Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-86/2014 ~ М-33/2014 от 05.02.2014

                         Дело № 2- 86/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шарлык 19 марта 2014 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи С.А.Топильской,

с участием заместителя прокурора Шарлыкского района Самарцева Е.А.,

при секретаре Томиной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Титовский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер по определению собственника скотомогильника и обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет скотомогильника (биотермическая яма),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО «Титовский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по определению собственника скотомогильника и обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет скотомогильника находящегося на территории Титовского сельсовета Шарлыкского района Оренбургской области.

В исковом заявлении указано, что прокуратурой Шарлыкского района проведена проверка исполнения ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании и эксплуатации мест, отведенных для захоронения биологических отходов, расположенных на территории <адрес>. В ходе проверки было установлено, что на территории МО «Титовский сельсовет» Шарлыкского района примерно в <адрес> расположена биотермическая яма (скотомогильник), предназначенная для захоронения биологических отходов. Площадь скотомогильника составляет 9 квадратных метров. Глубина залегания грунтовых вод 5 метров. Первое захоронение биологических отходов произведено в ДД.ММ.ГГГГ. Скотомогильником пользуются жители <адрес>. Также установлено, что биотермическая яма (скотомогильник) не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям, его эксплуатация осуществляется с грубым нарушением ветеринарно-санитарных правил, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций. Скотомогильник является потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, в том числе биолого-социальной. При эксплуатации данного объекта на протяжении длительного времени происходит его постепенное разрушение, что создает угрозу загрязнения окружающей природной среды и распространению опасных инфекционных заболеваний. Данный скотомогильник, не состоит ни на чьем балансе. Отсутствие балансодержателя скотомогильника является основанием для отсутствия лица, ответственного за его устройство, оборудование и санитарное состояние.

Далее в заявлении указано, что указанный скотомогильник (биотермическая яма) не соответствует Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469, поскольку не огорожена глухим забором, отсутствует траншея с устройством вала из вынутого грунта, отсутствует капитальное перекрытие.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В силу ч.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ вещь, не имеющая собственника, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч.3 ст.225 ГК РФ).

Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Титовский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество о постановке на учет скотомогильника, расположенного на территории <адрес> обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет скотомогильника находящегося на территории <адрес>.

<данные изъяты> Шарлыкского района Самарцев Е.А., участвующий в судебном заседании, исковые требования в части срока исполнения допущенных нарушений уточнил, просил суд установить срок до ДД.ММ.ГГГГ Исковые требования с учетом уточнений поддержал, по существу дал пояснения аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении, просил суд их удовлетворить.

Представитель третьего лица – <адрес> извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чем в материалах дела имеется соответствующее почтовое уведомление, в судебное заседание не явился. В представленном письменном отзыве на исковое заявление исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании, глава администрации муниципального образования «Титовский сельсовет» Шарлыкского района Н.Ю.В., с заявлением прокурора Шарлыкского района с учетом уточнений по сроку устранения нарушений, согласился в полном объеме, пояснив суду, что действительно выявленные прокурорской проверкой нарушения имеют место. На территории сельсовета имеется скотомогильник, однако на балансе сельсовета он не стоит. Действующих сельхозпредприятий (колхозов) которые заинтересованы в использовании скотомогильника на территории сельсовета и которые могли бы поставить его себе на баланс нет. Право собственности не за кем не зарегистрировано, т.е. скотомогильник является бесхозным. Денежные средства в бюджете сельсовета на его ремонт и иные работы по приведению территории скотомогильника в соответствующее состояние не запланированы. Из областного или районного бюджета денежные средства на данные цели также не выделяются.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации признает право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно п.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляет, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с ч.13 ст.35 Градостроительного кодекса РФ земельные участки, на которых расположен скотомогильник, определены как зоны специального назначения. Часть 2 ст. 59 Водного кодекса РФ относит скотомогильники к объектам, оказывающим негативное воздействие на состояние подземных вод.

Статья 45 Конституции Российской Федерация закрепляет положение, согласно которому государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Кроме этого, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, могут быть обжалованы в суд (ст. 46).

В соответствии с ч.1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Шарлыкского района проведена проверка исполнения ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании и эксплуатации мест, отведенных для захоронения биологических отходов, расположенных на территории Шарлыкского района. Так в частности на территории МО «Титовский сельсовет» Шарлыкского района расположена биотермическая яма (скотомогильник), предназначенная для захоронения биологических отходов. Скотомогильником пользуются жители <адрес>. Также установлено, что биотермическая яма (скотомогильник) не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям, его эксплуатация осуществляется с грубым нарушением ветеринарно-санитарных правил, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций. На чьем либо балансе скотомогильник не состоит и является бесхозным.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц участвующих в деле, а также следующими материалами дела:

- письмом <данные изъяты> «Шарлыкское райветуправление» С.М.В. от ДД.ММ.ГГГГ на имя прокурора Шарлыкского района и дополнением к нему от ДД.ММ.ГГГГ года;

- ветеринарно-санитарной карточкой на скотомогильник (биотермическую яму) № 10, из которой усматривается, что он расположен в <адрес>, ограждение скотомогильника отсутствует, отсутствует замок на крышке и на въездных воротах. Первое захоронение отходов было произведено в ДД.ММ.ГГГГ, собственника не имеет. Карточка составлена и подписана <данные изъяты> <адрес> С.М.В.;

- письмом главы администрации МО «Титовский сельсовет» Шарлыкского района от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого скотомогильник, расположенный на территории муниципального образования в настоящее время является бесхозным.

В соответствии с Ветеринарно-санитарными правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом от 04.12.1995г. № 13-7-2/469, скотомогильник это место, отведенное для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются; трупы животных и птиц; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

Скотомогильник является потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, в том числе биолого-социальной. При эксплуатации данного объекта на протяжении длительного времени происходит его постепенное разрушение, что создает угрозу загрязнения окружающей природной среды и распространению опасных инфекционных заболеваний.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимые заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае возникновения (ст.1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21,12.1994г. «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселений предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотии, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ч.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ вещь, не имеющая собственника, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч.3 ст.225 ГК РФ).

В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580) принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют Федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества (п.5 Положения).

Таким образом, требования, изложенные в исковом заявлении прокурора Шарлыкского района, суд признает законными и обоснованными, поскольку эксплуатация скотомогильника с несоблюдением установленных правил создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и причинения вреда здоровью. Поскольку скотомогильник не имеет собственников и балансодержателей, т.е. является бесхозным в связи с чем, его необходимо поставить на учет в регистрирующем органе.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу то том, что исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Титовский сельсовет» Шарлыкского района, надлежит удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198, ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

2-86/2014 ~ М-33/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шарлыкского района
Ответчики
Администрация МО Титовский сельсовет
Другие
Правительство Оренбургской области
Суд
Шарлыкский районный суд Оренбургской области
Судья
Топильская С.А.
Дело на сайте суда
sharlyksky--orb.sudrf.ru
05.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2014Передача материалов судье
06.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2014Судебное заседание
19.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2014Дело оформлено
23.05.2014Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее