Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Бодайбо 15 февраля 2016 г. Дело № 12-3/2016
Судья Бодайбинского городского суда Иркутской области Ермаков Э.С.,
с участием: помощника прокурора г. Бодайбо Михаленя Е.П., лица привлекаемого к административной ответственности Буланова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Буланова В.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 124 г. Бодайбо и района Иркутской области от 23 декабря 2015 года о наложении административного взыскания по ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ в виде штрафа,
у с т а н о в и л :
02 декабря 2015 года заместителем прокурора г. Бодайбо Пущиенко Л.Н. в отношении должностного лица - государственного инспектора Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Буланова В.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ.
Из данного постановления следует, что Буланов В.В., являясь должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного надзора, - государственного инспектора Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства провел плановую выездную проверку соблюдения ЗАО «Ленсиб» в местах осуществления фактической деятельности - участках «Правый Догалдын», «Серговский», «Вача», «Апрельский», производственной базы в г. Бодайбо, склада ГСМ в г. Бодайбо, которые не включены в план плановых проверок Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства на 2015 год.
Как далее указал в постановлении прокурор, своими действиями Буланов В.В. нарушил положения части 3 ст. 9, ст. 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с чем, в его действиях прокурор установил наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 19.6.1. КоАП РФ, квалифицируемое как несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для её проведения, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 124 г.Бодайбо и Бодайбинского района Иркутской области от 23 декабря 2015 года должностное лицо - государственный инспектор Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Буланов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, государственный инспектор Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Буланов В.В. подал жалобу в Бодайбинский городской суд, в которой просит отменить указанное постановление.
В обоснование поданной жалобы должностным лицом указано, что положения пункта 1 части 4 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по месту «Закон № 294) не предусматривают обязательного указания в плане проверок места фактического осуществления деятельности для юридических лиц, поскольку в этом случае достаточным является указание в плане проверки и распоряжении местонахождения проверяемого юридического лица. План проверки составляет на один год, а места фактического осуществления деятельности организации могут меняться в течение короткого периода времени и предвидеть эти изменения заранее невозможно.
Поэтому отсутствие указания в плане проверки мест осуществления фактической деятельности юридического лица не может быть признано грубым нарушением Закона № 294 и не является изменением плана проверки надзорных мероприятий.
По мнению заявителя, диспозиция части 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за проведение проверки при отсутствии оснований к её проведению, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, а не за проведение проверки в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, адрес фактического осуществления деятельности которого не совпадает с юридическим адресом.
Полагает, что распоряжение исполняющего обязанности руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства от 19 мая 2015 года № 27 предоставляло государственному инспектору Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Буланову В.В. право проводить проверку в отношении всех используемых ЗАО «Ленсиб» участков, как по месту нахождения юридического лица, так и по месту фактического осуществления его деятельности. Адреса проверенных участков, которые использует в своей деятельности ЗАО «Ленсиб», не являются его филиалами или представительствами либо обособленными структурными подразделениями, в связи с чем, эти участки не могут признаваться адресами фактического осуществления деятельности юридического лица.
Государственный инспектор Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Буланов В.В. считает, что при указанных им обстоятельствах в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ. Поэтому постановление мирового судьи участка № 124 г. Бодайбо по делу об административном правонарушении от 23 декабря 2015 года подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
Заслушав в судебном заседании Буланова В.В., мнение помощника прокурора Михаленя Е.П., полагавшего постановление мирового судьи участка № 124 г. Бодайбо от 23 декабря 2015 года законным и обоснованным, исследовав представленные материалы, прихожу к следующим выводам по делу.
В соответствии с частью 1 ст.19.6.1 КоАП РФ несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно частью 3 ст. 9 Закона № 294 плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. В силу ч. 2 ст.12 указанного закона, выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также указываются места нахождения юридических лиц и места фактического осуществления деятельности индивидуальных предпринимателей (часть 4 ст.9 Закона № 294-ФЗ).
Грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок признается нарушение требований настоящего закона в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок (пункт 7 части 2 ст.20 Федерального закона № 294-ФЗ).
Как следует из материалов дела, государственный инспектор Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Буланов В.В. в соответствии с должностным регламентом, утвержденным Руководителем управления от 21 апреля 2014 года, наделен правом по осуществлению государственного контроля (надзора) в области рыболовства, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания, посредством организации и проведения проверок и (или) мероприятий по контролю на водных объектах рыбохозяйственного значения, принятия предусмотренных законом мер по пресечению или устранению выявленных нарушений, а так де по составлению протоколов об административных правонарушениях.
Приказом (распоряжением) временно исполняющего обязанности руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по Рыболовству от 19 мая 2015 года № 60 инспектор Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства уполномочен на проведение проверки ЗАО «Ленсиб», расположенного по адресу: **, с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушения требований нормативных правовых актов в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (обязательных требований) согласно «Плану мероприятий на по контролю и надзору за объектами хозяйственной деятельности, влияющей на состояние водных биоресурсов и среду их обитания на 2015 год», согласованному в Управлении Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе от 22 декабря 2014 года *, размещенный на сайте управления www.абтур.рф.
Из акта проверки от 31 августа 2015 года * следует, что на объектах ЗАО «Ленсиб», а именно на добывающих участках «Правый Догалдын», «Серговский», «Вача» (склад ГСМ), «Апрельский дражный полигон», склад ГСМ в г. Бодайбо государственным инспектором Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Булановым В.В. установлены нарушения требований ст. ст. 22, 28 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ, ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении и сохранении водных биологических ресурсов», ст. ст. 42, 65 Водного кодекса РФ.
На основании составленных по фактам выявленных нарушений протоколам, ответственные должностные лица ЗАО «Ленсиб», привлечены к административной ответственности по ст. 8.33 КОАП РФ.
Вместе с тем, указанные объекты осуществления ЗАО «Ленсиб» производственной деятельности, нахождение которых не совпадает с местом нахождения и регистрации юридического лица, не были включены в «План мероприятий на по контролю и надзору за объектами хозяйственной деятельности, влияющей на состояние водных биоресурсов и среду их обитания на 2015 год», согласованному в Управлении Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе от 22 декабря 2014 года *, размещенный на сайте управления www.абтур.рф.
Согласно этому документу, а так же и Единому реестру проверок - сводного плана проверок субъектов предпринимательства на 2015 год, размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ http://www.genproc.gov.ru, запланировано проведение плановой проверки в 2015 году в отношении ЗАО «Ленсиб». При этом в графе «место нахождения ЮЛ», указан адрес: **, а в графе «место фактического осуществления деятельности ЮЛ, ИП - адрес: **.
Таким образом, оценив исследованные в судебном заседании доказательства, мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что государственным инспектором Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Булановым В.В. в отношении ЗАО «Ленсиб» проводилась проверка по объектам производственной деятельности, не включенным в план ежегодных проверок.
Мировой судья, принимая обжалуемое постановление, правильно сослался на отсутствие предусмотренных пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2010 года № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» оснований для внесения изменений в ежегодный план проверок.
Не установлено таких обстоятельств и при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Доводы Буланова В.В. о том, что положения Закона № 294 не предусматривают обязательного указания в плане проверок места фактического осуществления деятельности для юридических лиц, поскольку в этом случае достаточным является указание в плане проверки и распоряжении местонахождения проверяемого юридического лица, несостоятельны.
Нормативный смысл положений пункта 4 ст. 9 Закона № 294-ФЗ раскрывается во взаимосвязи с общими принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренными ст. ст. 2 и 3 указанного закона.
Так, согласно пунктам 1 и 6 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ государственный контроль (надзор) представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.
В силу пункта 3 ст. 3 Федерального закона № 294-ФЗ основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются: открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом (пункт 2 части 1 ст. 21 Закона № 294-ФЗ).
Информация, относящаяся к предмету проверки, содержится в официально публикуемых сводных планах проверок субъектов предпринимательства, размещаемых на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ, планах проверок контрольных органов, размещаемых на сайтах контролирующих органов.
С учетом приведенных выше принципов государственного контроля (надзора), до сведения проверяемого юридического лица путем размещения на официальном сайте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ должна быть доведена информация не только о самом юридическом лице и месте его нахождения, но и о конкретных местах осуществления фактической деятельности, подлежащей проверке, с которыми вправе ознакомиться руководитель проверяемого юридического лица.
Иное толкование означало бы не предусмотренное законом ограничение прав руководителя юридического лица на получение информации об организации и проведении проверки, включая сведения о проверяемых местах осуществления фактической деятельности, и противоречило бы приведенным выше положениям пункта 3 ст. 3, пункта 2 части 1 ст. 21 Закона № 294-ФЗ.
Поскольку в план проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 год, размещенном на сайте, а так же в Едином реестре проверок-сводного плана проверок субъектов предпринимательства на 2015 года, размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ, не были приведены сведения о конкретных объектах фактической деятельности, подлежащих проверке, а именно добывающих участках «Правый Догалдын», «Серговский», «Вача» (склад ГСМ), «Апрельский дражный полигон», склад ГСМ в г. Бодайбо, государственный инспектор Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Буланов В.В.был не вправе проводить её осуществление.
Доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, об том, что положения части 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ не предусматривают ответственность за проведение проверки в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, адрес фактического осуществления деятельности которого не совпадает с юридическим адресом, не могут быть признаны обоснованными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Буланов В.В. привлечен мировым судьей к административной ответственности не за проведение проверки юридического лица, фактическое осуществления деятельности которого не совпадает с юридическим адресом, а за проведение проверки на объектах производственной деятельности юридического лица, не включенных в план проверки.
При производстве по делу юридически значимые обстоятельства мировым судьей определены верно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, а действия государственного инспектора Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Буланова В.В. были правильно квалифицированы по части 1 ст. 19.6.1. КоАП РФ, то есть как несоблюдение должностным лицом федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
При назначении наказания мировым судьей учтены не только отсутствие отягчающих и наличие смягчающих обстоятельств, но и то, что по результатам проведенной проверки выявлены нарушения на участках ЗАО «Ленсиб»: добывающих участках «Правый Догалдын», «Серговский», «Вача» (склад ГСМ), «Апрельский дражный полигон», склад ГСМ в г. Бодайбо, за которые должностные лица акционерного общества были привлечены к административной ответственности.
Вместе с тем, положения ст. 4.1. КоАП РФ не относят данные факты, свидетельствующие о последствиях проведения проверки, связанных с применением каких-либо мер ответственности в отношении иных лиц, к числу обстоятельств, подлежащих учету при назначении наказания.
Фактически, давая приведенные выше выводы, мировой судья фактически поставил под сомнение правомерность привлечения к административной ответственности других лиц, чья вина установлена в ходе других производств по делу об административном правонарушении, что недопустимо.
Учет этих обстоятельств несовместим с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 17 января 2013 г. № 10-П и др.).
Принимая во внимание характер совершенного им административного правонарушения, посягающего на порядок управления, личность виновного, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, в частности совершение административного правонарушения впервые, суд находит возможным изменить постановление мирового судьи участка № 55 г. Бодайбо от 23 декабря 2015 года в части назначенного наказания и вместо штрафа в размере 3 000 рублей, назначить Буланову В.В. наказание в виде предупреждения.
Иных нарушений норм процессуального права не допущено, срок и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены, в связи с чем, в остальной части постановление мирового судьи участка № 124 г. Бодайбо от 23 декабря 2015 года должно быть оставлено без изменения, а жалоба Буланова В.В. - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.30.7, ст.30.8, ст.31.1 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи участка № 124 по г.Бодайбо и Бодайбинского района Иркутской области от 23 декабря 2015 года в отношении государственного инспектора Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Буланова В.В. изменить:
назначить Буланову В.В. административное наказание в виде в виде предупреждения.
В остальной части указанное постановление мирового судьи участка № 124 по г.Бодайбо и Бодайбинского района Иркутской области от 23 декабря 2015 года оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Настоящее решение является окончательным и вступает в силу немедленно после его вынесения.
Судья: Э.С. Ермаков