Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-179/2018 ~ М-57/2018 от 29.01.2018

Дело № 2-179/2018

Решение

Именем Российской Федерации

г. Канск Красноярского края                 14 мая 2018 года

Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Конищевой И.И.,

при секретаре Чупиной Н.О.,

с участием:

- прокурора - помощника Канского межрайпрокурора Екимова А.А.,

- представителя ответчика - Ознобихина В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Мелешковой Татьяны Петровны к МБУК «Межпоселенческая клубная система», МКУ «Техноцентр учреждений культуры Канского района» о взыскании недоначисленной заработной платы,

установил:

Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, поданным в интересах Мелешковой Т.П. о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что в ходе прокурорской проверки было выявлено нарушение трудовых прав работника Мелешковой Т.П. со стороны ее работодателей МБУК «Межпоселенческая клубная система», МКУ «Техноцентр учреждений культуры Канского района» за период 2017 года, выразившееся в выплате ей заработной платы за период с января по декабрь 2017 года ниже минимального размера оплаты труда. Прокурор просит взыскать в пользу Мелешковой Т.П. с ответчика МБУК «Межпоселенческая клубная система» задолженность по заработной плате за период с января по август 2017 года в размере 11113,66 рубля, с ответчика МКУ «Техноцентр учреждений культуры Канского района» за период с сентябрь по декабрь 2017 года в размере 7552 рубля.

В ходе судебного разбирательства сторона истца – помощник Канского межрайонного прокурора Екимов А.А. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным по тексту искового заявления, уточнив сумму подлежащую взысканию с МБУК «Межпоселенческая клубная система» в размере 9964,66 рубля.

Материальный истец Мелешкова Т.П. в судебное заседание не явилась, в своем письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика МКУ «Техноцентр учреждений культуры Канского района» Ознобихин В.Н. в судебном заседании исковые требования не признал.

Представитель ответчика МБУК «Межпоселенческая клубная система» извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица администрации Канского района Будаев А.В. извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, в судебном заседании 11.04.2018 возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на начисление заработной платы в 2017 году в соответствии с действующими нормами законодательства.

Представитель третьего лица МКУ «Финансовое управление администрации Канского района» Черепова М.В. извещенная о времени и месте судебного разбирательства не явилась, в судебном заседании 11.04.2018 возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица Министерства финансов Красноярского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив возражения на иск, по тексту которых в удовлетворении иска просит отказать, ссылаясь на законность и обоснованность начисления и выплаты работнику заработной платы и необходимостью применений разъяснений изложенных в Постановлении КС РФ № 38-п от 07.12.2017 после 07.12.2017.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом мнения явившихся участников процесса и требований ст. 167 ГПК РФ, и, заслушав стороны, а также исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).

Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права. В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка.

Статья 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях, подтвердив сложившуюся правоприменительную практику, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.

Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.

В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Канский район).

В соответствии с п. 1 Постановления № 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.

Статьей 1 ФЗ от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2017 на территории РФ установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в сумме 7500 рублей в месяц.

Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017 на территории РФ установлен МРОТ в сумме 7800 рублей в месяц.

Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 7500 рублей (с января по июнь 2017 года) и 7800 рублей (с июля по декабрь 2017 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 12000 рублей (с января по июнь 2017 года) и 12480 рублей (с июля по декабрь 2017 года). Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п.

Доводы представителей управления образования администрации Канского района, администрации Канского района, Министерства финансов Красноярского края, о том, что в заявленные истцом периоды заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с соблюдением требований трудового законодательства и в том понимании, которое осуществлялось в правоприменительной практике в 2017 году, а также ссылка на то, что выявленный в Постановлении Конституционного Суда РФ № 38-п от 07.12.2017 конституционно-правовой смысл отдельных положений трудового законодательства является общеобязательным только с указанной даты – 07.12.2017, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.

Так, Постановлением Конституционного Суда РФ № 38-п от 07.12.2017 признаны не противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения ст. 129, ч.ч. 1, 3 ст. 133, ч.ч. 1 – 4, 11 ст. 133.1 ТК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при этом указано, что выявленный в Постановлении конституционно-правовой смысл выше обозначенных положений Трудового кодекса РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

В силу положений, содержащихся в Определении Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 № 252-О-Р отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ в этом Постановлении, недопустим в силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 № 25-П, а соответствующие судебные решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

При пересмотре по предусмотренным процессуальным законодательством основаниям в кассационном или надзорном порядке вынесенных по данному вопросу судебных постановлений, основанных на соответствующих нормах в истолковании ином, чем выявленный Конституционным Судом РФ их конституционно-правовой смысл, суды также должны в силу правовых позиций, выраженных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 № 25-П, руководствоваться его Постановлением от 07.12.2017 № 38-П.

При этом суд в любом случае учитывает, что обратная сила постановлений Конституционного Суда РФ может иметь место, когда речь идет об изменении правового регулирования ранее существовавших отношений, у участвовавших в правоотношении сторон появляются новые права и обязанности, постановление улучшает положение лица.

Как установлено в судебном заседании, Мелешкова Т.П. принята 02.10.2009 на работу в МБУК «Дом культуры «Современник» уборщицей, Постановлением администрации Канского района от 07.08.2017 № 343-пг наименование учреждения изменено на МБУК «Межпоселенческая клубная система Канского района». Согласно представленным истцом расчетным листкам, тарифная ставка установленная Мелешковой Т.П. за январь – август 2017 года определена в сумме 2454 рубля, надбавки к заработной плате составили 30% районный коэффициент, 30 % северная надбавка.

31.08.2017 Мелешкова Т.П. уволена в порядке перевода в МКУ «Техноцентр учреждений культуры Канского района». 01.09.2017 Мелешкова Т.П. принята в порядке перевода в МКУ «Техноцентр учреждений культуры Канского района» на должность уборщика служебных помещений, с ней заключен трудовой договор №87 от 01.09.2017, по условиям которого Мелешковой Т.П. установлен должностной оклад в размере 2454 рубля, надбавки к заработной плате составили 30% районный коэффициент, 30 % северная надбавка.

В ходе прокурорской проверки было выявлено нарушение трудовых прав Мелешкова Т.П., выразившееся в выплате ей заработной платы за период с января по декабрь 2017 года ниже минимального размера оплаты труда.

Поскольку судом установлено, что работодателями заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию:

- за отработанные 122,4 часа в январе 2017 года в размере 1408 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12000 руб. / 122,4 час. (норма времени в январе 2017 г.) * 122,4 час. (отработано работником) = 12 000 руб. (должно быть начислено) – 10592 руб. (фактически начислено) = 1408 руб. (недоначислено).

- за отработанные 128,6 часа в феврале 2017 года в размере 1408 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12000 руб. / 128,6 час. (норма времени в феврале 2017 г.) * 128,6 час. (отработано работником) = 12 000 руб. (должно быть начислено) – 10592 руб. (фактически начислено) = 1408 руб. (недоначислено).

- за отработанные 157,4 часа в марте 2017 года в размере 1408 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12000 руб. / 157,4 час. (норма времени в марте 2017 г.) * 157,4 час. (отработано работником) = 12 000 руб. (должно быть начислено) - 10 592 руб. (фактически начислено) = 1408 руб. (недоначислено).

- за отработанные 144 часа в апреле 2017 года в размере 1408 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12000 руб. / 144 час. (норма времени в апреле 2017 г.) * 144 час. (отработано работником) = 12 000 руб. (должно быть начислено) - 10 592 руб. (фактически начислено) = 1 408 руб. (недоначислено).

- за отработанные 144 часа в мае 2017 года в размере 1408 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 000 руб. / 144 час. (норма времени в мае 2017 г.) * 144 час. (отработано работником) = 12000 руб. (должно быть начислено) – 10592 руб. (фактически начислено) = 1408 руб. (недоначислено).

- за отработанные 151,2 часа в июне 2017 года в размере 1408 рубля, которая рассчитана по следующей схеме: 12000 руб. / 151,2 час. (норма времени в июне 2017 г.) * 151,2 час. (отработано работником) = 12000 руб. (должно быть начислено) – 10592 руб. (фактически начислено без учета отпускных) = 1408 руб. (недоначислено).

- за отработанные 36 часов в июле 2017 года в размере 449,53 рубля, которая рассчитана по следующей схеме: 12480 руб. / 151,2 час. (норма времени в июле 2017 г.) * 36 час. (отработано работником) = 2971,43 руб. (должно быть начислено) – 2521,9 руб. (фактически начислено) = 449,53 руб. (недоначислено).

- за отработанные 93,6 часа в августе 2017 года в размере 1067,13 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12480 руб. / 165,6 час. (норма времени в августе 2017 г.) * 93,6 час. (отработано работником) = 7053,91 руб. (должно быть начислено) – 5986,78 руб. (фактически начислено без учета удержания за неотработанные 3 дня отпуска) = 1067,13 руб. (недоначислено).

А всего за период январь - август 2017 года на сумму 9964,66 рубля.

- за отработанные 151,2 часа в сентябре 2017 года в размере 1888 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12480 руб. / 151,2 час. (норма времени в сентябре 2017 г.) * 151,2 час. (отработано работником) = 12480 руб. (должно быть начислено) – 10592 руб. (фактически начислено) = 1888 руб. (недоначислено).

- за отработанные 158,4 часа в октябре 2017 года в размере 1888 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12480 руб. / 158,4 час. (норма времени в октябре 2017 г.) * 158,4 час. (отработано работником) = 12480 руб. (должно быть начислено) - 10592 руб. (фактически начислено) = 1888 руб. (недоначислено).

- за отработанные 150,2 часа в ноябре 2017 года в размере 1888 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12480 руб. / 150,2 час. (норма времени в ноябре 2017 г.) * 150,2 час. (отработано работником) = 12480 руб. (должно быть начислено) - 10592 руб. (фактически начислено) = 1888 руб. (недоначислено).

- за отработанные 151,2 часа в декабре 2017 года в размере 1888 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12480 руб. / 168 час. (норма времени в декабре 2017 г.) * 151,2 час. (отработано работником) = 12480 руб. (должно быть начислено) – 10592 руб. (фактически начислено) = 1888 руб. (недоначислено).

А всего за период сентябрь – декабрь 2017 года на сумму 7552 рубля.

Расчеты недоначисленной заработной платы, представленные стороной истца в подробной форме, судом проверены, алгоритм расчета признается верным, соответствующим данным начислениям заработной платы за указанные периоды, согласно имеющимся в деле расчетным листкам Мелешковой Т.П. за спорный период, поэтому этот расчет принимается судом в полном объёме.

Согласно ч. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Поскольку исчисление и удержание налогов относится к компетенции работодателя, как налогового агента, сумма невыплаченной истцу заработной платы подлежит взысканию без вычета соответствующих налогов.

При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Канского межрайонного прокурора, действующего в интересах Мелешковой Т.П., к МБУК «Межпоселенческая клубная система», МКУ «Техноцентр учреждений культуры Канского района» о взыскании заработной платы, подлежат удовлетворению и в пользу Мелешковой Т.П. с работодателя в лице МБУК «Межпоселенческая клубная система» подлежит взысканию заработная плата за период с января по август 2017 года в размере 9964,66 рубля, с работодателя в лице МКУ «Техноцентр учреждений культуры Канского района» подлежит взысканию заработная плата за период с сентября по декабрь 2017 года в размере 7552 рубля.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам. Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ, сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину с ответчика МБУК «Межпоселенческая клубная система» в сумме 400 рублей, с ответчика МКУ «Техноцентр учреждений культуры Канского района» в сумме 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

решил:

Исковое заявление Канского межрайонного прокурора в интересах Мелешковой Татьяны Петровны к МБУК «Межпоселенческая клубная система», МКУ «Техноцентр учреждений культуры Канского района» о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить.

Взыскать с МБУК «Межпоселенческая клубная система» в пользу Мелешковой Татьяны Петровны недоначисленную заработную плату за период с января по август 2017 года в размере 9964 (девять тысяч девятьсот шестьдесят четыре) рубля 66 копеек.

Взыскать с МКУ «Техноцентр учреждений культуры Канского района» в пользу Мелешковой Татьяны Петровны недоначисленную заработную плату за период с сентября по декабрь 2017 года в размере 7552 (семь тысяч пятьсот пятьдесят два) рубля.

Взыскать с МБУК «Межпоселенческая клубная система» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.

Взыскать с МКУ «Техноцентр учреждений культуры Канского района» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий И.И. Конищева

В окончательной форме

решение принято 23.05.2018.

2-179/2018 ~ М-57/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мелешкова Татьяна Петровна
Канский межрайонный прокурор
Ответчики
МКУ Техноцентр учреждений культуры
МБУК "МКС"
Другие
Администрация Канского района
Суд
Канский районный суд Красноярского края
Судья
Конищева Илона Ингельевна
Дело на странице суда
kanskray--krk.sudrf.ru
29.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2018Передача материалов судье
30.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2018Судебное заседание
11.04.2018Судебное заседание
14.05.2018Судебное заседание
23.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
29.06.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.07.2018Судебное заседание
09.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
04.10.2018Дело оформлено
04.10.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее