Дело №70RS0004-01-2019-004617-48
№ 2-3353/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2019 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Рой В.С.,
при секретаре Ефименко К.Н.,
помощнике судьи Марковой Е.Н.,
с участием помощника прокурора Советского района г. Томска Богдановой Н.Н.,
истцов Онышко Т.А., Онышко Е.Л.,
представителя ответчика Павловой И.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, сроком на ... без права передоверия,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Онышко Т.А., Онышко Е.Л., Онышко А.А. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Онышко Т.А., действуя в том числе в интересах Онышко А.А., Онышко Е.Л., обратились в суд с иском к муниципальному образованию «город Томск», в лице администрации г.Томска о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенное черте муниципального образования «Город Томск», общей площадью не менее 42,3 кв.м и состоящее не менее чем из двух комнат.
В обоснование требования указано, что истцы зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу <адрес> по договору социального найма. Постановлением администрации г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по адресу: г.Томск, ул.Войкова, д.14/1 признан аварийным и подлежащим реконструкции, жилое помещение № признано непригодным для проживания, на администрацию Ленинского района г.Томска возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению жильцов многоквартирного дома по <адрес>. Другого жилья истцы не имеют, распоряжением главы администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ № признаны малоимущими и включены в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых посещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Однако до настоящего времени дом не расселен, другое благоустроенное жилое помещение взамен признанного аварийным, истцам не предоставлено.
Истцы Онышко Т.А., действуя в том числе в интересах Онышко А.А., Онышко Е.Л., в судебном заседании заявленное требование поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав стороны, заключение помощника прокурора Советского района г.Томска, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В соответствии с ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В силу ч.2, 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Онышко Т.А. является нанимателем квартиры <адрес>, совместно с нанимателем зарегистрированы и проживают по данному адресу Онышко А.А., Онышко Е.Л.
Указанные обстоятельства подтверждаются письмом администрации Ленинского района г.Томска № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ считать стороной по ранее заключенного договору социального найма по адресу: <адрес> Онышко Т.А. вместо Ш.Л.М. (постановление главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ №); справкой паспортного стола ООО «...» от ДД.ММ.ГГГГ.
Представленными доказательствами подтверждается и не оспаривается стороной ответчика вселение истцов в спорное жилое помещение в установленном законом порядке и осуществление ими пользование данным жилым помещением по договору социального найма.
В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Как следует из ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно п.3 ч.1 ст.85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Частью 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В соответствии с постановлением Мэра г.Томска № от ДД.ММ.ГГГГ создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Томска.
Согласно заключению Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г.Томска № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлению администрации г.Томска № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкцию, на администрацию Ленинского района г.Томска возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Жилое помещение № по указанному адресу признано непригодным для проживания.
Из письма администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденным распоряжением администрации Ленинского района г.Томска ДД.ММ.ГГГГ № Онышко Т.А. с составом семьи признаны малоимущими и включены в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «...» установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не соответствует п.4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Из заключения по результатам визуального обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома <адрес>, составленного МБУ г.Томска «...» ДД.ММ.ГГГГ следует, что выявленные деформации свидетельствуют об исчерпании несущей способности основных несущих конструктивных элементов. Не соблюдаются необходимые условия и санитарные требования для пригодности проживания в данном доме.
Заключением по результатам визуального обследования здания № ООО «...» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при физическом износе равном 65,4% техническое состояние здания по адресу: <адрес> признается ветхим. Жилой дом <адрес>, с технической точки зрения является непригодным для проживания в нем людей. Ремонт экономически не целесообразен ввиду его примерной стоимости капитального ремонта от 91% до 120% от восстановительной стоимости. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь по проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента.
Согласно сведениям администрации г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ №, здание по адресу: <адрес> входит в перечень объектов деревянного зодчества, в отношении которых решением Думы г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ № установлен особый правовой режим, предусматривающий их сохранение. Решением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением администрации г.Томска № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции. Данное решение предполагает, что указанный дом будет расселен в порядке очереди, после чего будет выведен из жилого фонда и, после выполнения мероприятий по реконструкции с сохранением габаритов, основных строительных материалов и историко-архитектурного облика, будет использоваться как нежилое здание.
Как следует из разъяснения, содержащегося в абзаце 2 п.22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», муниципальные нужды в этих случаях заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
В соответствии со ст. 87.2 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, подлежащим выселению из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение, занимаемое нанимателем и членами его семьи по договору социального найма, не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления, другое жилое помещение должно быть предоставлено по договору социального найма наймодателем до начала капитального ремонта или реконструкции (ч. 3 ст. 88 ЖК РФ).
Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая, что дом, расположенный по <адрес> признан в установленном порядке аварийным и подлежащим реконструкции с последующим использованием в качестве нежилого здания, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требования истцов о предоставлении взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.
Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст.89 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.
Отсутствие зарегистрированных прав на недвижимое имущество у истцов подтверждено уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями Томского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы просят обязать ответчика предоставить им вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования «город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам, общей площадью не менее ... кв.м и состоящее не менее чем из двух комнат.
В соответствии техническим паспортом на жилое помещение по адресу: <адрес>, составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение под № представляет собой квартиру, состоящую из двух комнат, общей площадью ... кв.м.
При таких обстоятельствах суд полагает, что истцам должно быть во внеочередном порядке по договору социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат общей площадью не менее ... кв.м в черте муниципального образования «город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истцами при подаче иска была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., что подтверждается чек-ордерами от ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание, что исковые требования заявлены неимущественного характера и удовлетворены в полном объеме, с ответчика в пользу истцов в равных долях подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в счет возмещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Онышко Т.А., Онышко Е.Л., Онышко А.А. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Город Томск», в лице администрации Города Томска предоставить Онышко Т.А., Онышко Е.Л., Онышко А.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее ... кв.м взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Взыскать с муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска в пользу Онышко Т.А., Онышко Е.Л. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (Триста) руб. в равных долях.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: Рой В.С.
Мотивированное решение составлено 24.12.2019.