызван тем, что в охотхозяйстве объект животного мира – волк отсутствует. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.04.2010г. №138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» и Приложениях к нему, установлены нормативы допустимого изъятия: охотничьих ресурсов, в отношении которых утвержден лимит добычи; охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, состоящие из показателей максимальной и минимальной численности. В соответствии с приложением №2 к приказу, показатель максимальной численности волка на 1000 го составляет 0,05, что в пересчете в абсолютных числах образует одну особь на 20 000 га. Охотхозяйство «Приморское» занимает площадь более 154,4 тысячи гектар, соответственно нормативный показатель этого вида пушного зверя, в случае его наличия, составляет 7,7 особей. Однако как следует из сводной ведомости результатов зимнего маршрута учета в 2015-2016 г.г., в охотничьем хозяйстве «Приморское», волк как охотничий ресурс, отсутствует.
Третье лицо Светличный С.В. в судебном заседании против удовлетворения требований возражал, мотивируя тем, что он отказал истцу в выдаче путевки и разрешения на охоту на волка и шакала, поскольку волк в охотхозяйстве Приморский отсутствует, в отчете указано о наличии двух особей лишь со слов населения.
Представители третьего лица Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области – Сигаев А.П., Чмовш В.В. при принятии судом решения полагались на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив материалы дела, находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950г., каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч.1,2 ст. 46 Конституции РФ.
В ходе судебного заседания установлено, что Общественная организация – Волгоградское областное общество охотников и рыболовов является охотпользователем на территории Волгоградской области. За охотпользователем закреплены охотничьи хозяйства, в том числе и «Приморское», что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства. При этом, согласно Уставу охотпользователь Общественная организация – Волгоградское областное общество охотников и рыболовов имеет свои структурные подразделения во всех муниципальных образованиях Волгоградской области и г. Волгограда.
В соответствии с приказом №86-П от 26.04.2016г. председателем правления Волжского Городского общества охотников и рыболовов назначен Светличный С.В. (л.д.21).
Судом установлено и следует из материалов дела, что 06.09.2016г. Колесов А.В. обратился с заявлением в Общественную организацию – Волгоградское областное общество охотников и рыболовов о выдаче разрешения на добычу объектов животного мира: волка, шакала, лису, зайца, корсака, енотовидной собаки на территории охотничьих угодий Приморского охотхозяйства.
08.09.2016г. председателем Правления Волжского городского общества охотников и рыболовов Светличным С.В. дан отказ на добычу волка и шакала, который мотивирован тем, что при пересчете зверя данного вида зверей в Приморском охотхозяйстве не наблюдается.
Истец полагает отказ незаконным в связи с чем, обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешение на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Действующим нормативным актом – Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.08.2014 №379 прямо предусмотрена обязанность охотпользователя – в данном случае ОО «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» рассматривать заявления о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов. В связи с че суд полагает, что истец Колесов А.В. обратился в суд с иском к надлежащему ответчику.
В силу ст.31 Закона выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется физическому лицу, указанному в ч.1 ст. 20 настоящего Федерального закона, в случаях осуществления им охоты :
а) в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения;
б) в общедоступных охотничьих угодьях - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Колесов А.В. имеет охотничий билет и в силу положений ч.1 ст.20 Закона признается охотником, что не оспаривается сторонами по делу.
Из материалов дела также следует, что Волгоградское областное общество охотников и рыболовов имеет долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира Серии О №..., сроком действия с 03.09.2007г. по 27.08.2017г.
На основании договора №..., заключенного между администрацией Волгоградской области и Волгоградским ... обществом охотников и рыболовов, последнему предоставлена территория, акватория, необходимая для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в границах Волгоградской области (охотничье хозяйство) – «Приморское» площадью 154443 га.
Согласно ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», любительская и спортивная охота осуществляется физическими лицами, указанными в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях.
Любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в ч.1 ст.20 настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3.2 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 16.11.2010 г. № 512.
По смыслу приведенных норм Закона, путевка является документом, подтверждающим существование гражданско-правовых отношений между лицом, указанным в п.1 ст.20 комментируемого Закона, и лицом, предоставляющим охотничьи угодья в пользование.
Разрешение на добычу охотничьих ресурсов является правовым инструментом публичного ограничения добычи охотничьих ресурсов в целях обеспечения неистощительного пользования охотничьими ресурсами.
При этом отсутствие указанных документов в процессе любительской охоты, является основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Таким образом, нормы ст.14 Закона в императивном порядке предписывают лицу, являющемуся охотником при осуществлении любительской охоты в закрепленных охотничьих угодьях иметь при себе путевку и разрешение на охоту.
Согласно ч.5 ст.31 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», - Перечень документов, представляемых одновременно с заявками на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, формы бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.1 приложения 1 к Приказу МПР РФ от 29.08.2014г. № 379, - Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов определяет процедуру оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
В соответствие с п.13 Порядка, - при личном представлении заявителем заявления охотпользователь в течение 1 -го рабочего дня, а при получении заявления по почте либо в электронном виде с использованием информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5-ти рабочих дней со дня получения заявления:
13.1. осуществляет проверку содержания заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, а также их соответствие требованиям порядка подачи заявок и заявлений;
13.2. оформляет разрешение путем заполнения бланка разрешения с использованием машинописных средств либо ручкой с пастой (чернилами) черного или синего цвета и выдает заполненное разрешение заявителю, о получении которого делается соответствующая отметка в разрешении;
13.3. направляет заявителю в случаях, указанных в пункте 17 настоящего Порядка, письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа.
На основании пункта 15 Порядка, в одном разрешении допускается указание нескольких видов охотничьих ресурсов, если это указано в заявлении и предусмотрено бланком разрешения установленного образца, а также нескольких мест охоты, если отсутствуют основания для отказа в выдаче такого разрешения, предусмотренные пунктом 17 настоящего Порядка.
При этом отказ в выдаче разрешения, согласно п.17 Порядка, направляется заявителю только в следующих случаях:
17.1. если заявитель представил заявление и прилагаемые к нему документы, которые не соответствуют требованиям порядка подачи заявок и заявлений или содержат недостоверные сведения;
17.2. если в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия получены сведения, не подтверждающие указанную в заявлении информацию, которая может представляться заявителем по собственной инициативе в соответствии с пунктом 11.2 настоящего Порядка;
17.3. если в отношении охоты в охотничьих угодьях, отдельных видов охотничьих ресурсов или охотничьих ресурсов, определенных пола и возраста, указанных в заявлении, правилами охоты и (или) решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) установлены запреты в соответствии с Законом об охоте;
17.4. если отсутствует решение уполномоченного органа о регулировании численности охотничьих ресурсов либо содержание заявления не соответствует решению уполномоченного органа о регулировании численности охотничьих ресурсов;
17.5. если орудия охоты и способы охоты, указанные в заявлении, не соответствуют международным стандартам на гуманный отлов диких животных, требованиям, установленным правилами охоты и (или) параметрами осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях, утвержденными высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с Законом об охоте;
17.6. если указанные в заявлении сроки охоты не соответствуют срокам охоты, установленным в соответствии с требованиями Закона об охоте;
17.7. если при выдаче заявителю разрешения будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов либо нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
17.8. если в отношении указанных в заявлении охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи, не утверждены лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов.
На указанное заявление Колесова А.В. от 06.09.2016г., председателем Волжского городского общества охотников и рыболовов ОО «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» Светличным С.В. был дан ответ без номера и даты об отказе в выдаче разрешения на добычу волка и шакала (л.д.9).
Исследовав данный ответ, суд, соглашается с доводами истца о том, что данный отказ по содержанию не отвечают требованиям Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.08.2014 №379, поскольку отказ не содержит оснований, установленных п.17 Порядка.
В связи с чем, суд находит отказ в выдаче путевки и разрешения на добычу охотничьих ресурсов незаконным.
При этом доводы представителя ответчика о том, что отсутствовала возможность выдачи разрешения на день обращения истца в связи с отсутствием волка и шакала при пересчете зверя в Приморском охотхозяйстве, суд находит необоснованными, поскольку согласно сведениям по учету охотничьих животных в охотхозяйствах ВОООиР на февраль 2016г. (л.д.27) в охотхозяйстве «Приморское» имеется 2 волка.
Третье лицо Светличный С.В. в судебном заседании, возражая против удовлетворения иска, также пояснил, что данные цифры не отражают фактическое наличие зверя, поскольку сделаны на основании сводной ведомости результатов учета за 2016г. где указано, что численность волка 2 штуки лишь по опросу населения.
Вместе с тем, при составлении отчета какие либо изменения, либо уточнения в Учет охотничьих животных в охотхозяйствах ВОООиР председателем Правления Волжского городского общества охотников и рыболовов Светличным С.В., ответственным за учетные работы, не внесены. Кроме того суд находит необоснованными доводы представителя ответчика и третьего лица о том, что отсутствовал нормативный показатель численности волка исходя из площади охотхозяйства, установленный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.04.2010г. №138.
Так Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.04.2010г. №138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» и Приложениях к нему, установлены нормативы допустимого изъятия: охотничьих ресурсов, в отношении которых утвержден лимит добычи; охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, состоящие из показателей максимальной и минимальной численности.
В соответствии с приложением №2 к приказу, показатель максимальной численности волка на 1000 га. составляет 0,05, что в пересчете в абсолютных числах образует одну особь на 20 000 га.
Судом установлено, что Охотхозяйство «Приморское» занимает площадь более 154,4 тысячи гектар. Ответчиком указано, что соответственно нормативный показатель этого вида пушного зверя, в случае его наличия, должен составлять 7,7 особей, только в этом случае можно дать путевку и разрешение на охоту.
Вместе с тем, вышеуказанным приложением №2 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.04.2010г. №138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» установлен норматив максимальной численности волка на 1000 га охотничьих угодий, минимальный норматив данным приказом не установлен.
Приказом Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 17.08.2015г. №760 «Об утверждении норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и норм пропускной способности охотничьих угодий на территории Волгоградской области», действовавшим на момент отказа истцу в выдачи путевки и разрешения минимальный норматив наличия особей для выдачи разрешения на охоту также не был установлен.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в выдаче путевки и разрешения на добычу охотничьих ресурсов (волка), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.08.2014 № 379 Колесову А.В. является незаконным.
Принимая во внимание, что наличие иных условий, препятствующих для получения истцом путевки и разрешения на добычу охотничьих ресурсов – волка в охотничьи угодья Приморского охотхозяйства под сомнение не ставилось, суд полагает возможным обязать Общественную организацию Волгоградское областное Общество охотников и рыболовов выдать Колесову А. В. путевку и разрешение на добычу охотничьих ресурсов – волка в охотничьи угодья Приморского охотхозяйства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Колесова А. В. к Общественной организации Волгоградское областное Общество охотников и рыболовов о признании отказа незаконным, возложении обязанности выдать путевку и разрешение, взыскании судебных расходов – удовлетворить.
Признать незаконным отказ председателя Волжского городского общества Охотников и рыболовов Светличного С. В. в выдаче путевки и разрешения на добычу охотничьих ресурсов (волка), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.08.2014 № 379 Колесову А. В. по заявлению от 06.09.2016г.
Обязать Общественную организацию Волгоградское областное Общество охотников и рыболовов выдать Колесову А. В. путевку и разрешение на добычу охотничьих ресурсов – волка в охотничьи угодья Приморского охотхозяйства.
Взыскать с Общественной организации Волгоградское областное Общество охотников и рыболовов судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере – 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.В. Шепунова
...
...