гр. дело № 2-2921/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 октября 2014г. гор. Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края,
в составе:
председательствующего судьи Коренец Т.Н.
при секретаре Бамматовой В.О.
с участием:
истца ФИО1, представителя ответчика администрации Первомайского сельсовета .............. СК по доверенности ФИО7, рассмотрел в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Первомайского сельсовета .............. о Признании незаконным п. 1 постановления администрации Первомайского сельсовета .............. .............. от .............. «Об утверждении списка граждан исключенных из очереди на улучшение жилищных условий по достижения 35-ти летнего возраста» в отношении истца, признании незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам Первомайского сельсовета .............. от .............. (протокол .............. от .............. г.) в части исключения истца из очереди на улучшение жилищных условий по достижения 35-ти летнего возраста, обязании администрации Первомайского сельсовета .............. восстановить истца в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» под тем же номером, что и на момент исключения,
установил:
В Минераловодский суд 04.09.2014г. поступило исковое заявление ФИО1 к Администрации Первомайского сельсовета .............. о Признании незаконным п. 1 постановления администрации Первомайского сельсовета .............. .............. от .............. «Об утверждении списка граждан исключенных из очереди на улучшение жилищных условий по достижения 35-ти летнего возраста» в отношении истца, признании незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам Первомайского сельсовета .............. от .............. (протокол .............. от .............. г.) в части исключения истца из очереди на улучшение жилищных условий по достижения 35-ти летнего возраста, обязании администрации Первомайского сельсовета .............. восстановить истца в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» под тем же номером, что и на момент исключения \л.д. 5-8\.
Истец ФИО1 поддержал в судебном заседании исковые требования в заявленном объеме, дал пояснения аналогичные содержащимся в исковом заявлении о том, что Постановлением администрации Первомайского сельсовета .............. .............. от .............. его семья, состоящая из трех человек, он, ФИО1, .............. года рождения, его супруга - ФИО2, .............. года рождения и их дочь - ФИО3 Валериевна, .............. года рождения была поставлена на учет, как нуждающихся в улучшении жилищных условий как молодая семья. .............. постановлением администрации Первомайского сельсовета .............. № 234, «Об утверждении списка граждан исключенных из очереди на улучшение жилищных условий, по достижения 35-ти летнего возраста», принято решение об исключении его из очереди на улучшение жилищных условий. Данное постановление было принято на основании решение общественной комиссии по жилищным вопросам Первомайского сельсовета .............. от .............. (протокол заседания комиссии по жилищным вопросам .............. от .............. г.). На момент исключения его и его семьи из очереди на улучшение жилищных условий, он состоял на очереди под номером 23, что подтверждается письмом главы Первомайского сельсовета .............. ФИО6 от .............. № 69. Основанием для исключения из списка очередников явилось достижение им 35- ти летнего возраста. Постановление администрации Первомайского сельсовета .............. .............. от .............. об исключении его из списка молодых семей - участников «Краевой целевой программы «Жилище» в .............. на 2013-2015 годы» считает незаконным. Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от .............. в целях предоставления государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» и утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы). Постановлением .............. № 390-п от .............. утверждена «Краевая целевая программа «Жилище» в .............. на 2013-2015 года», в которой имеется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в .............. на 2013 - 2015 годы». Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Его семья была включена в список участников данной подпрограммы ............... Исключение молодой семьи из списка очередников участников подпрограммы по основанию достижения одним из супругов возраста 35 лет законодательством не предусмотрено. Пунктом 18 вышеназванных правил указанны основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, а именно: а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил; б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15.1 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Данный перечень оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является исчерпывающим. Вышеуказанными Правилами не предусмотрена возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы, а предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки. Достижение предельного 35-ти летнего возраста не является основанием для внесения изменений в список очередников молодых семей - претендующих на получение социальной выплаты. Его семья была признана в 2008 году нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законом. Целью включения молодой семьи в указанный список является обеспечение жильем, либо предоставление субсидии на приобретение жилья молодой семьи, поскольку значение данной программы подразумевает реальную государственную поддержку граждан при реализации ими права на жилище и приобретение жилья. Указанный возрастной ценз в 35 лет необходим только для признания молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Законных оснований для исключения его и его семьи из списка очередников участников подпрограммы не имелось. Поэтому считает действия органа местного самоуправления - администрации Первомайского сельсовета .............. и общественной комиссии по жилищным вопросам Первомайского сельсовета по исключению его и его семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» произведены в противоречие с указанными целями федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы, поскольку значение данной программы подразумевает реальную государственную поддержку граждан в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Статья 40 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на жилище и возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из данной конституционной нормы вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье в соответствии с Жилищным кодексом РФ граждан. Эти основополагающие конституционные принципы в отношении него и его семьи администрацией Первомайского сельсовета .............. не соблюдены. В силу положений ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его права и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Оспариваемое постановление .............. вынесено органом местного самоуправления 11.10.2013г. Решение общественной комиссии по жилищным вопросам Первомайского сельсовета принято .............. О об указанном постановлении и решении общественной комиссии мне стало известно лишь в июле 2014 года, администрация Первомайского сельсовета о принятом постановлении мне ничего не сообщала. При данных обстоятельствах им не пропущен трехмесячный срок для обращения в суд. Просит суд признать незаконным п. 1 постановления администрации Первомайского сельсовета .............. .............. от .............. «Об утверждении списка граждан исключенных из очереди на улучшение жилищных условий по достижения 35-ти летнего возраста» в отношении него, признании незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам Первомайского сельсовета .............. от .............. (протокол .............. от .............. г.) в части исключения его из очереди на улучшение жилищных условий по достижения 35-ти летнего возраста, Обязать администрацию Первомайского сельсовета .............. восстановить его в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» под тем же номером, что и на момент исключения.
Представитель ответчика администрации Первомайского сельсовета .............. СК по доверенности ФИО7 исковые требования не признала, поддержала доводы указанные в возражении \л.д. 29-30\, что семья ФИО8 в составе: ФИО1, супруга ФИО2 и сын ФИО3 обратились в администрацию Первомайского сельсовета .............. с письменным заявлением о признании их семьи в улучшении жилищных условий, и включить в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Постановлением Главы Первомайского сельсовета .............. .............. от .............. и протоколом заседания по жилищным вопросам .............. от .............. В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с постановлением Правительства Российской Федерации от .............. .............. «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности». Семью ФИО8 состоящую из трех человек признали нуждающимися в улучшении жилищных условий и включили в программу «Обеспечение жильем молодых семей в Первомайском сельсовете ..............». Необходимо учитывать, что программа молодая семья - это не закон, а добровольная программа, вступая в которую, участники соглашаются с определенными правилами. В частности, с правилом о том, что субсидию могут получить только те, кому не исполнилось 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Важное изменение: С .............. вступило в силу изменение, уточняющее условие по предельному возрасту супругов — не более 35 лет «на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году» (подп. «а» п. 17 изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.10.2011г. № 825). То есть, например, планируемый год - 2013 год. Решение о включении молодой семьи в список на получение субсидии в 2013 году принимается в 2012 году (а не тогда, когда молодая семья вступила в программу). Если на это время хотя бы одному из супругов исполнится 35 (36) лет, то семью исключают из программы, (прилагается копия выписки из протокола .............. .............. от ..............). В конце года обычно по объемам финансирования определяют сколько семей могут получить данную субсидию. И эти семьи (еще действующие участники) включат в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом следующем году. Четкого порядка финансирования нет, средства выделяются в зависимости от наличия профицита в бюджете. А так как вышеуказанная программа софинансируется из средств федерального, краевого и местного бюджета, администрация Первомайского сельсовета не может располагать информацией о количестве поступаемого софинансирования на планируемый год. Так же существует порядок предоставления молодой семье социальной выплаты, прописанный в Муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в Первомайском сельсовете ..............». Администрация Первомайского сельсовета .............. до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, в соответствии с Правилами и предоставляют эти списки в Министерство строительства и архитектуры .............. (государственный заказчик Программы). Протоколом .............. определяентся объем финансирования на планируемый год. На основании вышеизложенного администрация Первомайского сельсовета просит отказать в удовлетворении исковых требований о признании действий администрации Первомайского сельсовета незаконными.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу, что требования истцом заявлены обоснованно, доказаны и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
На основании ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации Первомайского сельсовета .............. .............. от .............. семья ФИО8, состоящая из трех человек, ФИО1, .............. года рождения, его супруга - ФИО2, .............. года рождения и их дочь - ФИО3 Валериевна, .............. года рождения была поставлена на учет, как нуждающихся в улучшении жилищных условий как молодая семья \л.д.32-44\.
.............. постановлением администрации Первомайского сельсовета .............. № 234, «Об утверждении списка граждан исключенных из очереди на улучшение жилищных условий, по достижения 35-ти летнего возраста», принято решение об исключении ФИО1 из очереди на улучшение жилищных условий. Данное постановление было принято на основании решение общественной комиссии по жилищным вопросам Первомайского сельсовета .............. от .............. (протокол заседания комиссии по жилищным вопросам .............. от .............. г.) \л.д. 15-16\.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного
При этом согласно статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его права и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от .............. в целях предоставления государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» и утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы).
Постановлением .............. № 390-п от .............. утверждена «Краевая целевая программа «Жилище» в .............. на 2013-2015 года», в которой имеется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в .............. на 2013 - 2015 годы».
Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Статьей 14 Жилищного кодекса РФ, также установлены полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, к которым относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Из приведенных ном следует, что в области жилищных отношений органы местного самоуправления полномочны осуществлять в установленном порядке ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При этом, глава местной администрации наделен полномочиями издания постановлений по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Основными задачами подпрограммы являются: предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Пунктом 18 названных Правил определены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, которыми являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 данных правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, субъектами - участниками названной целевой программы могут быть только молодые семьи, а не отдельные граждане, поэтому при решении вопроса о признании молодой семьи участницей данной программы необходимым условием является установление факта реализации конкретной молодой семьей своего права на улучшение жилищных условий путем получения государственной поддержки.
При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что семья ФИО8 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законом, и правом на улучшение жилищных условий за счет государственных средств ранее не пользовалась.
Исключение семьи ФИО8 из списка участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы основывалось на неправильном толковании органом местного самоуправления положений подпункта «а» пункта 5 Правил, которое привело бы к снижению уровня социальной защиты молодых семей, поскольку допускало бы возможность при реализации указанной подпрограммы исходить из возраста 35 лет не на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов, а на день получения социальной выплаты.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что семья ФИО8 не обоснованно была исключена из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на основании пункта «а» абзаца 5 главы 1 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденных постановлением Правительства РФ от .............. № 285.
Исследованные в судебном заседании доказательства, свидетельствуют о том, что глава администрации Первомайского сельсовета, издавая постановление .............. от .............., в соответствии с которым ФИО8 исключены из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», нарушил права заявителя, что является основанием для признания данного постановления в указанной части недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с тем, что ФИО1 представлены все необходимые документы для признания его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», суд считает необходимым обязать администрацию Первомайского сельсовета восстановить ФИО1 в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Учитывая изложенное, руководствуясь 6-7, 10-13, 55-57, 61, 67-68 ГПК РФ, ст.ст. 20, 218 ГК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить.
Признать незаконным п. 1 постановления администрации Первомайского сельсовета .............. .............. от .............. «Об утверждении списка граждан исключенных из очереди на улучшение жилищных условий по достижения 35-ти летнего возраста» в отношении ФИО1.
Признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам Первомайского сельсовета .............. от .............. (протокол .............. от .............. г.) в части исключения ФИО1 из очереди на улучшение жилищных условий по достижения 35-ти летнего возрастаю
Обязать администрацию Первомайского сельсовета .............. восстановить ФИО1 в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» под тем же номером, что и на момент исключения.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле вправе ознакомиться в Минераловодском суде с 21.10.2014г.
Копию решения вручить или направить для сведения лицам, участвующим в деле и не присутствовавшим в судебном заседании не позднее чем через пять дней со дня принятия решения в окончательной форме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 21.10.2014г., путем подачи жалобы через Минераловодский суд, с оплатой государственной пошлины.
Решение принято в окончательной форме 20.10.2014г.
Председательствующий:
Судья
Коренец Т.Н.