Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1354/2015 ~ М-1155/2015 от 13.04.2015

...

№ 2- 1354 /2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2015 года г. Томск

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Мелентьевой Т.А.,

при секретаре Мадьяровой Н.В.,

с участием представителя заявителя Жданова В.А., выступающего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Андриановой Р.М. о признании незаконным решения департамента архитектуры и строительства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ о мотивированном отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, возложении обязанности принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Андрианова Р.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента архитектуры и строительства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, возложении обязанности принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В обоснование заявления указано, что по результатам рассмотрения её заявления от ДД.ММ.ГГГГ о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, Департаментом архитектуры и строительства Томской области принято решение об отказе. Указано на то, что по результатам рассмотрения заявления Андриановой Р.М. от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе № ; действующим законодательством возможность отмены и принятия Департаментом нового решения о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи прав нарушены, не предусмотрено.

Считает такое решение незаконным и необоснованным, поскольку перечень оснований отказа закрыт, а Департаментом отказано по непредусмотренному Приказом от ДД.ММ.ГГГГ основанию.

В судебное заседание Андрианова Р.М., извещенная надлежащим образом, не явилась.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал. Заинтересованным лицом – Департаментом архитектуры и строительства Томской области – представитель в судебное заседание не направлен, отзыв на заявление не представлен.

В соответствии со ст. 257 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя заявителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Конституции РФ, гл.25 ГПК РФ, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действии (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решения, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права, свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них возложена какая-либо обязанность или они незаконного привлечены к ответственности.

В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (п. 24) принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Оспариваемое решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ, настоящее заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом 3-х месячный срок.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ уполномоченный представитель заявителя Жданов В.А. обратился в Департамент архитектуры и строительства Томской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены.

К заявлению были приложены документы, предусмотренные п. 10 приложения № 1 приказа Минрегионразвития РФ от 20.09.2013 № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра таких граждан».

Документы предоставлены в надлежащем образом заверенных копиях, с предъявлением подлинников, выдана расписка о принятии документов к рассмотрению.

В результате рассмотрения заявления Департаментом архитектуры и строительства Томской области принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении заявителя в реестр.

В качестве причины отказа во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра таких граждан послужило следующее основание: заявителем было подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ; Департаментом ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены ; действующим законодательством возможность отмены и принятия Департаментом нового решения о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, не предусмотрено. Таким образом, на основании пункта 2 Раздела IV Приложения № 2 Приказа, принято решение об отказе во включении заявителя в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

В соответствии с ч. 7 ст. 23 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Согласно пункту 3 Правил ведения реестра формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.

Таким органом на территории Томской области является Департамент архитектуры и строительства Томской области. Из положения о Департаменте, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 12.03.2013 № 26 следует, что Департамент уполномочен осуществлять контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.

Согласно Правилам ведения реестра (п.п. 9, 10 Приказа Министерств регионального развития РФ от 20.09.2013) включение в реестр осуществляется на основании заявления, к которому прилагаются следующие документы:

- копия документа, удостоверяющего личность,

- копия договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю,

- копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома,

- вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии),

- копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии),

- вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом ли ликвидацией такого лица (при наличии).

Как следует из расписки от ДД.ММ.ГГГГ Андриановой Р.М. в лице Жданова В.А. в Департамент архитектуры и строительства Томской области были представлены все необходимые документы в копиях, заверенные надлежащим образом (л.д. 8).

Основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр согласно п.14 Приказа Минрегион России от 20.09.2013 являются:

- несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших,

- непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил,

- введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения,

- привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 1 Федерального Закона от 30.12.2004 №412-ФЗ, после вступления в силу Федерального закона от 17.06.201 № 119-ФЗ,

- привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей.

Основанием для отказа Андриановой Р.М. во включении в Реестр является принятие ДД.ММ.ГГГГ решения об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, , а также несоответствие пункту 2 Раздела IV Приложения № 2 Приказа Минрегион России от 20.09.2013 № 403 - непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.

Приказ Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 № 403 предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении заявителя в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, и не содержит запрета для повторного обращения.

Перечень оснований отказа гражданину закрыт и не может толковаться расширено. При этом Департамент, принимая обжалуемое решение, отказал во включении в реестр по основанию, которое отсутствует в Приказе.

Ссылка в отказе от 24.03.2015 на основание отказа «п. 2 раздела IV Приложения № 2 Приказа» (непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил) не соответствует действительной причине такого отказа.

Судом не установлено, что при обращении от ДД.ММ.ГГГГ в Департамент заявителем не были представлены какие-либо документы, необходимые в соответствии с п. 10 Правил.

Более того, ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено право гражданина на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и обязательность принятия таких обращений к рассмотрению, их объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение, дача письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.

При таких обстоятельствах отказ во включении в Реестр по причине рассмотрения ранее иного обращения заявителя нельзя признать мотивированным, он является неправомерным.

Пленум Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 (ред. от 09.02.2012) в п. 28 постановления «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Поскольку суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, то заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

При этом суд учитывает, что предметом рассмотрения в рамках настоящего дела является законность ненормативного акта Департамента архитектуры и строительства Томской области.

Исходя из ч. 7 ст. 23 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ (редакция от 28.12.2013 г.) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», Положения о Департаменте архитектуры и строительства Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 12.03.2013 г. № 26, решение вопроса о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относится к исключительной компетенции Департамента архитектуры и строительства Томской области.

Суд полагает, что на Департамент архитектуры и строительства Томской области следует возложить обязанность рассмотреть заявление заявителя и принять решение в установленном законом порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Андриановой Р.М. удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента архитектуры и строительства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ о мотивированном отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены.

Обязать Департамент архитектуры и строительства Томской области принять решение по заявлению Андриановой Р.М. в течении 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда в соответствии с требованиями законодательства.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца.

Судья: ...

...

...

...

...

2-1354/2015 ~ М-1155/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Андрианова Раиса Михайловна
Другие
Жданов Владимир Александрович
Департамент архитектуры и строительства Администрации Томской области
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Мелентьева Т.А.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
13.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2015Передача материалов судье
13.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2015Подготовка дела (собеседование)
16.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2015Судебное заседание
25.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2015Дело оформлено
24.11.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее