Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-40/2017 ~ М-33/2017 от 17.01.2017

Дело № 2-40 28 февраля 2017 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Селемджинский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Кудлаева Т.В.,

при секретаре Дмитриева Т.Н.,

с участием истца ФИО1,

привлечённой для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Экимчан гражданское дело по иску ФИО1 к государственному казённому учреждению <адрес> - управление социальной защиты населения по <адрес>, Министерству финансов <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес> о взыскании с Государственного казённого учреждения <адрес> Управление социальной защиты населения по <адрес> задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от 31.07.2012г. в размере <данные изъяты> рублей 45 копеек за счёт средств областного бюджета,

у с т а н о в и л:

Истец ФИО1 обратился в суд с указанным иском к государственному казённому учреждению <адрес> - управление социальной защиты населения по <адрес> (далее ГКУ АО УСЗН по <адрес>), Министерству финансов <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес>, обосновывая его тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ОАО «Сбербанк России» заключён кредитный договор на сумму 1900000 рублей на приобретение готового жилья по адресу: <адрес>, ДОС 14, <адрес>. ГКУ АО УСЗН по <адрес> было вынесено решение о предоставлении ему социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному на приобретение жилья . Согласно справке ГКУ АО УСЗН по <адрес> задолженность перед ним по социальной выплате компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей 45 копеек. Просит суд взыскать с ГКУ АО УСЗН по <адрес> задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей 45 копеек.

Представитель ответчика ГКУ АО УСЗН по <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представители ответчиков Министерства финансов <адрес>, Министерства социальной защиты населения <адрес>, а также представитель третьего лица Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (ч. 3), суд также вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие (ч. 4). Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда (ч. 5).

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные им исковые требования пояснив, что ранее он работал в МБОУ «<данные изъяты> СОШ» учителем физкультуры. Когда он и его бывшая жена ФИО2 проживали совместно, они взяли кредит в ОАО «Сбербанк России» по программе приобретение готового жилья «Молодая семья» для приобретения квартиры в <адрес>. Он собрал все необходимые документы и обратился в ГКУ АО УСЗН по <адрес> с заявлением о компенсации ему части расходов по уплате процентов по кредиту. ГКУ АО УСЗН по <адрес> было принято решение о компенсации ему указанных расходов, однако фактически выплаты не произведены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, задолженность составляет <данные изъяты> рублей 45 копеек. Ранее они вместе с бывшей супругой выплачивали кредит. В настоящее время брак между ними расторгнут, они проживают отдельно, он не работает, и все выплаты производит созаёмщик ФИО2 в связи с чем он уточнил заявленные исковые требования и просит суд возложить на ГКУ АО УСЗН по <адрес> обязанность произвести выплату части расходов по оплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей 45 копеек за счёт средств областного бюджета, 50% из указанной суммы зачислить на его счёт , находящийся в ПАО «Сбербанк России» и 50% с учётом интересов третьего лица «созаёмщика» зачислить на счёт ФИО2 .

Привлечённая для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне истца ФИО2 с заявленными требованиями истца согласилась, пояснив, что она является созаёмщиком по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключённому между ОАО «Сбербанк России» и ФИО1. С июля 2015 года, после расторжения брака между ней и истцом, они проживают раздельно, причём трое их несовершеннолетних детей ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р. проживают с ней. В связи с тем, что истец в настоящее время нигде не работает, кредит выплачивает она, поэтому просит суд удовлетворить заявленные ФИО1 исковые требования, перечислив половину взысканной суммы на её расчётный счёт, в целях погашения задолженности по кредитному договору.

В письменном возражении на исковое заявление представитель ГКУ АО УСЗН по <адрес> с иском ФИО1 не согласился, указав, что механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утверждённым постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 (далее - Положение). Положение утверждено в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильём и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 № 617, затем (в связи с признанием утратившим силу постановления Правительства Амурской области от 23.09.2011 № 617) - в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446. В соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», утверждённым постановлением Правительства Амурской области от 29.06.2013 № 329, подпрограмма государственной программы - это основная часть государственной программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач государственной программы, взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам. Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счёт бюджетных ассигнований областного бюджета. В силу части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом о бюджете по соответствующей каждой целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Статьёй 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждён закрытый перечень видов бюджетных ассигнований, а именно: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения, предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причинённого гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. В рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения. Статьёй 74.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения. Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств. Статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации к публичным нормативным обязательствам отнесены публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации. Согласно пунктам 4, 6 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются группы «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»: подгруппа «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам»; подгруппа «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат»; подгруппа «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера»; подгруппа «Стипендии»; подгруппа «Премии и фанты»; подгруппа «Иные выплаты населению». Согласно Законам Амурской области от 17.12.2012 123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и от 16.12.2013 № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам». Утверждённые постановлениями Правительства Амурской области государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме. Соответственно, указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, и указанные обязательства подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год. В соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2013 год, согласно приложения № 6 к Закону Амурской области от 17.12.2012 № 123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», объем бюджетных ассигнований на выплату компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составил 348 422,3 тыс. руб. В соответствии с распределением бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и не программным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, согласно приложению № 8 к Закону Амурской области от 16 декабря 2013 года № 298-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на 2015 год расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путём компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составили 40.000 тыс. руб. Бюджетные ассигнования, то есть предельные объёмы денежных средств, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, в размере 348422,30 тыс. рублей (2013 год) и 40.000 тыс. рублей (2014 год, 2015 год) были выделены в полном объёме министерством социальной защиты населения Амурской области государственным казённым учреждениям Амурской области - управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области. Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счёт средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год. В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены в 2013 - 2015 годах в полном объёме, правовые основания удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют. В соответствии с п. 81 Положения, предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очерёдности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований Положения. В случае удовлетворения судом заявленных истцом требований, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ УСЗН раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору. В соответствии с Законом Амурской области от 10 декабря 2014 года № 458-03 «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» в 2016 году на выплаты компенсаций части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации, предусмотрено 79000 тыс. рублей, которые в установленном порядке (по очерёдности подачи заявления) будли распределены между гражданами - получателями указанной меры социальной поддержки. ГКУ АО УСЗН по <адрес> просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме.

В отзыве на исковое заявление представитель Министерства имущественных отношений указал, что Министерство в соответствии с Положением о министерстве, утверждённым постановлением губернатора области от ДД.ММ.ГГГГ , иными нормативно правовыми актами области, не наделено полномочиями по предоставлению социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья.

Представители ответчиков - Министерства социальной защиты населения <адрес>, Министерства финансов <адрес> отзывы на иск не представили.

Выслушав лиц, участвующих в деле исследовав представленные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России» и созаёмщиками ФИО5, ФИО2, заключён кредитный договор , по условиям которого созаёмщикам предоставлен ипотечный кредит в размере 1900000 рублей сроком на 228 месяцев под 13,75 % годовых для приобретения объекта недвижимости - квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, <адрес>.

Решением ГКУ <адрес> - управление социальной защиты населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представленных документов ФИО1 предоставлена социальная выплата в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретения жилья молодыми семьями по кредитному договору (договору займа) от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно справке ГКУ <адрес> - управление социальной защиты населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей 45 копеек.

Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путём компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильём и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617).

Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года № 519 постановление Правительства области от 23 ноября 2011 года № 617 признано утратившим силу с 01 января 2014 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 01 января 2014 года.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путём компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.

В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждено справкой о сумме задолженности, что истец соответствует условиям действия государственной программы, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014 - 2020 годы».

Из материалов дела также следует, что в период с 01 июля 2013 года по 28 февраля 2015 года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу не осуществлялась. При этом истец в установленные законодательством сроки подтверждал своё намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставляя необходимые документы (заявления с приложениями).

Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области. В соответствии с приложением № 8 Закона Амурской области от 16 декабря 2013 года № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» финансовое обеспечение государственной поддержки путём компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составило 40.000 тыс. рублей.

В соответствии с Законом Амурской области от 10 декабря 2014 года № 458-03 «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» в 2016 году на выплаты компенсаций части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации, предусмотрено 79000 тыс. рублей, которые в установленном порядке (по очерёдности подачи заявления) будут распределены между гражданами - получателями указанной меры социальной поддержки.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 (с последующими изменениями) утверждено Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

В соответствии с п. 1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Согласно п. 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесённые за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведённой в данной норме формуле.

Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казённое учреждение - Управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.

Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очерёдности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.

Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путём перечисления денежных средств на банковский счёт гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счёта для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.

Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счёт средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, а также функции ГКУ <адрес> Управление социальной защиты населения по <адрес>, которые ограничены приёмом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведённых лимитов бюджетного финансирования, суд не может признать, что нарушение прав заявителя допущено именно действиями (бездействием) управления социальной защиты. Управление не участвует в процессе формирования объёма финансирования, а распределяет полученные средства в пределах доведённого лимита.

Между тем, несмотря на указанное обстоятельство, суд полагает, что требование о возложении на управление (как уполномоченный орган) обязанности по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 1, ст. 7, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

В силу приведённых конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от них причинам не может надлежащий уровень материального благосостояния.

Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложения жилья и предложения ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.

Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка её финансирования, а также её изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.

Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определённость, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 04 декабря 2003 года № 415-0 и др.).

Применения данного принципа к официально установленным между гражданином и государством отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.

Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чьё толкование понятия «имущество» (содержащегося в ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.

Российская Федерация, как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.

Как разъяснено в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учётом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Из положений ст. 46 Конвенции, ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.

Принимая во внимание приведённые принципы, учитывая при этом, что ФИО1 в установленном порядке приобрёл статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохранял указанный статус весь спорный период и был вправе рассчитывать на получение социальной выплаты, что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права.

С учётом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд считает необходимым возложить на государственное казённое учреждение <адрес> - управление социальной защиты населения по <адрес> обязанность осуществить ФИО1 компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей 45 копеек.

В соответствии со ст. ст. 98, 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление ФИО1 - удовлетворить.

Возложить на государственное казённое учреждение <адрес> - управление социальной защиты населения по <адрес> обязанность осуществить выплату ФИО1 компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>) рублей 45 копеек за счёт средств областного бюджета, из которой: <данные изъяты> зачислить на счёт ФИО1 , находящийся в ПАО «Сбербанк России»; <данные изъяты> рублей 22 копейки зачислить на счёт ФИО2 , находящийся в ПАО «Сбербанк России».

Взыскать с государственного казённого учреждения <адрес> - управление социальной защиты населения по <адрес> в пользу ФИО1 расходы, понесённые на уплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд,

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Селемджинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Кудлаева

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: Т.В. Кудлаева

2-40/2017 ~ М-33/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Корнейчук Руслан Ярославович
Ответчики
ГКУ АО УСЗН по Селемджинскому району
Министерство Финансов Амурской области
Министерство имущетственных отношений
Министерство социальной защиты населения
Другие
Корнейчук Ирина Владимировна
Суд
Селемджинский районный суд Амурской области
Судья
Кудлаева Татьяна Валериевна
Дело на странице суда
selemdginskiy--amr.sudrf.ru
17.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2017Передача материалов судье
18.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2017Судебное заседание
05.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее