Решение по делу № 2-816/2021 ~ М-747/2021 от 08.09.2021

КОПИЯ

11RS0003-01-2021-001338-96 Дело № 2-816/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.

при секретаре Мартьяновой С.С.,

с участием истца Царицыной К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 28 сентября 2021 года гражданское дело по иску Царицыной К. Д. к администрации МОГО «Инта» о включении в списки граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии на переселение из районов Крайнего Севера,

УСТАНОВИЛ:

Царицына К.Д. обратилась в суд с иском к администрации МОГО «Инта» о возложении обязанности включить ее в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для переселения из РКС с составом семьи один человек по категории «инвалиды», признании за ней права на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с датой постановки на учет июль 2020 года с составом семьи один человек. В обоснование требований указала, что в 2020 г. она обратилась в администрацию МОГО «Инта» с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право получения социальных выплат для приобретения жилья в средней полосе России с составом семьи один человек по категории «инвалиды». Ответом администрации МОГО «Инта» от 10.08.2020 истице отказано в постановке на учет, так как у нее отсутствует необходимый стаж работы в РКС 15 лет, а также отсутствия регистрации по месту жительства в г.Инте с 06.10.1995 по 20.04.1998, с 21.10.2000 по 09.08.2005. С отказом администрации МОГО «Инта» не согласна по следующим основаниям: в феврале 2006 г., ей была установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, которая ежегодно продлялась МСЭ. 01.03.2006 истице назначена пенсия по инвалидности 2 группы. При очередном освидетельствовании 21.03.2012 установлена вторая группа инвалидности бессрочно. В связи с общими заболеваниями истец является нетрудоспособной. В июле 2020 г. истец обратилась в администрацию МОГО «Инта» с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в средней полосе России с составом семьи один человек по категории «инвалиды». Статьей 1 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из РКС и приравненных к ним местностей» установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в РКС и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели…, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет. На февраль 2006 г. ее трудовой стаж в районах РКС составлял 08 лет 11 месяцев 23 дня, что подтверждается записями в трудовой книжке. В феврале 2006 г. истцу установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, Инвалидность была установлена до 2007 года, т.е. в период действия прежней редакции ст.5 ФЗ от 25.10.2002 № 125-ФЗ. В дальнейшем инвалидность неоднократно продлевали и 21.03.2012 инвалидность второй группы установлена бессрочно. Выдача новой справки МСЭ от 26.07.2021 была вызвана переменой имени. Получение истцом инвалидности с февраля 2006 г. свидетельствует о том, что по независящим от нее обстоятельствам она не имела возможности выработать требуемый трудовой стаж в районах Крайнего Севера для получения социальной выплаты в рамках реализации Федерального закона №1 25-ФЗ от 25.10.2002 Данный Федеральный закон определяет, что в стаж работы включаются периоды, когда гражданин находится на пенсии, в том числе и по инвалидности. Период нахождения на инвалидности с февраля 2006 г. по июль 2020 г. необходимо зачесть в стаж работы истицы в районах Крайнего Севера, и, учитывая наличие у нее 08 лет 11 месяцев 23 дней стажа работы в РКС, общий стаж составит более 15 календарных лет, что дает истице право состоять в списках на переселение из РКС с получением государственного жилищного сертификата. В части ссылки ответчика на отсутствие регистрации по месту жительства в Инте имеется вступившее в законную силу решение Интинского городского суда РК об установлении факта ее проживания в Инте в периоды: с 06.10.1995 по 20.04.1998, с 21.10.2000 по 09.08.2005. Данное решение предоставлено в администрацию МОГО «Инта» для приобщения к учетному делу. В связи с отказом ответчика истица вынуждена была обратиться за юридической помощью, за оказание которой понесла расходы в размере 4000 руб., и которые истец просит взыскать в ее пользу с ответчика.

Определением от 09.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Минстрой Республике Коми.

Истец в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, повторила доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебном заседании не присутствовал, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, указав, что право на предоставление муниципальной услуги «Постановка граждан на учет, для улучшения жилищных условий» истец не имеет, поскольку не имеет 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, т.е. не соответствует требованиям Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ. В соответствии с требованиями Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, обстоятельствами, имеющими значение для рассмотрения настоящего дела, являются не только стаж работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (не менее 15 лет), но и основание приобретения инвалидности (вследствие трудового увечья). Статья 5 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 определяет только норматив предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, в том числе и для инвалидов I и II групп, но не учитывает время нахождения на пенсии по инвалидности стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. С заявлением о постановке истец обратилась 03.08.2020, в связи с чем, требования о понуждении включить в списки граждан с июля 2020 г. являются необоснованными. Размер расходов на оплату услуг представителя является завышенным, не соответствующим требованиям разумности, просил в случае удовлетворения иска уменьшить размер судебных расходов до разумных пределов. Просил рассмотреть дело без участия представителя администрации МОГО «Инта».

Третье лицо Минстрой Республики Коми, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что требования не признает, поскольку право на получение социальных выплат имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15-ти календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидии на эти цели. Пунктом 12(1) Положения определены основания отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в том числе: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона; б)    непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 9 либо пункте 9(1) настоящего Положения. В связи с этим действия администрации МО ГО «Инта» по отказу истице в постановке на учет осуществлены в соответствии с пунктом 12 (1) Положения. Является ошибочным вывод истца о том, что толкование статей 1, 5 Федерального закона не допускающее постановку на учет инвалидов I и II группы по общему заболеванию при отсутствии у них 15 лет северного стажа работы ставит данную категорию граждан в условия худшие по сравнению с любой другой категорией граждан, в том числе пенсионеров и безработных, для которых допускается суммирование стажа работы со временем нахождения на пенсии и временем проживания в районах Крайнего Севера. Редакция статьи 5 Федерального закона, действующая с 01.01.2012, в том числе на дату подачи истицей заявления о постановке на учет, предусматривает, что только при определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, учитывается их стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по инвалидности. Данная норма распространяется и на инвалидов I и II групп," и на пенсионеров и безработных. Согласно данной редакции статьи 5 Федерального закона при постановке на учет время нахождения гражданина на пенсии по инвалидности (старости), время нахождения на учете по безработице не учитывается. Данные доводы Минстроя Республики Коми подтверждаются определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.08.2021 по делу 2-1757/2020, согласно которому суммирование стажа работы и времени нахождения на пенсии по инвалидности предусмотрено Федеральным законом только при определении норматива предоставления жилищных субсидий, а не определения права состоять на учете. Буквальное толкование положений ч. 1, 2 и 5 Федерального закона свидетельствует о том, что право на получение жилищной субсидии при отсутствии 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях имеют только инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья. Истица не имеет права на постановку на учет на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона в связи с отсутствием требуемого 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Просит дело рассмотреть без участия своего представителя.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Царицына К.Д., __.__.__ г.р., с 2006 года является инвалидом II группы по общему заболеванию, с 01.03.2006 истцу назначена пенсия по инвалидности. 21.03.2012 при очередном освидетельствовании установлена вторая группа инвалидности бессрочно. На момент получения инвалидности истица имела стаж работы в районах Крайнего Севера 08 лет 11 месяцев 23 дня.

Истица прибыла в районы Крайнего Севера до 01.01.1992 и постоянно проживала в г. Инте после указанной даты, что подтверждается справками о составе семьи и вступившим в законную силу решением Интинского городского суда Республики Коми от 10.08.2021 по делу № 2-609/2021. Жилых помещений за пределами г. Инты истица не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

03.08.2020 истица обратилась в администрацию МОГО «Инта» с заявлением о включении её в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, для приобретения жилья в Московской области с составом семьи 1 человек.

Письмом администрации МОГО «Инта» от 10.08.2020 № 11/9480 истице отказано в предоставлении муниципальной услуги «Постановка граждан на учет, для улучшения жилищных условий» в связи с отсутствием установленного Федеральным законом требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет (л.д. 6).

Выводы ответчика об отсутствии у истицы права на постановку на учет основаны на неправильном толковании закона.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилых помещений гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона в редакции Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ, действующей с 01.01.2012, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 в указанной редакции устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Инвалидам 1 и 2 групп вследствие трудового увечья, а также инвалидам с детства требований к стажу для получения субсидий законом не предъявляется.

Первоначальная редакция указанного Федерального закона предусматривала возможность определения стажа работы инвалидов по общему заболеванию путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени нахождения на пенсии по инвалидности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Статья 5 вышеуказанного закона в первоначальной его редакции предусматривала: «При постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

С 01.01.2012 абзац 7 статьи 5 Федерального закона от 25.10.2002 изложен в следующей редакции: «При определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Ответчик и третье лицо Минстрой Республики Коми полагают, что данные положения допускают возможность учитывать время нахождения на пенсии по инвалидности исключительно в целях определения норматива предоставления жилищной субсидии, но не для определения права на получение жилищной субсидии.

Такое толкование статей 1, 5 Федерального закона № 125-ФЗ как не допускающее постановку на учет инвалидов I и II групп по общему заболеванию в отсутствие у них 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера по существу означает отказ данной категории граждан в праве на переселение из районов Крайнего Севера в порядке получения социальной выплаты.

Такое толкование ставит данную категорию граждан в условия худшие по сравнению с любой другой категорией граждан, в том числе пенсионеров и работающих граждан.

1 и 2 группы инвалидности являются так называемыми «нерабочими». В соответствии с Критериями для установления групп инвалидности, утвержденными Приказом Минтруда России от 27.08.2019 № 585н, критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Человек с указанными степенями выраженных стойких нарушений функций организма либо вообще лишен возможности трудиться (или трудовая деятельность ему противопоказана), либо может трудиться только в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств.

Таким образом, получение истцом инвалидности 2 группы свидетельствует о том, что истица по не зависящим от неё обстоятельствам не имела возможности выработать требуемый трудовой стаж в районах Крайнего Севера. Поскольку истица лишена возможности продолжать трудовую деятельность по состоянию здоровья, то она никогда не выработает требуемый 15-летний стаж работы в районах Крайнего Севера. Если согласиться с толкованием закона, предлагаемым ответчиком и третьим лицом, то для истицы это означает, что она никогда не сможет встать на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты. В настоящий момент истица достигла пенсионного возраста, имеет право перейти на пенсию по старости, однако она не может встать на учет на переселение и по категории «пенсионеры», поскольку не имеет необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера.

Отказ истице в постановке на учет в связи с отсутствием у неё 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера противоречит ст. 7, 19, 39 Конституции Российской Федерации, а также смыслу и содержанию Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно статье 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статьей 15 Конституции РФ установлено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

В статье 18 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов. Данная норма означает, что при толковании закона выводимый из него смысл должен быть таков, чтобы не противоречить общим правам человека и гражданина, декларированным в Конституции РФ.

Толкование Федерального закона № 125-ФЗ как не допускающего постановку на учет инвалидов 1 и 2 группы по общему заболеванию в отсутствие 15-стажа работы в районах Крайнего Севера противоречит Конституции РФ, поскольку является дискриминационным, ставящим инвалидов 1 и 2 группы по общему заболеванию в заведомо худшее положение по сравнению со всеми другими категориями граждан: инвалиды 1 и 2 группы вследствие трудового увечья и инвалиды с детства имеют возможность встать на учет на получение жилищной субсидии в отсутствие 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера; пенсионеры и работающие граждане могут встать на указанный учет, отработав указанный стаж; в то же время инвалиды 1 и 2 группы по общему заболеванию в принципе не могут встать на указанный учет, если не имеют указанного стажа, поскольку они лишены возможности по не зависящим от них причинам выработать требуемый стаж.

Такое толкование противоречит принципу социальной направленности нашего государства, социальной защиты инвалидов как одной из наиболее незащищенных категорий граждан.

С учетом изложенного суд полагает, что абзац 7 статьи 5 Федерального закона № 125-ФЗ следует толковать как допускающий для инвалидов 1 и 2 группы по общему заболеванию возможность сложения имеющегося стажа и периода нахождения на пенсии по инвалидности для определения права на получение жилищной субсидии.

На дату подачи заявления о постановке на учет 03.08.2020 истица имела стаж работы в районах Крайнего Севера 8 лет 11 месяцев 23 дня. Кроме того, на указанную дату истица более 14 лет (с 01.03.2006) находилась на пенсии по инвалидности 2 группы. В связи с чем истица имела право на постановку на учет в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

С учетом изложенного исковые требования о возложении на ответчика обязанности включить истца в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата подлежат удовлетворению с датой постановки на учет 03.08.2020. Требования о постановке на учет с датой постановки июль 2020 г. подлежат отклонению, поскольку доказательств обращения истицы с заявлением о постановке на учет в июле 2020 года материалы дела не содержат.

В соответствии со ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В соответствии с квитанцией № 002788 от 03.09.2021, истец оплатила юридические услуги адвоката Ноженко Д.Д. в размере 4000 руб. за составление искового заявления. Указанные расходы являются разумными, не могут быть признаны чрезмерно завышенными, и подлежат возмещению ответчиком.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на администрацию МОГО «Инта» обязанность включить Царицыну К. Д., __.__.__ года рождения, уроженку ____ ____, в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с датой постановки на учет 03.08.2020 по категории «инвалиды» с составом семьи один человек.

Взыскать с администрации МОГО «Инта» в пользу Царицыной К. Д. возмещение расходов на оплату юридических услуг в размере 4 000 руб.

Царицыной К. Д. в иске к Администрации МО ГО "Инта" о признании права на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с датой постановки на учет июль 2020 года отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 01.10.2021.

Судья Л.В.Махнева

2-816/2021 ~ М-747/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Царицына Кира Дмитриевна
Ответчики
Администрация МОГО "Инта"
Другие
Минстрой Республики Коми
Суд
Интинский городской суд Республики Коми
Судья
Махнева Людмила Викторовна
Дело на странице суда
intasud--komi.sudrf.ru
08.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2021Передача материалов судье
09.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее