РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 июня 2020 года г.о. Самара
Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Топтуновой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Шароватовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Департамента градостроительства г.о. Самара к Кочарян К. Р. о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и возложении обязанности осуществить его снос,
установил:
Истец обратился в суд с иском к Кочарян К. Р. о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и возложении обязанности осуществить его снос.
В обоснование своих требований истец указал, что из уведомления о выявлении самовольной постройки Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № и прилагаемых к нему документов, поступивших в Департамент градостроительства городского округа Самара следует, что на земельном участке площадью 551 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположены объекты капитального строительства:
-3-этажный кирпичный жилой дом;
-одноэтажное нежилое строение, используемое под автомойку на два поста и парикмахерскую (на фасаде имеются надписи: «Автомойка», «Парикмахерская», а также время их работы).
При этом часть нежилого строения-автомойки и парикмахерской расположена на части <адрес> того, часть ограждения земельного участка (деревянный забор) расположена на части <адрес> и <адрес>, у <адрес>.
По результатам измерений, осуществленных Администрацией Советского внутригородского района <адрес> установлено, что площадь огороженного земельного участка (части <адрес>, у <адрес>) составляет ориентировочно 588,00 кв.м., по документам - 551,00 кв.м. Без документов используется земельный участок ориентировочной площадью - 37,00 кв.м.
Также установлено, что площадь земельного участка, на котором расположено одноэтажное капитальное строение, используемое под автомойку на 2 поста и парикмахерскую, составляет ориентировочно 62,00 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № на земельном участке с кадастровым номером № расположены объекты недвижимости:
-жилой дом площадью 74,1 кв.м. с кадастровым номером №
-жилое помещение площадью 88,8 кв.м. с кадастровым номером №.
Указанные объекты недвижимости принадлежат на праве собственности Кочаряну К. Р., что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако, как указывалось выше, фактически на территории земельного участка с кадастровым номером № расположено помимо жилого дома здание, используемое под автомойку и парикмахерскую.
Земельный участок с кадастровым номером №, занимаемый спорными объектами недвижимости, принадлежит на праве собственности Кочаряну К.Р., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 258-ФЗ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Вместе с тем сведения о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № необходимого в том числе для определения мест допустимого размещения объектов капитального строительства, отсутствуют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости
от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок, на котором возведена спорная постройка, имеет вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
В соответствии со сведениями информационной системы обеспечения строительной деятельности городского округа Самара земельный участок, положенный по адресу: <адрес>, занимаемый спорными объектами капитального строительства, расположен в границах территориальной зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, пунктом 5 статьи 30 Правил застройки и землепользования установлены минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений для вида разрешенного использования 2.1 «застройка малоэтажными жилыми домами» в зоне Ж-2 составляющие 3 метра.
Однако из схемы, приложенной к акту проверки муниципального земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ №, усматривается, что отступы от границ земельного участка с кадастровым номером № составляют менее 3 метров.
Также из данной схемы следует, что спорный объект недвижимости площадью застройки 62,00 кв.м. частично возведен за границами земельного участка с кадастровым номером 63:01:0921010:853, площадь самовольно занятого земельного участка составляет ориентировочно 37,00 кв.м.
В соответствии со сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара часть земельного участка находится в границах красных линий.
Таким образом, имеются ограничения в отношении земельного участка.
Кроме того, принадлежащий ответчику на праве собственности земельный участок, занимаемый самовольной постройкой, находится в охранной зоне инженерных коммуникаций (ЛЭП, газопровода).
На основании изложенного, истец просит признать самовольной постройкой объект капитального строительства — нежилое одноэтажное здание, используемое под автомойку на два поста и парикмахерскую площадью застройки 62,00 кв.м, расположенное на земельном кадастровым номером № по адресу<адрес>.
Обязать Кочаряна К. Р. осуществить за свой счет снос самовольного возведенного объекта капитального строительства - нежилого одноэтажного здания, используемого под автомойку на два поста и парикмахерскую застройки 62,00 кв.м., расположенного на земельном участке с номером № по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления суда в законную силу. В случае неисполнения ответчиком решения суда по настоящему делу добровольно в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Департаменту градостроительства городского округа Самара за свой счет осуществить снос с последующим отнесением произведенных расходов на ответчика.
В судебном заседании представитель истца Департамента градостроительства г.о. Самара Арчхоев А.С., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Ответчик Кочарян К.Р., его представитель по устному ходатайству Урсова Т.П. исковые требования не признали в полном объеме, пояснили, что Кочарян К.Р. приобрел дом и земельный участок в 1997 году. Данный договор был зарегистрирован в БТИ и Комитете по земельным ресурсам. изначально дом и земельный участок находились в общей долевой собственности. Позже им была произведена реконструкция жилого дома, выдел части жилого дома в натуре. После выдела земельного участка из общей долевой собственности, он также обращался в суд за уточнением местоположения границ земельного участка, затем в 2019 году было узаконено перераспределение границ земельного участка с соседями, путем заключения соответствующего соглашения. В настоящий момент в соответствии с выпиской ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером № Кочарян К.Р. владеет земельным участком площадью 551 кв.м. и жилым домом с хозпостройками, общей площадью 88.8 кв.м. Нежилые хозпостройки, указанные в иске, не являются самовольными постройками, они не связаны между собой. Это 2 разные постройки. 56.3кв.м и 60 кв.м. На хозпостройку 56.3 кв.м. имеются документы БТИ (технический паспорт). Установлен обмер литера Б общей площадью 56.3 кв.м, (сейчас располагается автомойка). Поданы документы на узаконение в части выхода 21 кв.мж. на территорию за границы участка №. <адрес>ю 60 кв.м (ранее гараж, потом парикмахерская Подмарьковой Т.Г) приобретена Кочаряном К.Р. по договору купли-продажи только в 2019 году, после перераспределения земельного участка. На настоящий момент это летняя кухня, указанная постройка полностью находится в границах земельного участка Кочаряна К.Р. В соответствии с законодательством РФ летние кухни не относятся к капитальным строениям и не ставятся на кадастровый учет. Ссылка на охранную зону газопровода несостоятельна, поскольку указанная охранная зона газопровода находится за пределами жилой зоны, и от хозяйственных построек отделена 4 сотками земли., поэтому и сервитут не установлен. Указанное подтверждается схемами участка., договорами и техподключением к газоснабжению. В части разрешённого вида использования земельного участка Ж-2 - Зона малоэтажной смешанной жилой застройки: Постановление Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривает
жилые дома, отдельно стоящие на одну семью 1-4 этажа с участком,
строения для содержания мелких животных (домашняя птица, кроликов и т.д.),
банно - оздоровительные комплексы.
клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения,
Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости:
надворные постройки (бани, туалеты, сараи),
отдельностоящий или встроенный гараж на 1-2 легковые автомашины на земельных участках отдельностоящих и блокированных жилых домов на одну семью,
I отдельностоящий или встроенный гараж или открытая стоянка для каждых трех жилых единиц на участке многоквартирного дома,
Виды использования недвижимости, которые требуют специального согла-сования:
предприятия бытового обслуживания в отдельностоящем здании общей площадью не более 120 кв. м,
кафе, закусочные, столовые (без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) в отдельностоящем здании площадью не более 120 кв. м.
автозаправочные станции.
индивидуальное обслуживание клиентов в отдельно стоящем здании общей площадью не более 120 кв. м.
Кочарян К.Р. предпринимает все действия для добросовестного владения собственностью. Но в связи с временными и денежными затратами, а так же тем, что оформление земельного участка в полном объеме завершилось только в сентябре 2019 года, так же в связи с угрозой распространения на территории РФ коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на основании постановления <адрес> Азарова Д.И. от ДД.ММ.ГГГГ № режим самоизоляции граждан и юридических лиц был установлен в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ включительно, что исключало возможность проведения ряда мероприятий в т.ч кадастровых).
