Дело № 2 -4642/18 Стр.-2. 109
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«13» ноября 2018 г. Ленинский районный суд г.Воронежа в составе: председательствующего судьи Хрячкова И.В.,
при секретаре Жегулиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Администрации городского округа г. Воронежа к Латышевой Елене Геннадьевне, Постнову Алексею Юрьевичу, Латышеву Глебу Викторовичу о расторжении договора социального найма, выселении из квартиры № дома № по ул. <адрес>, вселении в квартиру № дома № по ул. <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа г. Воронеж обратилась в суд с настоящим иском, указывая в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства: ответчики зарегистрированы по месту жительства в квартире № (площадью 43, 3 кв.м.) дома № по ул. <адрес>, которая находится в муниципальной собственности.
Дом № по ул. <адрес> является аварийным и подлежит сносу согласно постановлению администрации городского округа город Воронеж №1274 от 24.12.2013 г. «Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж».
Приказом управления жилищных отношений №883 от 01.08.2017г. «О предоставлении квартиры по договору социального найма» (с изменениями от 02.08.2018 № 1012) ответчикам решено предоставить по договору социального найма двухкомнатную квартиру № в доме № по ул. <адрес>, общей площадью 50,1 кв.м., жилой площадью- 28, 7 кв.м., которая также находится в собственности муниципального образования городского округа города Воронежа.
Предоставляемая по договору социального найма кв. № в доме № по ул<адрес> соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым в порядке ст.89 ЖК РФ.
Управлением жилищных отношений администрации городского округа г.Воронежа в адрес ответчиков направлялись уведомления 26.06.2017 №7995170, 22.06.2018 №10066065 о необходимости явиться в управление жилищных отношений для получения смотрового талона на предлагаемое для переселения жилое помещение: квартиру № дома № по <адрес>. Уведомления от 26.06.2017 ответчиками получены лично. Уведомление от 22..06.2018, направленное в адрес Латышева Г.В., получено им лично, уведомления от 22.06.2018, направленные в адрес Латышевой Е.Г. и Постнова А.Ю., были возвращены в адрес управления жилищных отношений за истечением срока хранения.
До настоящего времени согласие от ответчиков на переселение не получено.
В связи с чем, истец, ссылаясь на положения ст.ст.85-89 ЖК РФ, 687-688 ГК РФ, просит суд:
1)расторгнуть договор социального найма на квартиру № дома № по ул.<адрес> с Латышевой Еленой Геннадьевной, Постновым Алексеем Юрьевичем, Латышевым Глебом Викторовичем;
2)выселить Латышеву Елену Геннадьевну, Постнова Алексея Юрьевича, Латышева Глеба Викторовича из квартиры № дома № по ул.<адрес>;
3)вселить Латышеву Елену Геннадьевну, Постнова Алексея Юрьевича, Латышева Глеба Викторовича в кв.№ д.№ по ул. <адрес>, предоставляемую по договору социального найма.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Долниковская Н.В. заявленные исковые требования поддержала и просила суд удовлетворить иск в полном объеме, пояснив, что предлагаемое ответчикам жилое помещение относится к черте города Воронеж и отвечает всем предъявляемым законом требованиям.
Явившийся в судебное заседание ответчик Латышева Е.Г. и её представитель адвокат Банников Р.Ю. против удовлетворения исковых требований администрации городского округа г. Воронежа возражали, ссылаясь на неравнозначность жилых помещений, а также удаленность вновь предоставленного жилья от центра г. Воронеж.
Прокурор Лазутина И.П. в своем заключении полагала исковые требования администрации городского округа г. Воронеж обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ответчики Латышев Г.В. и Постнов А.Ю. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявлениями просили суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель по доверенности привлеченного по делу в качестве третьего лица Управления жилищных отношений Администрации г.о. г.Воронежа Арнаутова Н.И. полагала исковые требования администрации городского округа г. Воронеж обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства в их совокупности и принимая во внимание заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам:
Материалами гражданского дела подтверждается:
В квартире № дома № по ул.<адрес> зарегистрированы и поживают на условиях социального найма: Латышева Елена Геннадьевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Постнов Алексей Юрьевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Латышев Глеб Викторович, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается выпиской из домовой книги (по квартирной карточке) (л.д.13-14).
Согласно техническому паспорту на жилой дом № по ул.<адрес> квартира № является двухкомнатной (л.д.16-23).
Квартира № в доме № по ул. <адрес> находится в муниципальной собственности согласно выписке из реестра муниципального имущества (жилые объекты) №11524 от 21 июня 2018г. (л.д.12).
Правообладателем квартиры № в доме № по ул.<адрес> является муниципальное образование городской округ город Воронеж, площадь объекта составляет 43.3 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.06.2018 № (л.д. 24).
Дом № по ул. <адрес> согласно постановлению администрации городского округа город Воронеж №1274 от 24.12.2013г. «Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж» является аварийным (л.д.7-9). Планируемая дата окончания переселения – 3 квартал 2017 года.
Приказом управления жилищных отношений №883 от 01.08.2017г. «О предоставлении квартиры по договору социального найма» (с изменениями от 02.08.2018 №1012) ответчикам по настоящему иску было решено предоставить по договору социального найма двухкомнатную квартиру № в доме № по ул. <адрес>, общей площадью - 50,1 кв.м., жилой площадью - 28,7 кв.м. (л.д. 10-11).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.07.2018 № правообладателем квартиры № в доме № по ул.<адрес> является муниципальное образование городской округ город Воронеж, площадь которой составляет 50.1 кв.м. (л.д.25).
Управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж в адрес ответчиков направлялись уведомления 26.06.2017г. №7995170, 22.06.2018г. №10066065 о необходимости явиться в управление жилищных отношений для получения смотрового талона на предлагаемое для переселения жилое помещение: квартиру № в доме № по ул.<адрес>. Уведомления от 26.06.2017 ответчиками получены лично. Уведомление от 22..06.2018, направленное в адрес Латышева Г.В., получено им лично, уведомления от 22.06.2018, направленные в адрес Латышевой Е.Г. и Постнова А.Ю., были возвращены в адрес управления жилищных отношений за истечением срока хранения (л.д.40-53).
До настоящего времени согласие от ответчиков на переселение не получено.
В соответствии со ст.672 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Согласно ст.687 ГК РФ договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию любой из сторон в договоре если помещение перестает быть пригодным для постоянного проживания, а также в случае его аварийного состояния в других случаях, предусмотренных жилищным законодательством.
Последствием расторжения договора найма жилого помещения в соответствии со ст. 688 ГК РФ является выселение из жилого помещения.
Статья 688 ГК РФ определяет последствия расторжения договора найма жилого помещения: в случае расторжения договора найма жилого помещения наниматель и другие граждане, проживающие в жилом помещении к моменту расторжения договора, подлежат выселению из жилого помещения на основании решения суда.
В силу п.п.4, 5 ст.83 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае:
1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
4) использования жилого помещения не по назначению.
Договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.
Согласно ст.84 ЖК РФ выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производится в судебном порядке:
1) с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма;
2) с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма;
3) без предоставления других жилых помещений.
В силу ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно ст.87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
По смыслу ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.
При разрешении настоящего спора суд также руководствуется п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" согласно которому по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.
Суд также руководствуется п.3 Определения Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1368-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 и ФИО24 на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 6, частью 2 статьи 57 и частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации" в силу которого критерии, установленные ст.89 Жилищного Кодекса РФ (благоустроенность применительно к условиям соответствующего населенного пункта; равнозначность по общей площади ранее занимаемому жилому помещению; соответствие установленным требованиям; расположение в черте данного населенного пункта; соответствие по числу комнат) являются обязательными, и при отсутствии хотя бы одного из них предоставление выселяемым гражданам жилого помещения недопустимо.
При этом суд учитывает положение, содержащееся в Определении Конституционного Суда РФ от 15.07.2008 N 554-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан ФИО25 и других на нарушение их конституционных прав частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которому положения части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации не ограничивают суды в возможности в ходе исследования и оценки того или иного варианта предоставления жилого помещения принять во внимание обстоятельства, свидетельствующие об объективной невозможности проживания в данном помещении конкретных лиц.
Кроме того, по смыслу разъяснений, данных в п.III "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 г.) предоставляемое в связи с выселением из аварийного жилья другое жилое помещение должно по общему правилу находиться в границах того же населенного пункта, что и ранее занимаемое жилое помещение. Рассматривая вопросы, связанные с таким предъявляемым законом требованием к предоставляемому в связи с выселением жилому помещению, как нахождение его в границах данного населенного пункта, следует проводить различие между понятиями "границы населенного пункта" и "границы муниципального образования".
Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Статьей 11 указанного федерального закона предусмотрено, что в территорию городского округа входят территория, состоящая из земель внутри городской черты соответствующего городского населенного пункта, прилегающие к территории городского населенного пункта земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего городского населенного пункта, рекреационные земли, земли для развития городского населенного пункта. Населенные пункты, расположенные на указанных землях, могут быть включены в состав территории городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 2 названного выше закона муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а городской округ является городским поселением, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, понятие "населенный пункт" применительно к статье 86 и части 1 статьи 89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятиям "муниципальное образование", "городской округ" или "муниципальный район", в связи с чем, следует признать правильной практику тех судов, которые отказывают в удовлетворении исков администраций муниципальных образований о выселении граждан из непригодных для проживания жилых помещений в такие жилые помещения, которые хотя и находятся в границах городского округа или муниципального района, но расположены за пределами населенного пункта, в котором находится ранее занимаемое помещение.
В силу ст.1 "Устава городского округа город Воронеж" (утв. Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I) (ред. от 07.06.2017) Город Воронеж основан в 1586 году, является административным центром Воронежской области и самостоятельным муниципальным образованием - городской округ город Воронеж. Муниципальное образование город Воронеж наделено статусом городского округа Законом Воронежской области от 31 октября 2005 года N 66-ОЗ "О наделении муниципального образования город Воронеж статусом городского округа". Статус города Воронежа как административного центра Воронежской области определяется законом Воронежской области.
Из материалов дела усматривается, что занимаемое ответчиками жилое помещение (квартира № (площадью 43, 3 кв.м.) дома № по ул.<адрес>) территориально расположено в административном центре г. Воронежа (Ленинский район г. Воронежа) (т.е. в населенном пункте, как первичной единице расселения людей); предлагаемое ответчикам жилое помещение (кв.№ д.№ по ул. <адрес>) территориально расположено в административном центре г.Воронежа (Советский район г. Воронежа), предоставляемая по договору социального найма квартира № в доме № по ул. <адрес> соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым в порядке ст. 89 ЖК РФ (л.д. 10,11, 25, 26—36, 37-38).
Анализируя установленные по делу обстоятельства, сопоставляя их с приведенными положениями закона и разъяснениями, данными Высшими Судебными нстанциями, суд находит заявленные администрацией городского округа г. Воронеж исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку при наличии предусмотренных законом оснований для выселения ответчиков с предоставлением другого жилого помещения, предлагаемое им жилое отвечает требованиям ст.89 ЖК.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Расторгнуть договор социального найма на квартиру № в доме № по улице <адрес> с Латышевой Еленой Геннадьевной,Постновым Алексеем Юрьевичем, Латышевым Глебом Викторовичем.
Выселить Латышеву Елену Геннадьевну, Постнова Алексея Юрьевича, Латышева Глеба Викторович из квартиры № в доме № по улице <адрес>.
Вселить Латышеву Елену Геннадьевну, Постнова Алексея Юрьевича, Латышева Глеба Викторовича в квартиру № в доме № по улице <адрес>, предоставленную по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И. В. Хрячков
Решение изготовлено в окончательной форме 16.11.2018 г.
Дело № 2 -4642/18 Стр.-2. 109
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«13» ноября 2018 г. Ленинский районный суд г.Воронежа в составе: председательствующего судьи Хрячкова И.В.,
при секретаре Жегулиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Администрации городского округа г. Воронежа к Латышевой Елене Геннадьевне, Постнову Алексею Юрьевичу, Латышеву Глебу Викторовичу о расторжении договора социального найма, выселении из квартиры № дома № по ул. <адрес>, вселении в квартиру № дома № по ул. <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа г. Воронеж обратилась в суд с настоящим иском, указывая в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства: ответчики зарегистрированы по месту жительства в квартире № (площадью 43, 3 кв.м.) дома № по ул. <адрес>, которая находится в муниципальной собственности.
Дом № по ул. <адрес> является аварийным и подлежит сносу согласно постановлению администрации городского округа город Воронеж №1274 от 24.12.2013 г. «Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж».
Приказом управления жилищных отношений №883 от 01.08.2017г. «О предоставлении квартиры по договору социального найма» (с изменениями от 02.08.2018 № 1012) ответчикам решено предоставить по договору социального найма двухкомнатную квартиру № в доме № по ул. <адрес>, общей площадью 50,1 кв.м., жилой площадью- 28, 7 кв.м., которая также находится в собственности муниципального образования городского округа города Воронежа.
Предоставляемая по договору социального найма кв. № в доме № по ул<адрес> соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым в порядке ст.89 ЖК РФ.
Управлением жилищных отношений администрации городского округа г.Воронежа в адрес ответчиков направлялись уведомления 26.06.2017 №7995170, 22.06.2018 №10066065 о необходимости явиться в управление жилищных отношений для получения смотрового талона на предлагаемое для переселения жилое помещение: квартиру № дома № по <адрес>. Уведомления от 26.06.2017 ответчиками получены лично. Уведомление от 22..06.2018, направленное в адрес Латышева Г.В., получено им лично, уведомления от 22.06.2018, направленные в адрес Латышевой Е.Г. и Постнова А.Ю., были возвращены в адрес управления жилищных отношений за истечением срока хранения.
До настоящего времени согласие от ответчиков на переселение не получено.
В связи с чем, истец, ссылаясь на положения ст.ст.85-89 ЖК РФ, 687-688 ГК РФ, просит суд:
1)расторгнуть договор социального найма на квартиру № дома № по ул.<адрес> с Латышевой Еленой Геннадьевной, Постновым Алексеем Юрьевичем, Латышевым Глебом Викторовичем;
2)выселить Латышеву Елену Геннадьевну, Постнова Алексея Юрьевича, Латышева Глеба Викторовича из квартиры № дома № по ул.<адрес>;
3)вселить Латышеву Елену Геннадьевну, Постнова Алексея Юрьевича, Латышева Глеба Викторовича в кв.№ д.№ по ул. <адрес>, предоставляемую по договору социального найма.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Долниковская Н.В. заявленные исковые требования поддержала и просила суд удовлетворить иск в полном объеме, пояснив, что предлагаемое ответчикам жилое помещение относится к черте города Воронеж и отвечает всем предъявляемым законом требованиям.
Явившийся в судебное заседание ответчик Латышева Е.Г. и её представитель адвокат Банников Р.Ю. против удовлетворения исковых требований администрации городского округа г. Воронежа возражали, ссылаясь на неравнозначность жилых помещений, а также удаленность вновь предоставленного жилья от центра г. Воронеж.
Прокурор Лазутина И.П. в своем заключении полагала исковые требования администрации городского округа г. Воронеж обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ответчики Латышев Г.В. и Постнов А.Ю. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявлениями просили суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель по доверенности привлеченного по делу в качестве третьего лица Управления жилищных отношений Администрации г.о. г.Воронежа Арнаутова Н.И. полагала исковые требования администрации городского округа г. Воронеж обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства в их совокупности и принимая во внимание заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам:
Материалами гражданского дела подтверждается:
В квартире № дома № по ул.<адрес> зарегистрированы и поживают на условиях социального найма: Латышева Елена Геннадьевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Постнов Алексей Юрьевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Латышев Глеб Викторович, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается выпиской из домовой книги (по квартирной карточке) (л.д.13-14).
Согласно техническому паспорту на жилой дом № по ул.<адрес> квартира № является двухкомнатной (л.д.16-23).
Квартира № в доме № по ул. <адрес> находится в муниципальной собственности согласно выписке из реестра муниципального имущества (жилые объекты) №11524 от 21 июня 2018г. (л.д.12).
Правообладателем квартиры № в доме № по ул.<адрес> является муниципальное образование городской округ город Воронеж, площадь объекта составляет 43.3 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.06.2018 № (л.д. 24).
Дом № по ул. <адрес> согласно постановлению администрации городского округа город Воронеж №1274 от 24.12.2013г. «Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж» является аварийным (л.д.7-9). Планируемая дата окончания переселения – 3 квартал 2017 года.
Приказом управления жилищных отношений №883 от 01.08.2017г. «О предоставлении квартиры по договору социального найма» (с изменениями от 02.08.2018 №1012) ответчикам по настоящему иску было решено предоставить по договору социального найма двухкомнатную квартиру № в доме № по ул. <адрес>, общей площадью - 50,1 кв.м., жилой площадью - 28,7 кв.м. (л.д. 10-11).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.07.2018 № правообладателем квартиры № в доме № по ул.<адрес> является муниципальное образование городской округ город Воронеж, площадь которой составляет 50.1 кв.м. (л.д.25).
Управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж в адрес ответчиков направлялись уведомления 26.06.2017г. №7995170, 22.06.2018г. №10066065 о необходимости явиться в управление жилищных отношений для получения смотрового талона на предлагаемое для переселения жилое помещение: квартиру № в доме № по ул.<адрес>. Уведомления от 26.06.2017 ответчиками получены лично. Уведомление от 22..06.2018, направленное в адрес Латышева Г.В., получено им лично, уведомления от 22.06.2018, направленные в адрес Латышевой Е.Г. и Постнова А.Ю., были возвращены в адрес управления жилищных отношений за истечением срока хранения (л.д.40-53).
До настоящего времени согласие от ответчиков на переселение не получено.
В соответствии со ст.672 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Согласно ст.687 ГК РФ договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию любой из сторон в договоре если помещение перестает быть пригодным для постоянного проживания, а также в случае его аварийного состояния в других случаях, предусмотренных жилищным законодательством.
Последствием расторжения договора найма жилого помещения в соответствии со ст. 688 ГК РФ является выселение из жилого помещения.
Статья 688 ГК РФ определяет последствия расторжения договора найма жилого помещения: в случае расторжения договора найма жилого помещения наниматель и другие граждане, проживающие в жилом помещении к моменту расторжения договора, подлежат выселению из жилого помещения на основании решения суда.
В силу п.п.4, 5 ст.83 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае:
1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
4) использования жилого помещения не по назначению.
Договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.
Согласно ст.84 ЖК РФ выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производится в судебном порядке:
1) с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма;
2) с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма;
3) без предоставления других жилых помещений.
В силу ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно ст.87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
По смыслу ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.
При разрешении настоящего спора суд также руководствуется п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" согласно которому по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.
Суд также руководствуется п.3 Определения Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1368-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 и ФИО24 на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 6, частью 2 статьи 57 и частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации" в силу которого критерии, установленные ст.89 Жилищного Кодекса РФ (благоустроенность применительно к условиям соответствующего населенного пункта; равнозначность по общей площади ранее занимаемому жилому помещению; соответствие установленным требованиям; расположение в черте данного населенного пункта; соответствие по числу комнат) являются обязательными, и при отсутствии хотя бы одного из них предоставление выселяемым гражданам жилого помещения недопустимо.
При этом суд учитывает положение, содержащееся в Определении Конституционного Суда РФ от 15.07.2008 N 554-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан ФИО25 и других на нарушение их конституционных прав частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которому положения части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации не ограничивают суды в возможности в ходе исследования и оценки того или иного варианта предоставления жилого помещения принять во внимание обстоятельства, свидетельствующие об объективной невозможности проживания в данном помещении конкретных лиц.
Кроме того, по смыслу разъяснений, данных в п.III "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 г.) предоставляемое в связи с выселением из аварийного жилья другое жилое помещение должно по общему правилу находиться в границах того же населенного пункта, что и ранее занимаемое жилое помещение. Рассматривая вопросы, связанные с таким предъявляемым законом требованием к предоставляемому в связи с выселением жилому помещению, как нахождение его в границах данного населенного пункта, следует проводить различие между понятиями "границы населенного пункта" и "границы муниципального образования".
Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Статьей 11 указанного федерального закона предусмотрено, что в территорию городского округа входят территория, состоящая из земель внутри городской черты соответствующего городского населенного пункта, прилегающие к территории городского населенного пункта земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего городского населенного пункта, рекреационные земли, земли для развития городского населенного пункта. Населенные пункты, расположенные на указанных землях, могут быть включены в состав территории городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 2 названного выше закона муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а городской округ является городским поселением, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, понятие "населенный пункт" применительно к статье 86 и части 1 статьи 89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятиям "муниципальное образование", "городской округ" или "муниципальный район", в связи с чем, следует признать правильной практику тех судов, которые отказывают в удовлетворении исков администраций муниципальных образований о выселении граждан из непригодных для проживания жилых помещений в такие жилые помещения, которые хотя и находятся в границах городского округа или муниципального района, но расположены за пределами населенного пункта, в котором находится ранее занимаемое помещение.
В силу ст.1 "Устава городского округа город Воронеж" (утв. Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I) (ред. от 07.06.2017) Город Воронеж основан в 1586 году, является административным центром Воронежской области и самостоятельным муниципальным образованием - городской округ город Воронеж. Муниципальное образование город Воронеж наделено статусом городского округа Законом Воронежской области от 31 октября 2005 года N 66-ОЗ "О наделении муниципального образования город Воронеж статусом городского округа". Статус города Воронежа как административного центра Воронежской области определяется законом Воронежской области.
Из материалов дела усматривается, что занимаемое ответчиками жилое помещение (квартира № (площадью 43, 3 кв.м.) дома № по ул.<адрес>) территориально расположено в административном центре г. Воронежа (Ленинский район г. Воронежа) (т.е. в населенном пункте, как первичной единице расселения людей); предлагаемое ответчикам жилое помещение (кв.№ д.№ по ул. <адрес>) территориально расположено в административном центре г.Воронежа (Советский район г. Воронежа), предоставляемая по договору социального найма квартира № в доме № по ул. <адрес> соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым в порядке ст. 89 ЖК РФ (л.д. 10,11, 25, 26—36, 37-38).
Анализируя установленные по делу обстоятельства, сопоставляя их с приведенными положениями закона и разъяснениями, данными Высшими Судебными нстанциями, суд находит заявленные администрацией городского округа г. Воронеж исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку при наличии предусмотренных законом оснований для выселения ответчиков с предоставлением другого жилого помещения, предлагаемое им жилое отвечает требованиям ст.89 ЖК.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Расторгнуть договор социального найма на квартиру № в доме № по улице <адрес> с Латышевой Еленой Геннадьевной,Постновым Алексеем Юрьевичем, Латышевым Глебом Викторовичем.
Выселить Латышеву Елену Геннадьевну, Постнова Алексея Юрьевича, Латышева Глеба Викторович из квартиры № в доме № по улице <адрес>.
Вселить Латышеву Елену Геннадьевну, Постнова Алексея Юрьевича, Латышева Глеба Викторовича в квартиру № в доме № по улице <адрес>, предоставленную по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И. В. Хрячков
Решение изготовлено в окончательной форме 16.11.2018 г.