...
№ 2- 1354 /2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2015 года г. Томск
Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Мелентьевой Т.А.,
при секретаре Мадьяровой Н.В.,
с участием представителя заявителя Жданова В.А., выступающего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Андриановой Р.М. о признании незаконным решения департамента архитектуры и строительства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № о мотивированном отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, возложении обязанности принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Андрианова Р.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента архитектуры и строительства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, возложении обязанности принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обоснование заявления указано, что по результатам рассмотрения её заявления от ДД.ММ.ГГГГ о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, Департаментом архитектуры и строительства Томской области принято решение об отказе. Указано на то, что по результатам рассмотрения заявления Андриановой Р.М. от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе № №; действующим законодательством возможность отмены и принятия Департаментом нового решения о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи прав нарушены, не предусмотрено.
Считает такое решение незаконным и необоснованным, поскольку перечень оснований отказа закрыт, а Департаментом отказано по непредусмотренному Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № основанию.
В судебное заседание Андрианова Р.М., извещенная надлежащим образом, не явилась.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал. Заинтересованным лицом – Департаментом архитектуры и строительства Томской области – представитель в судебное заседание не направлен, отзыв на заявление не представлен.
В соответствии со ст. 257 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя заявителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 46 Конституции РФ, гл.25 ГПК РФ, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действии (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решения, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права, свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них возложена какая-либо обязанность или они незаконного привлечены к ответственности.
В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (п. 24) принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Оспариваемое решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ, настоящее заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом 3-х месячный срок.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ уполномоченный представитель заявителя Жданов В.А. обратился в Департамент архитектуры и строительства Томской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены.
К заявлению были приложены документы, предусмотренные п. 10 приложения № 1 приказа Минрегионразвития РФ от 20.09.2013 № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра таких граждан».
Документы предоставлены в надлежащем образом заверенных копиях, с предъявлением подлинников, выдана расписка о принятии документов к рассмотрению.
В результате рассмотрения заявления Департаментом архитектуры и строительства Томской области принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе во включении заявителя в реестр.
В качестве причины отказа во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра таких граждан послужило следующее основание: заявителем было подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ; Департаментом ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены №; действующим законодательством возможность отмены и принятия Департаментом нового решения о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, не предусмотрено. Таким образом, на основании пункта 2 Раздела IV Приложения № 2 Приказа, принято решение об отказе во включении заявителя в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В соответствии с ч. 7 ст. 23 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.
Таким органом на территории Томской области является Департамент архитектуры и строительства Томской области. Из положения о Департаменте, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 12.03.2013 № 26 следует, что Департамент уполномочен осуществлять контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.
Согласно Правилам ведения реестра (п.п. 9, 10 Приказа Министерств регионального развития РФ от 20.09.2013) включение в реестр осуществляется на основании заявления, к которому прилагаются следующие документы:
- копия документа, удостоверяющего личность,
- копия договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю,
- копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома,
- вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии),
- копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии),
- вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом ли ликвидацией такого лица (при наличии).
Как следует из расписки от ДД.ММ.ГГГГ Андриановой Р.М. в лице Жданова В.А. в Департамент архитектуры и строительства Томской области были представлены все необходимые документы в копиях, заверенные надлежащим образом (л.д. 8).
Основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр согласно п.14 Приказа Минрегион России от 20.09.2013 являются:
- несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших,
- непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил,
- введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения,
- привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 1 Федерального Закона от 30.12.2004 №412-ФЗ, после вступления в силу Федерального закона от 17.06.201 № 119-ФЗ,
- привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей.
Основанием для отказа Андриановой Р.М. во включении в Реестр является принятие ДД.ММ.ГГГГ решения об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, №, а также несоответствие пункту 2 Раздела IV Приложения № 2 Приказа Минрегион России от 20.09.2013 № 403 - непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.
Приказ Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 № 403 предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении заявителя в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, и не содержит запрета для повторного обращения.
Перечень оснований отказа гражданину закрыт и не может толковаться расширено. При этом Департамент, принимая обжалуемое решение, отказал во включении в реестр по основанию, которое отсутствует в Приказе.
Ссылка в отказе от 24.03.2015 на основание отказа «п. 2 раздела IV Приложения № 2 Приказа» (непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил) не соответствует действительной причине такого отказа.
Судом не установлено, что при обращении от ДД.ММ.ГГГГ в Департамент заявителем не были представлены какие-либо документы, необходимые в соответствии с п. 10 Правил.
Более того, ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено право гражданина на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и обязательность принятия таких обращений к рассмотрению, их объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение, дача письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.
При таких обстоятельствах отказ во включении в Реестр по причине рассмотрения ранее иного обращения заявителя нельзя признать мотивированным, он является неправомерным.
Пленум Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 (ред. от 09.02.2012) в п. 28 постановления «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Поскольку суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, то заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
При этом суд учитывает, что предметом рассмотрения в рамках настоящего дела является законность ненормативного акта Департамента архитектуры и строительства Томской области.
Исходя из ч. 7 ст. 23 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ (редакция от 28.12.2013 г.) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», Положения о Департаменте архитектуры и строительства Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 12.03.2013 г. № 26, решение вопроса о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относится к исключительной компетенции Департамента архитектуры и строительства Томской области.
Суд полагает, что на Департамент архитектуры и строительства Томской области следует возложить обязанность рассмотреть заявление заявителя и принять решение в установленном законом порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Андриановой Р.М. удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента архитектуры и строительства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № о мотивированном отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены.
Обязать Департамент архитектуры и строительства Томской области принять решение по заявлению Андриановой Р.М. в течении 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда в соответствии с требованиями законодательства.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца.
Судья: ...
...
...
...
...