В 2019 году, при проведении перераспределения Кочаряном К.Р. подано заявление на выкуп земли, В настоящий момент подано повторно заявление на перераспределения участка земли и выкуп в размере приблизительно 21 кв.м. для дальнейшего выдела и узаконения хоз. постройки.
Просили в иске отказать, обязав Кочаряна К.Р. узаконить нежилую хозпостройку 56, 3 кв.м. в соответствии с законодательством РФ в срок 1 год.
Представитель третьего лица Администрации Советского внутригородского района Лукоянова Т.Ю. поддержала позицию истца.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник или иное лицо, владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец, либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 данного Кодекса).
В силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 258-ФЗ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3 данной статьи).
По смыслу ст. 12 ГК РФ, снос самовольной постройки по своей правовой природе представляет собой способ защиты гражданских прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Из уведомления о выявлении самовольной постройки Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № и прилагаемых к нему документов, поступивших в Департамент градостроительства городского округа Самара следует, что на земельном участке площадью 551 кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположены объекты капитального строительства: 3-этажный кирпичный жилой дом; одноэтажное нежилое строение, используемое под автомойку на два поста и парикмахерскую (на фасаде имеются надписи: «Автомойка», «Парикмахерская», а также время их работы).
В рамках мероприятий муниципального земельного контроля установлено, что часть нежилого строения-автомойки и парикмахерской расположена на части <адрес> того, часть ограждения земельного участка (деревянный забор) расположена на части <адрес> и <адрес>, у <адрес>.
По результатам измерений, осуществленных Администрацией Советского внутригородского района <адрес>, площадь огороженного земельного участка (части <адрес>, у <адрес>) составляет ориентировочно 588,00 кв.м., по документам - 551,00 кв.м. Без документов используются земельный участок ориентировочной площадью - 37,00 кв.м., площадь земельного участка, на котором расположено капитальное строение, используемое под автомойку на 2 поста и парикмахерскую, составляет ориентировочно 62,00 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № на земельном участке с кадастровым номером № расположены объекты недвижимости:
- жилой дом площадью 74,1 кв.м с кадастровым номером №
-жилое помещение площадью 88,8 кв.м с кадастровым номером №
Указанные объекты недвижимости принадлежат на праве собственности Кочаряну К. Р., что подтверждается выписками из ЕГРН от 19 №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако, в результате осмотра сотрудниками администрации Советского внутригородского района г.о. Самары было установлено, что на указанном земельном участке, фактически на территории земельного участка с кадастровым номером № расположено помимо жилого дома здание, используемое под автомойку и парикмахерскую.
При этом Кочаряном К.Р. оспаривается то обстоятельство, что здание автомойки и парикмахерской является единым зданием, он указывает на то обстоятельство, что эти строения являются самостоятельными, при этом здание, где ранее размещалась парикмахерская, не является объектом капитального строения, в настоящее время в ней размещается летняя кухня, строение не выходит за пределы земельного участка, право собственности на который зарегистрировано за ответчиком.
Данные доводы ответчика истцом не опровергнуты и подтверждаются, в том числе пояснениями кадастрового инженера Гребенкина Д.С..
В части того, что строение автомойки частично расположено за пределами земельного участка ответчика, им не оспаривается.
Земельный участок с кадастровым номером №, занимаемый спорными объектами недвижимости, принадлежит на праве собственности Кочаряну К.Р., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №
Часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Вместе с тем сведения о выданной разрешительной документации на строительство объектов капитального строительства по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Статьей 2 Градостроительного кодекса РФ определено, что градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Ст. 40, 42 Земельного кодекса РФ устанавливает, что собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно- бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также обязаны использовать земельные участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Из содержания пункта 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ следует, что право собственника земельного участка ограничено, в том числе требованиями строительных и иных норм и правил.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, для правильного разрешения дела необходимым является установление обстоятельства, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила землепользования и застройки и т.д.
В соответствии со сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара земельный участок, положенный по адресу: <адрес>, занимаемый спорными объектами капитального строительства, расположен в границах территориальной зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №
Также из данной схемы следует, что спорный объект недвижимости –здание автомойки частично возведено за границами земельного участка с кадастровым номером № точная площадь самовольно занятого земельного участка не установлена.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ строительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные
Размещение автомобильных моек и парикмахерских не относится к основным видам разрешенного использования, установленным для территориальной зоны Ж-2, а лишь к условно-разрешенным, требующим специального согласования.
Таким образом, ответчиком нарушено исключительное право органа местного самоуправления на распоряжение земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, частично занятым спорным объектом капитального строительства.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок имеет вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», в связи с чем, использование указанного земельного участка для размещения спорного объекта свидетельствует о нарушении ответчиком правил целевого использования земли.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела: уведомлением о выявлении самовольной постройки № от ДД.ММ.ГГГГ, материалами проверки соблюдения требований земельного законодательства в отношении Кочарян К.Р., предписанием Администрации Советского внутригородского района г.о. Самара от об устранении нарушений земельного законодательства.
Сведения о выданной разрешительной документации, либо уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства установленным параметрам допустимости размещения спорного объекта здания автомойки на земельном участке в отношении вышеуказанного объекта отсутствуют.
Как разъяснено в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса РФ строительство и реконструкция объектов капитального строительства должны осуществляться на основании разрешения на строительство.
Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем разрешение на строительство капитального строительства, ответчиком получено не было, что наделяет данный объект признаками самовольной постройки в соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 6.2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный орган местного самоуправления заявление с приложением.
Согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» или Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Однако в нарушение требований законодательства в отношении спорного объекта капитального строительства разрешение на строительство (реконструкцию) и разрешение на ввод в эксплуатацию, предусмотренные вышеуказанными нормами, не выдавались.
Отсутствие разрешительной документации свидетельствует о самовольной постройке, возведенной на земельном участке, с нарушением требований градостроительного и земельного законодательства.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
Таким образом, спорный объект, возведенный без получения необходимых разрешений и согласований, с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, подлежит сносу или приведению постройки в соответствие с установленными требованиями законодательства.
Вместе с тем, судом установлено, что ответчик неоднократно принимал меры к устранению допущенные при возведении самовольной постройки - нежилого одноэтажного здания, используемого под автомойку на два поста, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> нарушения градостроительных норм и правил, земельного законодательства, в том числе обращался к Главе г.о. Самары с заявлением о перераспределении земельных участков, обратился в ООО Поволжский центр кадастра и проектирования по вопросу раздела принадлежащего ему земельного участка и изменения целевого назначения части земельного участка, в Управление Росрестра по <адрес> по вопросу регистрации права собственности на здание автомойки.
В связи с изложенным, учитывая то обстоятельство, что снос самовольной постройки является крайней мерой гражданско-правовой ответственности и применяется только в случае наличия существенного нарушения прав и охраняемых законом интересов, наличия реальной угрозы жизни и здоровью лица, обратившегося за защитой нарушенного права, и иных лиц (доказательств чему истцом не представлено), суд считает возможным ограничиться частичным удовлетворением иска – возложением на Кочаряна К. Р. обязанности устранить допущенные при возведении самовольной постройки - нежилого одноэтажного здания, используемого под автомойку на два поста, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> нарушения градостроительных норм и правил, земельного законодательства в течение 4 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения данного решения в установленный срок, Департамент градостроительства г.о. Самара не лишен права вновь обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Департамента градостроительства г.о. Самара- удовлетворить частично.
Признать самовольной постройкой объект капитального строительства - нежилое одноэтажное здание, используемое под автомойку на два поста, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Обязать Кочаряна К. Р. устранить допущенные при возведении самовольной постройки - нежилого одноэтажного здания, используемого под автомойку на два поста, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> нарушения градостроительных норм и правил, земельного законодательства в течение 4 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд <адрес>.
Решение в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись Е.В. Топтунова
Копия верна
Судья Секретарь