Дело № 2-1104/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2013 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи О.В. Миллер
при секретаре И.С. Новинкиной
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснова Ю.А., Казаковой В.Г., Зверьковой М.В., Ершовой Л.С., Слесарева Е.А., Панфиловой М.В., Мезениной Е.А., Заварыкиной Л.В., Зацепиной Л.Я., Шнайдер Л.В. к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, замену оконных блоков в подъездах дома №8 по улице 40-летия Победы г.Ульяновска,
У С Т А Н О В И Л :
Краснов Ю.А., Казакова В.Г., Зверькова М.В., Ершова Л.С., Слесарев Е.А., Панфилова М.В., Мезенина Е.А., Заварыкина Л.В., Зацепина Л.Я., Шнайдер Л.В. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, замену оконных блоков в подъездах дома №№ <адрес> г.Ульяновска, указав следующее.
Истцы являются собственниками квартир в доме №№ <адрес>. В настоящее время дом находится в управлении ООО «УК Жилстройсервис».
Дом № № <адрес> сдан в эксплуатацию в 1981 году и представляет собой панельный, многоквартирный 9-этажный 18 подъездный дом. С этого момента и по настоящее время капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, замены оконных блоков указанного жилого ни разу не производился.
Квартиры в собственность переданы истцам мэрией г. Ульяновска. Как потребители жилищно-коммунальных услуг, с момента заселения в дом истцы ежемесячно вносят плату за обслуживание дома, за текущий и капитальный ремонт.
Истцы считают, что администрация г. Ульяновска, как собственник обязана была произвести капитальный ремонт жилищного фонда перед передачей квартир в собственность граждан. Администрация г. Ульяновска свои обязанности по проведению капитального ремонта жилищного фонда не выполнила.
Ссылаясь на ст.16 Закона «О приватизации жилищного фонда», ст.17 Закона «О защите прав потребителей» просят суд обязать администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, замену оконных блоков на пластиковые в 1, 2, 7, 8, 9, 10, 15, 16, 17, 18 подъездах в доме № №, расположенного по адресу: г. Ульяновск, <адрес>.
В судебное заседание истцы Зацепина Л.Я., Краснов Ю.А., Казакова В.Г., Зверькова М.В., Ершова Л.С., Панфилова М.В., Заварыкина Л.В., Шнайдер Л.В. не явились, извещены о времени и месте судебного слушания надлежащим образом, в заявлениях просят рассмотреть дело в их отсутствии, исковые требования поддерживают.
Истцы Мезенина Е.А., Слесарев Е.А. поддержали исковые требования, просили суд обязать администрацию г. Ульяновска произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, замену оконных блоков на пластиковые в 1, 2, 7, 8, 9, 10, 15, 16, 17, 18 подъездах в доме №№ по <адрес>. При этом истцы пояснили, что постоянно поступают жалобы от собственников квартир на протечки с кровли дома, на не герметичность межпанельных швов, что влияет на температуру в жилых помещениях.
Представитель ответчика администрации города Ульяновска Новикова Е.А. (доверенность от 26.02.2013 л.д. 27) в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве на иск просит в удовлетворении иска отказать. При этом представитель ответчика пояснила, что администрация города в договорных отношениях с истцом не состоит, исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе работ капитального характера, не является. Производство капитального ремонта в полномочия администрации города не входит. Денежные средства, составляющие плату за жилое помещение, в бюджет муниципального образования не поступают. Собственники помещений спорного многоквартирного дома использовали своё право и обязанность, представленные ЖК РФ о выборе способа управления многоквартирным домом. Управление данным домом осуществляет ООО «УЖ Жилстройсервис». Данная управляющая организация обеспечить квалифицированное и качественное обслуживание жилого дома, бесперебойную, безаварийную работу всех инженерных систем, сетей. Она является исполнителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, переданного ей в управление. Представитель ответчика указывает, что непосредственно перед потребителем услуги ответственность несёт управляющая организация, не исполнившая надлежащим образом услугу по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Истцами не представлены доказательства того, что дом нуждается в капитальном ремонте. Администрация г. Ульяновска считает, что данные виды работ возможно сделать в процессе текущего ремонта, а текущий ремонт выполняется в рамках договора управления.
Представитель третьего лица ООО «УК Жилстройсервис» Прохорова Ю.В. (доверенность от 09.01.2013 л.д. 29) не явилась, в письменном отзыве на иск указала, что исковые требования считают обоснованными по следующим основаниям. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» № 1541-1 от 04.07.1991г. приватизация занимаемых гражданами помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с законом. При этом за мэрией сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Ранее возникшая обязанность наймодателя по капитальному ремонту дома сохраняется за администрацией г. Ульяновска, поскольку правоотношения, возникшие между сторонами являются длящимися. Расположенные в доме квартиры находятся как в собственности граждан, так и в собственности администрации г. Ульяновска. В отношении жилых помещений, занимаемых гражданами на основании договоров социального найма наймодатель обязана осуществлять капитальный ремонт жилых помещений, что указывается п.п. п. 2 ст. 65 ЖК РФ, то есть в данном случае между администрацией г. Ульяновска и истцами продолжают иметь место договорные отношения, в силу которых администрация г. Ульяновска должна произвести капитальный ремонт.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что дом №№ по улице <адрес> в г.Ульяновске представляет собой многоквартирный 9-ти этажный панельный жилой дом, состоящий из 18-ти подъездов, 642 квартир.
В судебном заседании установлено, что Краснов Ю.А. является собственником квартиры № в доме № по ул. <адрес> г.Ульяновска на основании Договора передачи жилого помещения в собственность граждан №№-н от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), Казакова В.Г. - собственником квартиры № № на основании Договора передачи жилого помещения в собственность граждан №№-н от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 15), Зверькова М.В. - собственником квартиры № на основании Договора передачи жилого помещения в собственность граждан №№-н от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.16), Ершова Л.С. - собственником квартиры № на основании Договора передачи жилого помещения в собственность граждан №№н от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.17), Слесарев Е.А. - собственником квартиры № на основании Договора передачи жилого помещения в собственность граждан №№-н от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.18), Панфилова М.В.- собственником квартиры № на основании Договора передачи жилого помещения в собственность граждан №№-н от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права 73№ от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.19), Мезенина Е.А. - собственником квартиры № на основании Договора передачи жилого помещения в собственность граждан №№-н от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.20), Заварыкина Л.В. - собственником квартиры № на основании Договора передачи жилого помещения в собственность граждан №№-н от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.22), Зацепина Л.Я. - собственником квартиры № на основании Договора передачи жилого помещения в собственность граждан №№-н от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 21), Шнайдер Л.В. - собственником квартиры № на основании Договора передачи жилого помещения в собственность граждан №№н от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.13).
В справке ООО «УК Жилстройсервис» указано, что Заварыкина Л.В. проживает в № подъезде, Зацепина Л.Я. проживает во № подъезде, Ершова Л.С. проживает в №-м подъезде, Слесарев Е.А. – в № подъезде, Панфилова М.В. – в № подъезде, Шнайдер Л.В. – в № подъезде, Мезенина Е.А. – в № подъезде, Краснов Ю.А. – в №м подъезде, Казакова В.Г. – в №м подъезде. В судебном заседании установлено, что Зверькова М.В. проживает в № подъезде.
Согласно акту от 01.08.2006 года многоквартирный жилой дом №№ по <адрес> в г. Ульяновске был передан от МУП ЖКХ «Новый город» в управление ООО «Жилстройсервис».
Затем по акту приёма-передачи от 01.03.2009 года произошла передача жилого дома из управления ООО «Жилстройсервис» в управляющую компанию «УК Жилстройсервис», до настоящего времени на основании договора № 1827 от 01.03.2009 года домв соответствии со ст.162 ЖК РФ находится в управлении ООО «УК «Жилстройсервис».
В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из положения статьи 16 Закона следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Судом исследованы представленные сторонами доказательства и установлено, что истцы являются собственниками жилых помещения в доме №№ по <адрес> в городе Ульяновске в порядке приватизации жилых помещений. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке.
Разрешая возникший спор, оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что еще до передачи жилого помещения в собственность истцам многоквартирный жилой дом, а именно, отдельные его системы, нуждались в проведении ремонтных работ.
На основании ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно актам обследования технического состояния жилого дома ООО «УК Жилстройсервис» от апреля 2012, сентября 2012 года, зафиксировано неудовлетворительное состояние кровли, оконных блоков в подъездах дома, межпанельных швов.
Актом осмотра многоквартирного дома №№ по <адрес> от 15.03.2013 (л.д.63-64), составленным главным специалистом-экспертом отдела надзора за содержанием, использованием жилищного фонда Управления регионального государственного жилищного надзора Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области выявлено следующее. На лестничных площадках с 1 по 9 этажи в подъездах № № ненадлежащее состояние оконных блоков, а именно неисправность остекления (частично отсутствие 2-ой нити остекления), повреждения оконных рам, не плотности по периметру оконных коробок, щели в соединениях отдельных элементов между собой создающие высокую воздухопроницаемость, отсутствие уплотняющих прокладок, ослабление крепления стекол, отслоение и разрушение окраски оконных коробок. При визуальном осмотре межпанельных швов выявлено: выкрашивание цементного раствора из межпанельных швов по месту расположения 13-го подъезда, (4 этаж- вертикальный шов), между 13 и 14 подъездами (2,7,8 этажи – вертикальные швы), 15-го подъезда (3,4 этажи –вертикальный шов), 8 этаж – вертикальный шов). Для определения объёма работ по нарушению герметичности межпанельных швов требуется проведение независимой строительной экспертизы с использованием специального оборудования (тепловизора). Провести обследование кровли (кровельного ковра, элементов кровли) не представляется возможным, в связи с наличием на кровле наледи и снежного покрова.
По данным Журнала заявок по кровле по дому №№ <адрес> зафиксированы многочисленные обращения собственников квартир в период с 16.10.2007 по 15.10.2012 по факту пролива с кровли, при этом часть заявок с отметкой «повторно».
По данным Журнала заявок по межпанельным швам по дому №№ <адрес> зафиксированы многочисленные обращения собственников квартир разных подъездов в период с 31.10.2007 по 27.02.2013 по вопросу разгерметизации межпанельных швов, при этом часть заявок по всей площади квартиры.
Указанные обстоятельства никем не оспариваются, стороны не отрицали, что капитальный ремонт дома №№ по <адрес> не производился со дня сдачи дома в эксплуатацию, то есть с 1981 года.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно пункту 21 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Поскольку до передачи дома №8 по улице 40-летия Победы в городе Ульяновске на обслуживание МУП ЖКХ «Новый город», а позднее ООО «Жилстройсервис», ООО «УК Жилстройсервис», администрация г. Ульяновска, как бывший наймодатель, не выполнила обязанность по производству капитального ремонта общего имущества указанного дома, суд приходит к выводу о том, что администрация г. Ульяновска является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
В судебном заседании на основании представленных документов, свидетельствующих о необходимости проведения ремонта, суд пришел к выводу о необходимости проведения капитального ремонта кровли, межпанельных швов, замену оконных блоков в подъездах 1, 2, 7, 9, 10, 18.
В соответствии с пунктом 2.4.2. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.
Согласно пункту 5.1. "ВСН 58-88 (р). Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Указанным Положением установлена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов (Приложение №3), срок службы трубопроводов домовых магистралей, стояков ЦО при открытой схеме стояков составляет 15 лет, задвижек – 10 лет, вентилей – 10 лет; трехходовых кранов –10 лет; изоляция трубопроводов – 10 лет. Продолжительность эксплуатации покрытия крыш (кровли) из рулонных материалов (в 3-4 слоя) до капитального ремонта (замены) составляет 10 лет, панелей наружных стен мастиками – 8 лет.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, ремонтно-строительные работы фасадов, кровли, системы центрального отопления отнесены к перечню работ, производимых при капитальном ремонте.
С учетом изложенного суд считает доказанным, что на момент приватизации квартиры истцами у бывшего наймодателя возникла обязанность произвести замену оконных блоков в подъездах 1,2,7,9,10,18, произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов многоквартирного жилого дома № № по <адрес> в городе Ульяновске.
Представителем ответчика не представлено доказательств того, что при передаче дома управляющей организацией МУП ЖКХ «Новый город» в ООО «Жилстройсервис» проводился капитальный ремонт жилого дома.
Таким образом, требования истцов к администрации города Ульяновска об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирного дома, подлежат удовлетворению частично по подъездам, в которых расположены квартиры истцов, поскольку замена оконных блоков в подъездах № 8,15,16,17, не затрагивают права и законные интересы истцов.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 12, 45, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Краснова Ю.А., Казаковой В.Г., Зверьковой М.В., Ершовой Л.С., Слесарева Е.А., Панфиловой Марии Васильевны, Мезениной Е.А., Заварыкиной Л.В., Зацепиной Л.Я., Шнайдер Л.В. к администрации муниципального образования «город Ульяновск» удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, замену оконных блоков в подъездах 1, 2, 7, 9, 10, 18 многоквартирного жилого дома № № по <адрес> в городе Ульяновске.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья - О.В. Миллер