Дело № 2 – 366/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Тейково 2 апреля 2012 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Блохина А.В.,
при секретаре Гастьковой С.Н.,
с участием представителя истца Грецова С.М. по доверенности Игнатьева М.Ю., представителя ответчика ЮЛ1 по доверенности Павленко О.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грецова С.М. к ЮЛ1, ЮЛ2 в лице ЮЛ3 о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства и признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства,
У С Т А Н О В И Л:
Грецов С.М. обратился в Тейковский районный суд с иском к ЮЛ9 и ЮЛ2 о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства и признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, в котором просит: признать за ним и членами его семьи – Грецовой И.И. и Грецовым М.С. право на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства <адрес> за счёт средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей ЮЛ2, в соответствие с нормами предоставления площади жилого помещения, установленными ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; признать незаконным бездействие командира ЮЛ1 по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес>; признать его и членов его семьи по фактическим обстоятельствам дела в виду отсутствия в законодательстве нормативных правовых актов, определяющих порядок и орган, наделённый такими полномочиями, нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> по нормам предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; обязать ЮЛ3 включить его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в обосновании требований указывает следующее.
Он проходил военную службу по контракту в ЮЛ1 в должности <данные изъяты>. Приказом командира ЮЛ4 от ДД.ММ.ГГГГ № был уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом командира ЮЛ1 от ДД.ММ.ГГГГ № – исключён из списков личного состава воинской части. На момент увольнения общая продолжительность его военной службы составила 20 лет 04 месяца. На время прохождения военной службы по контракту ему и членам его семьи на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, находящаяся на территории закрытого военного городка, включённого в перечень закрытых военных городков. Перед увольнением с военной службы ему не доводился порядок обеспечения его и членов его семьи жилым помещением по избранному постоянному месту жительства. Во время подготовки к увольнению им на имя командира ЮЛ1 был подан рапорт, в котором он указал на желание получить жилое помещение по избранному постоянному месту жительства в <адрес>. Командир ЮЛ1 знал о его намерении на получение жилья по избранному месту жительства. Ни он, ни члены его семьи не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, нанимателями помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма, проживают на территории закрытого военного городка, в связи с чем, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ могут быть признаны нуждающимися в получении жилого помещения, избрали постоянное место жительства в <адрес>.
Представитель истца Грецова С.И. по доверенности Игнатьев М.Ю. считает требования доверителя законными, обоснованными, и подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в исковом заявлении и изложенным в письменном выступлении (л.д. 48-49), указывая, в том числе, что в настоящее время в соответствие с приказом ЮЛ2 № уполномоченным ЮЛ2 органом по рассмотрению жилищных вопросов и ведению единого реестра нуждающихся является ЮЛ3, но его полномочия распространяются только на действующих военнослужащих и военнослужащих, подлежащих увольнению, и в ином порядке, кроме судебного, реализовать жилищные права истца в настоящее время не представляется возможным, что в соответствии с действующим законодательством у ЮЛ2 существует обязанность по предоставлению Грецову С.М. и членам его семьи жилого помещения в собственность по избранному месту жительства, что отсутствие порядка получения жилого помещения в собственность не может нарушать законодательно закреплённые права истца на обеспечение жилым помещением.
Представитель ответчика ЮЛ1 по доверенности Павленко О.И. в судебном заседании требования Грецова С.М. не признала по основаниям, изложенным в письменном возражении на исковое заявление (л.д. 42-43), указывая на их необоснованность, что вопрос о признании военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений за счёт средств федеральных органов исполнительной власти должен разрешаться исключительно в период прохождения военной службы при наличии у гражданина статуса военнослужащего, что Грецов С.М. во время прохождения военной службы не предпринял мер для признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилья в избранном месте жительства, на необходимость рассмотрения требований об оспаривании действий командования ЮЛ1, как дел вытекающих из публичных правоотношений, и на истечение трехмесячного срока давности, установленного п. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Представитель ЮЛ3 извещён о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом (л.д. 25, 34), в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил.
Третьи лица Грецова И.И. и Грецов М.С. извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в заявлениях, адресованных суду, поддерживая исковые требования Грецова С.М. в полном объёме, просят рассмотреть дело в своё отсутствие (л.д. 46, 47).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, судом установлено следующее.
Из материалов дела установлено, что истец Грецов С.М. вместе с членами своей семьи: женой – Грецовой И.И и сыном – Грецовым М.С., проживают в жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д. 8, 9), предоставленному Грецову С.М. и членам его семьи на основании ордера, выданного ЮЛ10, на что указывает копия талона к ордеру на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Жилое помещение, в котором зарегистрированы истец и члены его семьи, находится на территории <адрес>, который на основании распоряжения Правительства РФ от 1 июня 2000 года № 752-р включён в перечень закрытых военных городков (л.д. 44).
Истец Грецов С.М. обратился ДД.ММ.ГГГГ с рапортом на имя командира ЮЛ1 с просьбой об увольнении с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе и направлении документов для постановки на воинский учёт в ЮЛ5 <адрес> (л.д. 37).
Из представленной в материалах дела копии листа беседы следует, что командованием ЮЛ1 с Грецовым С.М. проведена ДД.ММ.ГГГГ беседа перед увольнением с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, во время которой Грецов С.М. высказывал желание о направлении после увольнения на учёт ЮЛ11 (л.д. 36).
Согласно выписки из приказа командира ЮЛ4 от ДД.ММ.ГГГГ № «По личному составу» <данные изъяты> Грецов С.М., <данные изъяты>, уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (л.д. 10, 39). При этом вышеприведённый приказ содержит указания о календарной выслуге лет Грецова С.М. в Вооружённых Силах, которая составляет 20 лет 4 месяца, а также о направлении на учёт в военный комиссариат <адрес>.
Как следует из приказа командира ЮЛ1 от ДД.ММ.ГГГГ № «По строевой части», <данные изъяты> Грецов С.М., <данные изъяты>, уволенный приказом командира ЮЛ4 от ДД.ММ.ГГГГ № с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, исключён из списков личного состава ЮЛ1 с ДД.ММ.ГГГГ и направлен для постановки на воинский учёт в объединённый военный комиссариат <адрес> до получения квартиры в <адрес> (л.д. 11, 38).
После увольнения в запас Грецов С.М. обращался ДД.ММ.ГГГГ к начальнику ЮЛ12 с заявлением о включении его и членов его семьи в списки на отселение из <адрес> в <адрес>: <адрес> (л.д. 12).
Из материалов дела следует, что ни истец Грецов С.М., ни члены его семьи: жена – Грецова И.И. и сын – Грецов М.С., не являются собственниками жилых помещений, что подтверждается уведомлениями ЮЛ6 об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д. 17, 18, 21), а также представленными в материалах дела ЮЛ7 справками о наличии недвижимости на праве собственности в <адрес> и <адрес> (л.д. 16, 20).
Из письма ЮЛ1 от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что <данные изъяты> Грецов С.М. проходил военную службу в ЮЛ1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и сведений об его обращении во время службы в ЮЛ1 с рапортом по вопросу постановки на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения либо по вопросу включения его в состав кандидатов федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» в ЮЛ1 нет (л.д. 40).
Судом установлено, что истец Грецов С.М. ни в период военной службы, ни при увольнении не признавался нуждающимся в получении жилья по избранному постоянному месту жительства жилищной комиссией войсковой части.
Анализируя объяснения участников процесса, оценивая относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ к способам защиты гражданских прав относится признание права.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Из приведённых норм вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным ст. 7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
При этом п. 2 ст. 3 указанного Федерального закона предусматривает, что правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населённом пункте Российской Федерации…
Согласно п. 1 ст. 15 названного закона, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствие с п. 1 ст. 23 указанного закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», обеспечение жилым помещением указанных военнослужащих при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов.
Из приведённых выше правовых норм следует, что существует две формы обеспечения жилыми помещениями указанных категорий военнослужащих: путём выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также путём предоставления жилых помещений в собственность бесплатно либо по договору социального найма.
При этом п. 14 статьи 15 закона также предусматривается, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нём, определяется Правительством РФ, а порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство РФ Постановлением от 6 сентября 1998 года № 1054 утвердило соответствующие Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку…, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Данные Правила в части возложения обязанности по обеспечению жильём указанных категорий военнослужащих на органы местного самоуправления не соответствуют действующей редакции ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Согласно п. 6 указанных Правил, нуждающимися в получении жилых помещений и избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, по достижению предельного возраста нахождения на военной службе, а п. 7 Правил устанавливает среди оснований для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещения наличие жилой площади в закрытых военных городках, проживание на служебной жилой площади.
Все предусмотренные правовые основания, в том числе указанные в ст. 51 Жилищного кодекса РФ, для такого признания в отношении Грецова С.М. имели место: он уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, имеет продолжительность военной службы более 10 лет (20 лет 04 месяца), проживает на территории закрытого военного городка, избрал постоянное место жительство после увольнение вне закрытого военного городка, другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма ни он, ни члены его семьи не имеют.
Наряду с указанными Правилами в настоящее время приняты и действуют утверждённые Правительством РФ Постановлением от 29 июня 2011 года № 512 Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и Правила предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, которые предусматривают право военнослужащих-граждан Российской Федерации, уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более, при наличии оснований, предусмотренных ст. 51 Жилищного кодекса РФ, состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях и на основании решения соответствующего уполномоченного органа приобрести жильё по избранному после увольнения месту жительства в собственность бесплатно.
При этом суд считает ошибочной позицию о том, что, предоставив истцу в период военной службы жилое помещение на территории закрытого военного городка, ЮЛ2 выполнило свои обязательства по обеспечению жильём военнослужащего, уволенного по «льготным основанием», что исключает предоставление ему жилья по избранному постоянному месту жительства.
Суд считает, что квартира, в которой с ДД.ММ.ГГГГ проживает истец со своей семьёй, с учётом нахождения её на территории закрытого военного городка и невозможности её приватизировать, не может быть признана жильём для постоянного проживания. Этот вывод следует из абз. 8 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающим, что на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения. Указом Президента РФ от 25 ноября 1996 года № 1592 «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» Правительству РФ было поручено разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с 1 января 1997 года начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках. Таким образом, в закрытых военных городках подразумевается наличие только служебного жилого фонда. По причине того, что <адрес> стал закрытым только в ДД.ММ.ГГГГ, истцу в ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира была предоставлена не в качестве служебного жилого помещения. Предоставление семьям военнослужащих - контрактников жилых помещений осуществляется, по сути, с целью обеспечения жилой площадью на срок действия контракта и не влияет на их права на обеспечение жильём по избранному месту жительства при наличии к тому правовых оснований. При этом при получении жилого помещения по избранному месту жительства занимаемая ими квартира в закрытом военном городке сдаётся ЮЛ2 и включается в разряд служебных. Истец не желал после своего увольнения остаться проживать в <адрес>, а высказал желание проживать в <адрес>.
С учётом вышеизложенного, истец Грецов С.М., уволенный по достижению предельного возраста нахождения на военной службе, имеющий продолжительность военной службы более 10 лет, проживающий на территории закрытого военного городка, и избравший на данный момент постоянное место жительство вне закрытого военного городка, не имеющий ни он, ни члены его семьи другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма, имеет право на признание его и члена его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства.
Глава 5 Дисциплинарного Устава Вооружённых Сил РФ, утверждённого Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года № 2140, действовавшего на момент увольнения Киреева С.Ю., устанавливает, что военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные предложения, заявления и жалобы старшему начальнику до министра обороны РФ включительно, в органы военной юстиции и другие органы государственной власти и управления, командир (начальник) должен чутко и внимательно относиться к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам. Он несёт личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер, и, если предложение (заявление, жалоба) будет признано правильным, немедленно принять меры для выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу).
Аналогичные положения содержат статьи 106 и 107 Дисциплинарного Устава Вооружённых Сил РФ, утверждённого Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495, которые устанавливают, что военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренным законами РФ и настоящим Уставом. Письменные обращения, направляемые военнослужащими должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта. Должностные лица воинской части должны внимательно относиться к поступившим обращениям. Они несут личную ответственность за своевременное рассмотрением и принятие мер, обязаны рассмотреть полученное обращение и, в случае, если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для выполнения предложения или выполнения просьбы подавшего обращение.
В соответствие с действовавшим на тот момент приказом Минобороны РФ от 21 ноября 1998 года № 517 «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, командиры соединений, воинских частей обязаны организовать своевременное проведение бесед с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, рассмотрение и направление соответствующих ходатайств и документов в военные комиссариаты по избранным военнослужащими постоянным местам жительства для направления в соответствующие органы местного самоуправления, сообщение военнослужащим о решениях, принятым органами местного самоуправления…
Однако учитывая, что ни в период военной службы, ни при увольнении с военной службы истец Грецов С.М. не обращался к командованию ЮЛ1 по вопросу признания его нуждающимся в получении жилого помещения, а также о направлении документов в соответствующие органы местного управления, суд считает, что не может быть признано незаконным бездействие командира ЮЛ1 по вопросу признания истца и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес>.
Из материалов дела установлено, что Грецов С.М. учтён в списке граждан, изъявивших желание участвовать в государственной подпрограмме «Жилище» в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «Граждане, подлежащие переселению с территории закрытых военных городков» под № согласно дате написания заявления – ДД.ММ.ГГГГ, также он подавал документы для отселения из закрытого военного городка – заявление от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 44).
Однако, факт участия Грецова С.М. в государственной жилищной программе «Жилище» не свидетельствует о том, что его право, как военнослужащего, уволенного по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с общей продолжительностью военной службы 20 лет 04 месяца, на обеспечение жильём по избранному постоянному месту жительства реализовано, а нахождение его в списке лиц, желающих переселиться из закрытого военного городка, который вёлся в ЮЛ8 командование ни к чему не обязывает вследствие того, что ведение такой очерёдности законом не предусмотрено.
Суд отвергает доводы ответчика ЮЛ1 на исковые требования, о невозможности рассмотрения заявленных исковых требований ввиду отсутствия спора о праве.
Истец сам выбирает способ защиты нарушенного права, предъявляя иск о признании либо иск о присуждении. Истец может просить не только признания факта существования своего субъективного материального права, но и присуждения ответчика к исполнению лежащих на нем материально-правовых обязанностей. Суд, установив факт нарушения субъективного права, принимает решение в целях защиты и восстановления нарушенного права. Когда для защиты интересов истца недостаточно лишь признания права, необходимо еще и применение мер юридической ответственности путём возложения на ответчика определённых обязанностей и, соответственно, принуждения его к совершению действий в пользу истца.
В настоящее время функции по признанию военнослужащих нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства по договору социального найма возложена на уполномоченный орган ЮЛ2 в соответствие с Положением, утверждённым приказом ЮЛ2 от ДД.ММ.ГГГГ №, и соответствующей Инструкцией о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом ЮЛ2 от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако положения данной Инструкции распространяются только на действующих военнослужащих.
Учитывая, что право Грецова С.М. на признание его по составу семьи нуждающимся в получении жилого помещения за счёт средств ЮЛ2 во время прохождения им военной службы не было реализовано, и реализовать его в настоящее время другим путём, кроме судебного, не представляется возможным, суд считает необходимым признать Грецова С.М. и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес>, поскольку на момент его увольнения с военной службы имелись правовые основания для такого признания: истец уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, имеет продолжительность военной службы более 10 лет, проживал и проживает с семьёй на территории закрытого военного городка, другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма ни он, ни члены его семьи не имеют, избрал постоянное место жительства после увольнения с военной службы вне закрытого военного городка, что соответствует положениям ст. 51 Жилищного кодекса РФ, Правилам признания нуждающимися от 29 июня 2011 года № 512, Правилам учёта от 6 сентября 1998 года №1054.
Исходя из того, что согласно указанной выше Инструкции от 30 сентября 2010 года № 1280 единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, ведётся в ЮЛ3 исходя из очерёдности принятия их на учёт, суд считает необходимым обязать ЮЛ3 включить истца и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
При таких обстоятельствах суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Грецова С.М. о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства и признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства и о понуждении ЮЛ3 к включению истца и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Руководствуясь статьями 3, 6, 12, 56, 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьёй 12 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Грецова С.М. к ЮЛ1, ЮЛ2 о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства и признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства удовлетворить частично.
Признать за ГРЕЦОВЫМ Сергеем Михайловичем и членами его семьи: Грецовой И.И и ЮЛ13 право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в <адрес> в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Признать Грецова С.М. и членов его семьи: Грецову И.И. и Грецова М.С. нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в городе Москва по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Обязать ЮЛ3 включить Грецова С.М. и членов его семьи: Грецову И.И. и Грецова М.С. в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по избранному постоянному месту жительства <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Отказать в удовлетворении исковых требований Грецова С.М. о признании незаконным бездействия командира ЮЛ1 по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Блохин А.В.