Дело <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2020 года с. Майма
Майминский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Усольцевой Е.В.
при секретаре Храмцовой М.С.
рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кормщикова М. В. к администрации Соузгинского сельского поселения, администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» о признании права собственности на гаражный бокс,
установил:
Кормщиков М.В. обратился в суд с иском к администрации Соузгинского сельского поселения о признании права собственности на гаражный бокс <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, распложенный по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, с Соузга, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Б в силу приобретательной давности, ссылаясь на то, что истец с 1999 года до настоящего времени добросовестно, открыто и непрерывно владеет указанным спорным гаражом. Разрешение на строительство, которого было выдано Кульбеда В.Ф. на основании решения сельского исполкома <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>. В 1999 году Кульбеда В.Ф. передал гаражный бокс Комщикову М.В., однако письменный договор не составлялся. Наследник Кульбеда В.Ф. – Кульбеда Т.В. факт давности владения истцом спорным имуществом не отрицает, в виду чего истец просит суд удовлетворить заявленные требования.
Определением мирового судьи от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>».
Определением суда от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Управление Росреестра по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>.
В судебное заседаниестороны не явились, о дате и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданского права может осуществляться путем признания права.
В силу п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя, приобретается этим лицом.
Как следует из ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со ст. ст. 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 ПП ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (п. 3 ст. 234 ГК РФ); владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абз. 1 п. 16 приведенного выше постановления, по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абз. 1 п. 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений ПП ВС и ВАС РФ давностное владение является добросовестным, если приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие самого по себе титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Не является давностным владение, которое осуществляется по договору с собственником или иным управомоченным на то лицом, не предполагающему переход титула собственника. В этом случае владение вещью осуществляется не как своей собственной, не вместо собственника, а наряду с собственником, не отказавшимся от своего права на вещь и не утратившим к ней интереса, передавшим ее непосредственно или опосредованно во владение, как правило - временное, данному лицу. Примерный перечень таких договоров приведен в пункте 15 указанного выше постановления - аренда, хранение, безвозмездное пользование и т.п.
В таких случаях, как в соответствии со ст. 234 ГК РФ, давностное владение может начаться после истечения срока владения имуществом по такому договору, если вещь не будет возвращена собственнику и не истребована им, а в соответствии с п. 4 ст. 234 ГК РФ - если к тому же прошел и срок исковой давности для ее истребования.
В отличие от указанных выше договоров наличие каких-либо соглашений с титульным собственником, направленных на переход права собственности, не препятствует началу течения срока приобретательной давности.
При этом ГК РФ не содержит запрета на приобретение права собственности в силу приобретательной давности, если такое владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о последующей передаче права собственности на основании сделки, когда по каким-либо причинам такая сделка не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Иной подход ограничивал бы применение положений ст. 234 ГК РФ к недвижимому имуществу только случаями его самовольного завладения и побуждал бы давностного владельца к сокрытию непротивоправного по своему содержанию соглашения с собственником, что, в свою очередь, противоречило бы требованию закона о добросовестности участников гражданских правоотношений (п. 3 ст. 1 ГК РФ).
Наличие возможности предъявить иные требования, в частности о понуждении к заключению сделки, о признании сделки действительной, о регистрации сделки или права собственности, о признании права собственности на основании сделки и т.п., само по себе не исключает возможности приобрести право собственности в силу приобретательнойдавности при наличии соответствующих условий. Таких ограничений не содержит ст. 234 ГК РФ.
Судом установлено, что согласно разрешению на строительство индивидуального кооперативного гаража для владельца личного транспорта заведующим отделением по делам строительства и архитектуры на основании решения исполкома <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> Кульбеда В.Ф. выдано разрешение на строительство гаража, размером 3,3х6,7 м по адресу: с Соузга на участке <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>.
Распоряжением администрации МО «Соузгинское сельское поселение» <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> гаражу присвоен адрес: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>.
В соответствии с техническим паспортом на гаражный бокс <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, составленным по состоянию на <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, названный гараж имеет площадь 24,8 кв. метров.
Как следует из выписки из ЕГРН от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, гараж, расположенный по вышеуказанному адресу не зарегистрирован, права на него в реестре отсутствуют.
Из письменного отзыва Кульбеда Т.В. следует, что в 1999 году она продала гараж Кормщикову М.В., передав ему все документы на него. С этого времени он пользуется гаражом как своим, претензий она не имеет.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что предметом заявленных требований является объект недвижимого имущества - гараж, который был построен Кульбада В.Ф. на основании разрешительной документации. Право собственности на гараж лицом, его построившим, в установленном законом порядке за собой зарегистрировано не было. Не осуществив регистрации права собственности на объект недвижимого имущества Кульбеда В.Ф. им распорядился, передав его во владение истцу в 1999 году, что не оспаривается третьим лицом. Соответственно на момент совершения сделки Кульбеда В.Ф. не являлся субъектом, имевшим право производить отчуждение строения. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства совершения сделки в письменной форме и регистрации перехода права от продавца покупателю.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что истец с 1999, то есть более 19 лет добросовестно, открыто и непрерывно владеет и пользуется спорным гаражом. Гараж не является самовольной постройкой, не нарушает права третьих лиц, не установлено, что в период владения Кормщиковым М.В. указанным гаражом со стороны иных лиц были заявлены какие-либо требования имущественного характера по вопросу владения им, открытость и непрерывность его владения спорным имуществом кем-либо не оспаривается. Указанное позволяет сделать вывод о том, что он приобрел право собственности на указанное имущество в силу приобретательной давности, соответственно настоящие требования должны быть удовлетворены.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кормщикова М. В. к администрации Соузгинского сельского поселения, администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» о признании права собственности на гаражный боксудовлетворить.
Признать за Кормщиковым М. В. право собственности на гаражный бокс <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> расположенный по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, с Соузга, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Б, площадью 24,8 кв. метров, в силу приобретательной давности
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Майминский районный суд Республики Алтай.
Судья Е.В. Усольцева
Мотивированное решение изготовлено <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.