Дело №2- 4380/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
03 ноября 2011г. Федеральный суд Центрального района г.Красноярска
в составе: председательствующего Сидоренко ЕА
при секретаре Буровой ВЮ
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению Клинцевич ТМ об оспаривании отказа органов местного самоуправления в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
У С Т А Н О В И Л:
Клинцевич ТМ обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Ссылается на то, что 13.12.2010 г. подал заявление в департамент градостроительства администрации <адрес>. В заявлении просила предварительно согласовать место размещение земельного участка по индивидуальное строительство по адресу: <адрес> К заявлению прилагался топографический план, изготовленный ОАО «<данные изъяты>», исполнение которого заказано заявителем. Данный топографический план был представлен в управление архитектуры администрации <адрес> и утвержден ими. Согласно плана заявитель определил место нахождения испрашиваемого участка, а так же, испрашиваемый земельный участок не имел обременений. Схема размещения участка, изготовленная ООО «<данные изъяты>», имеющих лицензии; была изготовлена на основании топографического плана.
14.01.2011 года департамент градостроительства администрации <адрес> отказал в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство мотивируя свой отказ п.11 ст.30 и ст.30.1 ЗК РФ.
Вопреки прямого указания закона департамент градостроительства администрации <адрес>, не исполнил свою обязанность публикации сообщения о предоставлении земельного участка или иного другого решения.
Из содержания п. 11 ст. 30 ЗК РФ не вытекает запрет на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства с предварительным согласованием места размещения объектов при наличии соответствующего волеизъявления заявителей, в связи с чем при отсутствии сформированных земельных участков с указанным разрешенным использованием органы местного самоуправления отдельных муниципальных образований с согласия на то заявителей возлагали на них бремя формирования земельных участков.
Так же необходимо отметить, что департаментом градостроительства администрации <адрес> нарушены сроки на обращения граждан с заявлением в органы местного самоуправления.
Полагает, что его право по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства нарушено.
Департамент градостроительства администрации <адрес>, не законно отказал в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, со ссылкой на нормы права, которые сам и должен был исполнять. В соответствии со ст. ст. 30.2, 38.1, 38.2 ЗК РФ законодатель выделяет особое правовое регулирование отношений по предоставлению земельных участков для жилищного строительства, которое направлено на реализацию задач по формированию рынка доступного жилья в Российской Федерации.
Гражданину нужно для проживания жилище, указанное право закреплено в ст. 40 Конституции РФ. Это право согласно ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, как и другие права и свободы, неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения, т.е. его нельзя передать другому лицу или отказаться от него. Такие права называют естественными, законодатель относит право на жилище, в том числе, к социально-экономическим правам.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жильем, которое у него имеется, и принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем.
Право на жилище обеспечивается, в том числе, путем предоставления земельных участков под строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Закрепление в Конституции права на жилище означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что можно быть произвольно лишенным этого права, путем незаконного отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка под строительство этого жилища.
Права на жилище соответствуют обязанности государства и муниципальных органов, предоставлять, прежде всего, гражданам, которые изъявили желание сами выстроить свое жилище, земельные участки под индивидуальное строительство, тем самым, гарантируя устойчивость, стабильность осуществления конституционных прав гражданина.
В газете «<данные изъяты>» №15 (2116) от ДД.ММ.ГГГГ заявитель прочитал объявление о выборе земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по <адрес>, на основании этого подал заявление в департамент градостроительства Администрации города с приложением необходимого пакета документов.
Однако 16.03.2011г. получил повторный отказ, который мотивируется постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 473 и решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № В-306.
С данным утверждением заявитель не согласен т.к, ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением администрации <адрес> №2408-арх сроком на 10 лет, в аренду был предоставлен земельный участок под индивидуальное строительство по адресу :<адрес> - Медведевой НА.
13.02.2008 года Распоряжением администрации <адрес> №215-ж сроком на 10 лет в аренду был предоставлен земельный участок под индивидуальное строительство по адресу: <адрес> - Ходосу ЮА.
В последствии было получено Разрешение на строительство №М-685 от ДД.ММ.ГГГГ и основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №622 Медведева НА выкупила земельный участок по адресу : <адрес>
Данный факт свидетельствует о том, что земельные участки выделялись гражданам для индивидуального жилищного строительства и земельные участки на сегодняшний день не зарезервированы для муниципальных нужд и являются свободными.
Кроме того, просит обратить внимание на факт отраженный в сведениях о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ №15662, которые предоставлены управлением архитектуры <адрес>, где согласно Генеральному плану <адрес>, разработанному до 2020 года, утвержденному решением Красноярского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, указано перспективное использование земельных участков расположенных по <адрес> как «территория жилой многоквартирной застройки».
Просит суд признать незаконным отказ департамента градостроительства администрации <адрес> №10/72-дг от ДД.ММ.ГГГГ и №3816 от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Администрацию <адрес> издать распоряжение о предоставлении земельного участка №21 под индивидуальное жилое строительство по адресу: <адрес> на Клинцевич ТМ.
В судебном заседание представитель заявителя Ангел СВ, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, заявление поддержала по выше изложенным основаниям.
Представитель Департамента градостроительства администрации <адрес> и Управления архитектуры администрации <адрес> ОС, доверенности в деле, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие, представила письменные возражения, которые приобщены к материалам дела и в которых просит в удовлетворении требований отказать.
Администрация <адрес> своего представителя в судебное заседание не направила, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставила.
В силу ст.257 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника судебного разбирательства.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявления следует отказать в силу следующего.
14.01.2011г. заявителю на его обращение о предварительном согласовании места размещения индивидуального жилого дома по <адрес> в <адрес> отказано Департаментом градостроительства администрации <адрес> за №10/72-дг в предварительном согласовании места размещения земельного участка №21 для индивидуального жилищного строительства на том основании, что согласно п.11 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, о чем просил заявитель.
В силу п.11 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно п.1 ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
В силу изложенного оснований для признания незаконным отказ департамента градостроительства администрации <адрес> №10/72-дг от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании размещения объекта индивидуального жилищного строительства не имеется, отказ основан на законе.
15.02.2011г. заявителем подано в Департамент градостроительства администрации <адрес> заявление о предоставлении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> согласно приложенной заявителем схеме размещения, при этом не указано право, на котором просит заявитель предоставить земельный участок и обоснование примерного размера земельного участка, что необходимо в соответствии с п.3.1.2 Положения о порядке подготовки и согласования в администрации города индивидуальных правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства на территории <адрес>, утвержденного Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 473, действовавшим в момент обращения.
Градостроительной комиссий Департамента градостроительства администрации <адрес> принято решение ДД.ММ.ГГГГ (протокол №7) об отказе в предоставлении земельного участка в связи с тем, что земельный участок по <адрес> является зоной перспективного развития (П.Р.), основным видом разрешенного использования территориальной зоны является размещение линейных объектов, размещение жилых домов – условный разрешенный вид использования. В соответствии с основным чертежом генерального плана <адрес> на запрашиваемой территории предполагается разместить многоэтажную жилую застройку. Управлением архитектуры администрации <адрес> заявителю дан соответствующий ответ от ДД.ММ.ГГГГ №3816, который оспаривается заявителем.
Согласно п.п.8,10 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются в том числе на следующих принципах:
деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
В соответствии с п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи ( в том числе земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Ст.37 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В силу ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п.п.1 п.4 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном данной нормой, в том числе предусматривает проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
Таким образом, предоставление земельного участка для строительства осуществляется либо с проведением торгов (конкурсов, аукционов) либо без проведения таковых в случае поступления только одной заявки. При этом торги и предварительная и заблаговременная публикации сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков для строительства в случае, если имеется только одна заявка, осуществляются только после проведения работ по формированию земельного участка и определения разрешенного использования земельного участка в соответствии с приведенной нормой.
Однако заявитель просил предоставить земельный участок, который не сформирован, выбран по усмотрению заявителя, на порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта указано было заявителю в ответе Департамента градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №10/72-дг, в котором также указан способ информационных сообщений о проведении аукционов по продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства. При этом, как указано, предоставление сформированного земельного участка с разрешенным использованием осуществляется либо на торгах (конкурсах, аукционах) либо после предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Кроме того, п.2 ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. При этом, согласно п.3 ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, но при этом в случае принятия решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании.
П.2 ст.38.1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
Таким образом, предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства не может осуществляться в силу закона произвольно и только на основании выбора земельного участка заявителем.
Доводы заявителя о том, что в газете «<данные изъяты>» №15 (2116) от ДД.ММ.ГГГГ заявитель прочитал объявление о выборе земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по <адрес>, на основании этого подал заявление в департамент градостроительства Администрации города с приложением необходимого пакета документов, суд находит не состоятельными. Согласно ответа на запрос Управления архитектуры в редакцию газеты «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №364 данное объявление было размещено Ангел СА.
Земельный участок по <адрес> расположен в границах населенного пункта <адрес>, в связи с чем относится к землям населенных пунктов в соответствии с ч. 1 ст. 83 Земельного Кодекса Российской Федерации и может быть использован исключительно под застройку и развитие населенного пункта.
Согласно п.2 ст.85 Земельного Кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
В соответствии с п.4 ст.85 Земельного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращений) реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Согласно ст.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации ( в редакции, действовавшей на момент обращений) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства;
территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий;
устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;
В соответствии со ст.35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
Земельный участок по <адрес> в <адрес> свободен от прав третьих лиц и находится в зоне перспективного развития согласно Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N В-306, где планируется строительство многоэтажных жилых домов.
В соответствии со ст.48 Правил землепользования и застройки <адрес>", утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N В-306, зоны перспективного развития включают в себя участки территории города, предназначенные для планируемого размещения объектов капитального строительства.
В зонах перспективного развития допускается размещение линейных объектов, жилых, спортивно-оздоровительных, производственных, коммунальных и складских объектов, детских учреждений, а также объектов социального, коммунально-бытового назначения, торговли, образования, здравоохранения и иных объектов, предусмотренных настоящей статьей.
Основной вид разрешенного использования: размещение линейных объектов, условно разрешенные виды использования: размещение жилых домов;
В силу п.6 ст.6 Правил предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации. П.2 ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях и на основании заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Согласно п.3.1.5 Положения о порядке подготовки и согласования в администрации города индивидуальных правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства на территории <адрес>, утвержденного Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 473, действовавшего на момент принятия оспариваемого отказа от ДД.ММ.ГГГГ, несоответствие предполагаемого размещения индивидуального жилого дома градостроительным нормам и правилам, несоответствие его функционального назначения градостроительному регламенту территориальной зоны, является основанием для отказа в размещении объекта.
Поскольку основным видом использования испрашиваемого земельного участка размещение жилых домов не является, то предполагаемое размещение индивидуального жилого дома не соответствует градостроительным нормам и правилам, его функциональное назначение не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны, а разрешение на условно разрешенный вид использования принимается в установленном выше порядке и на основании заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию, которое заявителем не подавалось, то суд считает, что заявителю обоснованно отказано в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Доводы заявителя о том, что ранее по <адрес> земельные участки уже предоставлялись гражданам для индивидуального жилищного строительства, не могут являться основанием для удовлетворения требований. Кроме того, земельные участки гражданам, указанным заявителем в заявлении, согласно представленных актов органа местного самоуправления предоставлялись в 2004, 2007г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении предъявленных Клинцевич ТМ требований отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Федеральный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: