Дело № 2-21/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2015 года г. Краснокамск
Краснокамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Апрелевой Ю.А.,
при секретаре Бикмухаматовой Л.М.,
с участием прокурора Леонтьевой Е.В.,
представителя ответчика Чабановой О.А.,
представителей третьих лиц - администрации Майского сельского поселения Литвиной В.А., Югриновой Н.П.,
третьего лица Ощепкова Б.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску Прокурора г.Краснокамска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Краснокамского муниципального района Пермского края о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Краснокамска, в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации Краснокамского муниципального района Пермского края с требованием о признании незаконным бездействие администрации Краснокамского муниципального района, выразившееся в необеспечении дорожного сообщения между населенным пунктом д<адрес> и иными населенными пунктами, а также в неорганизации транспортного обслуживания жителей <адрес> и о возложении обязанности на администрацию Краснокамского муниципального района в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать подъезд к населенному пункту <адрес> от автомобильной дороги «<адрес> то есть принять меры по проектированию и строительству автомобильной подъездной дороги от автомобильной дороги федерального значения до границы населенного пункта.
Исковые требования мотивированы тем, что в прокуратуру г. Краснокамска из общественной приемной регионального отделения Пермского края Российская политической партии «Единая Россия» поступило обращение Ощепкова Б.М. по вопросу оказания содействия в выделении земельного участка для строительства дороги от <адрес> до автомобильной дороги <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г.Краснокамска с привлечением в специалистов из ГИБДД ОМВД России по Краснокамскому района, Администрации Краснокамского муниципального района, Майского сельского поселения, заявителя Ощепковой Б.М. было проведено комиссионное обследование автомобильной дороги от <адрес> до автомобильной дороги <адрес>. В ходе проведенного обследования было установлено, что указанная дорога не пригодна для бесперебойного и безопасного движения транспортных средств, на данную дорогу в ДД.ММ.ГГГГ года разработан технический паспорт, но фактически дайной дороги администрацией не построено (существует лишь произвольно накатанный через поле проезд к деревне). Указанный произвольно накатанный проезд к деревне <адрес> в настоящее время не пригоден для эксплуатации в качестве автомобильной дороги, указанный проезд проходит по земельному участку, принадлежащему на праве собственности СХПК «<данные изъяты>» с разрешенным видом использования - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства в связи, с чем данный проезд подвергается регулярному сезонному перепахиванию. Факт принадлежности земельного участка на праве собственности СХПК «<данные изъяты>» дает основания полагать, что в любой момент собственником может быть запрещен проезд по принадлежащему ему земельному участку. Проведенное обследование свидетельствует о том, что администрацией Краснокамского муниципального района ненадлежащим образом исполняются обязанности по осуществлению дорожной деятельности. До настоящего времени данной автомобильной дороги в реальности не существует, земельный участок не отмежеван, кадастровые работы не проведены. Данное обстоятельство приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, ненадлежащее состояние подъезда к <адрес>, влекущее невозможность обеспечить по нему бесперебойное автомобильное движение, нарушает права неопределенного круга лиц.
Прокурор Леонтьева Е.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требованиях настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика Чабанова О.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что Администрацией Краснокамского муниципального района Пермского края в рамках исполнения своих полномочий предпринимались и предпринимаются меры по обеспечению дорожного сообщения между населенным пунктом <адрес> и иными населенными пунктами.
Представители третьего лица Администрации Майского сельского поселения Литвинова В.А., Югринова Н.П. в судебном заседании с исковыми требованиями согласны.
Представитель третьего лица ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Третье лицо Ощепков Б.А. в судебном заседании также с требованиями согласился, указав суду, что бездействиям ответчиков нарушаются права жителей деревни <адрес>.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование.
Согласно п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В силу ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 5 и 6 части 1 ст. 8 Устава Краснокамского муниципального района, утвержденного решением Краснокамской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № № предусмотрено, что к полномочиям администраций Краснокамского муниципального района, в том числе, относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Краснокамского муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Краснокамского муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах района.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру г.Краснокамска поступило коллективное обращение жителей <адрес>, в которой указывалось, что <адрес> находится у <адрес>. Раньше, когда земля от реки до деревни принадлежала совхозу «<данные изъяты>», при вспашке дорогу в деревню никогда не перепахивали. После передачи земли в пользование совхоза «<данные изъяты>» дорогу осенью при вспашке стали перепахивать. После вспашки в сентябре в деревню нельзя проехать по пахотине: ни пожарная машина, ни скорая помощь, проехать можно только на тракторе.
Из письма и.о.главы Краснокамского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ года, автомобильной дороги от автомобильной дороги <адрес> до <адрес> никогда не было. На протяжении десятилетий подъезд к <адрес> осуществлялся по стихийно-образованному проезду через поле СХПК «<данные изъяты>». Последняя перепись населения показала рост населения, проживающего в <адрес>. Для улучшения условий жизнедеятельности населения администрацией Краснокамского муниципального района при разработке «Программы комплексного социально-экономического развития Краснокамского муниципального района на 2011-2015 годы» было предусмотрено строительство автомобильной дороги до <адрес> в щебеночном исполнении в ДД.ММ.ГГГГ году (2011 год - разработка проекта, 2012 год -строительство дороги). Строительство дороги было предусмотрено также в «Схеме территориального планирования Краснокамского муниципального района». Инициатором строительства выступала администрация Краснокамского муниципального района. Администрацией Краснокамского муниципального района было запланировано проведение следующих мероприятий по изъятию земельного участка у СХПК «<данные изъяты>» под строительство автомобильной дороги до д<адрес>: 1) подготовлен проект распоряжения об изъятии земельного участка у СХПК «<данные изъяты> под строительство дороги до <адрес>, 2) подготовлен проект уведомления в адрес СХПК «<данные изъяты>» об изъятии земельного участка, 3) комитетом имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района будет произведен расчет выкупной стоимости изымаемого земельного участка (л.д. №).
Из письма № от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что Администрацией Краснокамского муниципального района было запланировано проведение следующих мероприятий по изъятию земельного участка у ООО «<данные изъяты>» под строительство дороги до <адрес>: 1) в срок до ДД.ММ.ГГГГ будут заказаны кадастровые работы, по выделению земельного участка под строительство автодороги из земельного участка с кадастровым номером №, 2) в срок до ДД.ММ.ГГГГ будет заказана оценка выделенного земельного участка, 3) в срок до ДД.ММ.ГГГГ будет подготовлен проект постановления администрации Краснокамского муниципального района об изъятии выделенного земельного участка путем выкупа у ООО «<данные изъяты>». Однако, до настоящего времени администрацией Краснокамского муниципального района каких-либо конкретных, действенных мер по организации, по проектированию и строительству автомобильной подъездной дороги от автомобильной дороги федерального значения до границы населенного пункта д<адрес> не предпринято. При этом в адрес администрации Краснокамского муниципального района было отправлено требование о предоставлении информации и документов №№ от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу причин неисполнения до настоящего времени представления об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ года, по вопросу того, что именно было администрацией сделано в порядке устранения указанных в представлении нарушений. Представленный администрацией ответ на требование указанной информации не содержал.
Согласно информации и документам, представленным администрацией Майского сельского поселения (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ года), подъезд к д<адрес> в настоящее время не возможен в связи с тем, что сельскохозяйственное поле перепахано.
Решением совета депутатов Майского сельского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об установлении постоянного публичного сервитута» по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ и решения заседания оргкомитета по результатам проведения публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ № установлен постоянный публичный сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: юго-восточнее д<адрес> для осуществления прохода, проезда к <адрес> (л.д.№).
Автомобильная дорога от <адрес> до автомобильной дороги <адрес> находится вне границ населенного пункта. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги от д<адрес> до автомобильной дороги <адрес> относится к вопросам местного значения Краснокамского муниципального района.
Администрация Краснокамского муниципального района должна осуществлять дорожную деятельность и обеспечить подъезд к <адрес> от автомобильной дороги «<адрес> Данные факты сторонами не оспариваются.
Достоверных, бесспорных и достаточных доказательств, подтверждающих совершение ответчиком всех необходимых действий по подготовке к осуществлению дорожной деятельности в пределах района, а именно в обеспечении дорожного сообщения между населенным пунктом <адрес> и иными населенными пунктами, а также в организации транспортного обслуживания жителей <адрес> суду не представлено.
Руководствуясь приведенными нормами права, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд считает, что требования прокурора г.Краснокамска в интересах неопределенного округа лиц заявлены обоснованно, поскольку неисполнение администрацией Краснокамского муниципального района возложенных на нее обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в пределах района нарушает права неопределенного круга лиц.
Таким образом, исковые требования прокурора г.Краснокамска в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
С учетом обстоятельств дела и интересов баланса сторон установить срок в порядке ст.206 ГПК РФ следующим: обязать администрацию Краснокамского муниципального района Пермского края организовать подъезд к населенному пункту <адрес> Майского сельского поселения от автомобильной дороги «<адрес>), то есть принять меры по проектированию и строительству автомобильной подъездной дороги от автомобильной дороги федерального значения до границы населенного пункта в течение <данные изъяты> месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора г.Краснокамска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Краснокамского муниципального района Пермского края о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Краснокамского муниципального района Пермского края, выразившееся в необеспечении дорожного сообщения между населенным пунктом <адрес> и иными населенными пунктами, а также в неорганизации транспортного обслуживания жителей <адрес>
Обязать администрацию Краснокамского муниципального района Пермского края в течение <данные изъяты> месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать подъезд к населенному пункту <адрес> от автомобильной дороги «<адрес>), то есть принять меры по проектированию и строительству автомобильной подъездной дороги от автомобильной дороги федерального значения до границы населенного пункта.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья (подпись). Копия верна.
Судья Ю.А.Апрелева