Дело №2-38/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2018 года п. Тура
Илимпийский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Джимбеевой Л.Н.,
при секретаре Тихоновой В.А.,
с участием помощника прокурора Эвенкийского ар она Красноярского края Белобородова В.И.,
истицы Пикуновой М.М.,
представителя ответчика-Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> Щетинина И.Е. (доверенность № от 09.01.2018),
представителя органа опеки и попечительства Управления образования Администрации Эвенкийского муниципального района Евтушенко В.С. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора эвенкийского района Красноярского края в интересах Пикуновой Марты Матвеевны к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, Министерству образования Красноярского края об обязании Администрации Эвенкийского муниципального района предоставить Пикуновой М.М. по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное применительно к условиям Эвенкийского района жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м с допусками, установленными ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка,
у с т а н о в и л:
прокурор Эвенкийского района Красноярского края в интересах Пикуновой М.М. обратился в суд с иском к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, Министерству образования Красноярского края об обязании Администрации Эвенкийского муниципального района предоставить Пикуновой М.М. по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное применительно к условиям Эвенкийского района жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м с допусками, установленными ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка».
В обоснование исковых требований указал, что в прокуратуру района с заявлением обратилась Пикунова М.М. о нарушении её жилищных прав. В ходе проверки её заявления установлено, что Пикунова М.М. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением жилищной комиссии Министерства образования Красноярского края от 16.01.2015 Пикунова М.М. поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении в Эвенкийском районе, однако до настоящего времени жилое помещение сироте не предоставлено, жилого помещения на каком-либо вещном праве не имеет. На этом основании прокурор просит суд обязать администрацию Эвенкийского муниципального района предоставить Пикуновой М.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда применительно к условиям Эвенкийского района Красноярского края общей площадью не менее 33 кв.м с допусками, установленными ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка».
В судебном заседании помощник прокурора Белобородов И.В. и Пикунова М.М. требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации Эвенкийского муниципального района Щетинин И.Е. с исковыми требованиями прокурора согласился, пояснив, что финансирование органов местного самоуправления на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета, общий объем которого определяется Законом края. Решение о постановке Пикуновой М.М. на учет было принято 16.01.2015 года. В 2015 году на цели обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей было выделено всего 4 573 946,94 рублей, в том числе из федерального бюджета-1 100 000 рублей, краевого бюджета-2 618 847,00 рублей, районного юддета-855 099,94 рублей; в 2016 году- 6235 350,00 рублей за счет средств краевого бюджета, при этом на исполнение ранее вынесенных судом решений. В 2017 году денежные средства для исполнения указанных государственных полномочий Эвенкийскому муниципальному району не выделялись, на 2018 год предусмотрено финансирование в сумме 2 591 00,00 рублей за счет средств краевого бюджета, что является недостаточным.
Представитель орган опеки и попечительства Управления образования Администрации Эвенкийского муниципального района Евтушенко В.С., поддержав требования прокурора, пояснила, что на территории Эвенкийского муниципального района нуждающимися в жилых помещениях является около 90 детей-сирот и детей-оставшихся без попечения родителей, по которым Министерством образования приняты решения о постановке их на учет и включении в Единый список, однако финансирование на приобретение для них жилья является недостаточным.
Министерство образования Красноярского края, извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, об отложении дела не просили, возражения по иску не предоставили.
В соответствии с частью 4 статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Из содержания вышеприведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Материалами дела и судом установлено, что Пикунова Марта Матвеевна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес> <адрес>. Мать ребенка-Пикунова А.И. решением Илимпийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец -Пикунов М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7,10). С четырехлетнего возраста Пикунова М.М. находилась на полном государственном обеспечении в доме ребенка, с ДД.ММ.ГГГГ – отдана под опеку (л.д.9,11).
Пикунова М.М. не имеет на праве собственности жилое помещение, не приобрела право пользования жилым помещением, жилое помещение за ней не закреплялось, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справки Администрации <адрес>, справкой Красноярского филиала «Ростехинвентаризация» (л.д.12,13,14,15,17-18).
Решением комиссии Министерства образования Красноярского края от 16.01.2015 года по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Пикунова М.М. включена в Единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащий обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Красноярского края и относятся к ее расходным обязательствам.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.
Согласно ч. 6 ст. 19 указанного закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
Статьей 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 №9-4225 (с последующими изменениями) определено, что государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года №12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений на неограниченный срок наделены исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (далее - органы местного самоуправления).
Государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя, в частности:
-приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04. 2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. «д» в редакции Закона Красноярского края от 06.03.2014 № 6-2117);
-строительство жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки работ по строительству жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. «е» в редакции Закона Красноярского края от 06.03.2014 № 6-2117);
- приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов (п. «ж»);
-заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования (п. «з»);
В соответствии с п.13 Закона Красноярского края от 24.12.2009 №9-4225 уполномоченные органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем приобретения в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений, в том числе участия в долевом строительстве, за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Уполномоченные органы местного самоуправления имеют право формировать муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом «д» ст.3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий вправе дополнительно использовать собственные материальные и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Таким образом, из анализа вышеприведенных положений следует, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, предоставляются органами местного самоуправления из муниципального специализированного жилищного фонда, сформированного как за счет субвенций краевого бюджета на эти цели, так и собственных материальных и финансовых ресурсов (жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, жилых помещений, приобретаемых за счет средств муниципального образования).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что объективных оснований для неисполнения государственных полномочий в части обеспечения жильем Пикуновой М.М., имеющей статус сироты, не имеется; требования прокурора являются обоснованными.
В соответствии со ст.14 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка» (в редакции от 24.12.2015 №9-4103) жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Эвенкийского района Красноярского края удовлетворить.
Обязать администрацию Эвенкийского муниципального района Красноярского края предоставить Пикуновой Марте Матвеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда применительно к условиям <адрес> <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью 33 кв.м с корректировкой, установленной ст.14 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (01.06.2018 года).
Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня оглашения в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Илимпйиский районный суд путем принесения апелляционной жалобы.
Председательствующий судья Л.Н.Джимбеева