Дело № 2-843/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 31 июля 2017 г.
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
в составе:
судьи Катиковой Н.М.,
при секретаре Орешкиной О.И.,
с участием:
истца – Саранцева Л.н.,
ответчика – Общества с ограниченной ответственностью Электросбытовая компания «Ватт-Электросбыт»,
его представителя – Ежовой Т.В., действующей на основании доверенности № от 09.01.2017 г.,
ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Пролетарского района»,
третьих лиц – Плешаковой А.Н., Евстигнеевой Н.А., Арслановой Д.Н., Чуракова Н.З., Макаровой С.Н., Бигеева Ш.А., Василькиной Н.В., Горячкина С.В., Самарина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саранцева Льва Николаевича к Обществу с ограниченной ответственностью Электросбытовая компания «Ватт-Электросбыт», Обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Пролетарского района» о возложении обязанности по установке прибора учета электроэнергии,
у с т а н о в и л:
Саранцев Л.Н. обратился с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Электросбытовая компания «Ватт-Электросбыт» (далее – ООО «Ватт-Электросбыт»), Обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Пролетарского района» (далее – ООО «ГУК Пролетарского района») о возложении обязанности по установке прибора учета электроэнергии, указывая на то, что, будучи не согласными с начислениями по электроэнергии, десять жителей подъезда №1 дома № по <адрес> из пятнадцати собрали деньги по 100 рублей на приобретение однофазного электросчетчика, а также подписали заявление на его установку на освещение подъезда. Он приобрел однофазный счетчик электрической энергии марки Меркурий 201 за № стоимостью 800 рублей, однако представители управляющей организации и ООО «Ватт-Электросбыт», взимающие деньги за затраченную электроэнергию, в нарушение положений Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации», отказались произвести монтаж электросчетчика. В связи с чем, просит обязать ООО «Ватт-Электросбыт» или ООО «ГУК Пролетарского района» установить однофазный прибор учета электроэнергии на освещение подъезда №1 дома № по <адрес> опломбировать его и выдать ему, предоставившему этот прибор на установку, «Акт допуска в эксплуатацию измерительного комплекса коммерческого учета электрической энергии потребителя».
В судебном заседании истец Саранцев Л.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, в письменном обосновании своего иска и ответе на возражения и отзыв ответчиков от 28.07.2017 г., просит их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика - ООО «Ватт-Электросбыт» Ежова Т.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика - ООО «ГУК Пролетарского района» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление представитель Саина Н.В. просит в удовлетворении исковых требований к управляющей организации отказать.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Плешакова А.И., Евстигнеева Н.А., Арсланова Д.Н., Чураков Н.З., Макарова С.Н., Бигеев Ш.А., Василькина Н.В., Горячкин С.В., Самарин С.А. в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
На основании части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу статьей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила №354).
Как установлено судом и никем не оспаривается, истец Саранцев Л.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, проживает в данном жилом помещении и является потребителем коммунальной услуги «электроснабжение» в указанном доме.
В жилом доме по указанному адресу установлен коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии, в квартире истца установлен индивидуальный прибор учета.
Управление данным многоквартирным домом на основании договора управления от 01 марта 2013 г. осуществляет ООО «ГУК Пролетарского района».
С 01 июля 2014 г. ООО «Ватт-Электросбыт» является исполнителем коммунальной услуги «энергоснабжение» в отношении потребителей, проживающих в жилом доме <адрес>
В обоснование исковых требований истец Саранцев Л.Н. указал на то, что плата за электроэнергию ему начисляется исходя из объема электроэнергии как потребленной индивидуально, так и на общедомовые нужды, с расчетом которой он не согласен, считая его завышенным, в связи с чем просит установить прибор учета электроэнергии на освещение подъезда, по показаниям которого им будут производиться соответствующие расчеты и оплата.
Абзац первый пункта 40 Правил №354 предусматривает, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Данная норма устанавливает обязанность потребителя вносить плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. №491 (далее – Правила №491), в состав общего имущества включаются, в том числе: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно пункта 7 Правил №491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил №491).
Таким образом, количество приобретаемой электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, в качестве которой выступает внешняя граница стены дома.
В соответствии с пунктом 2 Правил №354, под коллективным (общедомовым) прибором учета" понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 34 Правил №354 на потребителя возложена обязанность в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованным коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения №2 к настоящим Правилам (пункт 44 Правила №354).
Формула 10 представляет собой произведение объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к Правилам.
Как следует из формулы 13, подлежащей применению к спорным правоотношениям, при исчислении объема коммунального ресурса на общедомовые нужды применяются данные не по группам квартир, расположенным в разных частях дома или подъездах, а в целом по всему многоквартирному дому.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотренозаконом, иными правовымиактамиилисоглашениемсторон. Порядок расчетовза энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации»).
Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены положения об обеспечении учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.
Исходя из положений указанной статьи Закона, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, на основании данных такого учета производятся расчеты за энергетические ресурсы. На собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов до 01 июля 2012 года коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии. В случае неисполнения собственниками соответствующей обязанности на организации, которые осуществляют снабжение домов электрической энергией возложена обязанность в срок до 01 июля 2013 года совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
При этом, вышеуказанный Федеральный закон, регулируя отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды и электрической энергии (часть 5 статьи 13).
Как следует из приведенных выше положений норм права, в качестве расчетных приборов учета законодательно установлены индивидуальные, которые отмечают потребление коммунального ресурса в конкретной квартире, и коллективные, то есть общедомовые. При этом законодательством не предусмотрен механизм распределения объемов общедомовых нужд между жильцами отдельного подъезда, поскольку в Жилищном кодексе Российской Федерации используется понятие «многоквартирный дом», а не «подъезд», который не имеет самостоятельную схему электро-, тепло- или водоснабжения, то есть технически не обособлен от других частей здания. С учетом изложенного, показания прибора учета электроэнергии в отдельном подъезде не будут приниматься к расчету ресурсоснабжающей организацией, поскольку объем потребленных энергоресурсов определяется исходя из показаний приборов учета, установленных на границах сетей коммунальной инфраструктуры, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. Кроме того, должна учитываться доля жильцов в общедомовом расходе электроэнергии не только на освещение лестничных клеток, но и на освещение подвала, чердака, на работу подкачивающих насосов и т.д.
Также, при разрешении заявленных требований, суд принимает во внимание отсутствие принятого в установленном порядке решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об оснащении отдельного подъезда дома прибором учета используемой электроэнергии, для установки которого при наличии технической возможности дома, необходимо выполнить работы по подготовке соответствующих изменений в проекты электроснабжения дома, что потребует несения расходов по их оплате, а также оплату работ по установке соответствующего прибора учета.
С учетом изложенного, доводы истца, который со ссылкой на Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указал на безусловную обязанность ответчиков обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии на освещение подъезда, суд считает ошибочными.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Саранцева Л.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью Электросбытовая компания «Ватт-Электросбыт», Обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Пролетарского района» о возложении обязанности по установке прибора учета электроэнергии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 07 августа 2017 года.