Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-8090/2017 ~ М-2342/2017 от 16.03.2017

Дело № 2-8090/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2017 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Славкина М.М.,

при секретаре Погореловой И.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Енисейска Красноярского края к УФССП России по Красноярскому краю, Межрайонному ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

Администрация Енисейска обратилась в суд с административным исковым заявлением к УФССП России по Красноярскому краю, МОСП по ИИДНХ УФССП России по Красноярскому краю. Просила суд освободить администрацию г. Енисейска от уплаты исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ -ИП.

Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю ФИО4 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей с администрации города Енисейска Красноярского края по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ -ИП, возбужденного на основании исполнительного документа Исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ № ФС выданного Енисейским районным судом по делу , вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предметом исполнения которого является возложение обязанности на администрацию города Енисейска предоставить ФИО5 по договору найма специализированного жилого помещения, изолированное, благоустроенное, применительно к условиям г. Енисейска, жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м., с допусками, установленными ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961. Указала, что приобретение жилых помещений для категории граждан, относящихся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется только за счет финансирования, поступающего из бюджета края. Ежегодно администрацией города Енисейска заключаются Соглашения о взаимодействии по реализации переданных полномочий по приобретению жилых помещений. До заключения Соглашения формируются списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в текущем году, данные списки являются обязательным приложением к Соглашению о взаимодействии и финансирование осуществляется в рамках списка лиц, подлежащих обеспечению. Администрацией города Енисейска в рамках своих полномочий были предприняты все возможные действия, направленные на исполнение решения суда, связанные с предоставлением ФИО5 жилого помещения по договору специализированного найма. В связи с чем, истец просит суд освободить администрацию г. Енисейска от уплаты исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ -ИП.

Стороны в зал суда не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались судом своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Представитель ответчика МОСП по ИИДНХ УФССП России по Красноярскому краю направил в адрес суда заявления о рассмотрении настоящего гражданского дела в свое отсутствие (л.д. 50).

При указанных обстоятельствах, суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон, надлежаще извещенных о дне, времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждения исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве").

Согласно ч. 1 ст. 112 вышеназванного федерального закона должник вправе в порядке, установленном настоящим федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 названного Федерального закона).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, которые представляют собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что единственным основанием, препятствующим вынесению судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный срок, является представление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что невозможность исполнения обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Енисейским районным судом Красноярского края был выдан исполнительный лист , в отношении должника Администрации г. Енисейска. Предмет исполнения: обязать администрацию г. Енисейска Красноярского края предоставить ФИО5 по договору найма специализированного жилого помещения, изолированное, благоустроенное, применительно к условиям г. Енисейска, жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв. м., с допусками, установленными ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (л.д. 43-45).

На основании вышеуказанного исполнительного листа, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП, в отношении должника Администрации г. Енисейска (л.д. 46-47).

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством образования Красноярского края и Администрацией г. Енисейска было заключено соглашение , в соответствии с которым, министерство обязалось предоставить Администрации г. Енисейска субвенцию на реализацию Закона от 24.12.2009 г. № 9-4225 на приобретение (строительства) в 2016 году жилых помещений для последующего обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 16-20).

ФИО5 не была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежали обеспечению жилыми помещениями в 2016 году на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).

ДД.ММ.ГГГГ И.о. главы города Енисейска направил в адрес Министра образования Красноярского края письмо с просьбой о выделении администрации г. Енисейска денежных средств на исполнение судебного решения в отношении ФИО5 (л.д. 22).

ДД.ММ.ГГГГ заместитель министра образования Красноярского края направило в адрес И.о. Главы г. Енисейска письмо, в котором проинформировала адресата об обращении в Министерство Финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решения суда администрацией г. Енисейска по приобретению жилых помещений ФИО5 (л.д. 23).

Определением Енисейского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Администрации Енисейского района Красноярского края о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ г. по гражданскому делу было отказано (л.д. 27-29).

ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Енисейска направила в адрес МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску письмо, в котором указало, что информация о выделении средств на приобретение жилого помещения ФИО5 со стороны Министерства Образования Красноярского края не поступало (л.д. 24-26).

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску было вынесено постановление о взыскании с должника Администрации г. Енисейска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству -ИП (л.д. 48-49).

ДД.ММ.ГГГГ Глава города Енисейска направил в адрес заместителя министра образования Красноярского края письмо, в котором просил направить в адрес отправителя информацию о сроках выделения средств на исполнение решения Енисейского районного суда по делу (л.д. 30-31).

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Администрация <адрес> края является органом местного самоуправления и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Как следует из материалов дела, должник не совершал умышленных действий по намеренному уклонению от исполнения решения суда, что подтверждается представленными истцом документами, касающимися проведения действий по предоставлению жилых помещений лицам по решениям суда. Кроме того, суд учитывает состояние бюджета г. Енисейска, а именно, возможность исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только после выделения соответствующих целевых субвенций из краевого бюджета, что, по мнению суда, объективно препятствует исполнению истцом своих обязательств, предусмотренных законом.

Доказательства, имеющиеся в материалах дела, позволяют суду сделать вывод о том, что в течение установленного срока реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе. Должником предпринимаются меры к скорейшему предоставлению подходящего жилого помещения за счет собственных ресурсов, а также за счет средств субвенций, выделенных из краевого бюджета в рамках соглашения, заключенного с Министерством образования Красноярского края.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об отсутствии вины администрации г. Енисейска Красноярского края в неисполнении решения суда.

Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенную в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера. То есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Как указывалось выше, в соответствии со статьей 401 ГК РФ наличие вины обязательный элемент наступления ответственности за неисполнение обязательств.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что должник предпринял исчерпывающие меры для исполнения возложенных на него обязанностей, в связи с чем вина должника в неисполнении в установленный срок исполнительных документов отсутствует, исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования администрации г. Енисейска Красноярского края к УФССП России по Красноярскому краю, Межрайонному ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора, – удовлетворить.

Освободить администрации г. Енисейска Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП по ИИДНХ по Красноярскому краю УФССП России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства .

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий М.М. Славкин

Мотивированное решение составлено 26.10.2017 г.

2-8090/2017 ~ М-2342/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АДМИНИСТРАЦИЯ Г. ЕНИСЕЙСКА
Ответчики
УФССП РОССИИ ПО КК
МОСП ПО ИДНХ ПО Г. КРАСНОЯРСКУ
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Славкин Михаил Михайлович
Дело на странице суда
sovet--krk.sudrf.ru
16.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2017Передача материалов судье
16.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2017Судебное заседание
24.10.2017Судебное заседание
26.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2018Дело оформлено
21.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее