Дело № 2-1073-2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нерюнгри 09 июня 2016 года
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ткачева В.Г., при секретаре Пилипенко К.А., с участием истца Реннера Д.А., представителя ответчика Марусича В.И., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Реннера Д.А. к администрации муниципального образования «Город Нерюнгри» об оспаривании решения органа власти,
УСТАНОВИЛ:
Реннер Д.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Город Нерюнгри» об оспаривании решения органа власти, указав, что 28.02.2016 года он обратился в главе МО «Город Нерюнгри» с заявлением о продлении договора временного найма жилого помещения маневренного фонда, расположенного по адресу: <адрес>. Основанием для обращения явилось причинение ущерба его частному дому путем поджога неизвестными лицами 12.05.2014 года по адресу: <адрес>. В результате дом стал непригодным для проживания, финансовых средств для его восстановления не имеется, в связи с чем истец и его члены семьи (дочь и внук) остались без жилья. В связи с отсутствием денежных средств для восстановления дома и приобретения вещей первой необходимости, истец был вынужден продать земельный участок под сгоревшим домом. Вырученных денег от продажи не хватило для приобретения жилья даже в общежитии семейного типа. Письмом от 28.03.2016 года ответчиком было отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием правовых норм для продления договора временного найма жилого помещения маневренного фонда. Просит суд признать незаконным решение МО «Город Нерюнгри» № от 21.03.2016 года; обязать администрацию МО «Город Нерюнгри» устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод (препятствие к осуществлению прав и свобод).
В судебном заседании Реннер Д.А. исковое заявление поддержал по основаниям, изложенным в нем. Требование уточнил, просит обязать администрацию МО «Город Нерюнгри» обязать АГП «Город Нерюнгри» продлить срок заключенного с ним договор временного найма жилого помещения до момента предоставления ему жилого помещения по договору социального найма. Полагает, что в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 106 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения в маневренном фонде должен быть заключен с ним на период до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Представитель ответчика Марусич В.И в судебном заседании возражал против заявленных требований в соответствии с доводами, указанными в отзыве на исковое заявление. Настаивает на том, что Реннер Д.А,, продав принадлежавший ему жилой дом с земельным участком, намеренно ухудшил свое положение.
Суд, выслушав объяснения истца и представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно материалам гражданского дела 12.05.2014 года в 17.38 в частном доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежавшем на праве собственности Ренеру Д.А., произошел пожар, в результате которого огнем повреждена обшивка помещений, площадь пожара составила 10 кв.м.
15.05.2014 года Реннер Д.А. обратился к главе МО «Нерюнгринского района» с заявлением о выделении в связи с пожаром комнаты в общежитии для него и членов семьи (брата, дочери, внука).
06.06.2014 года Нерюнгринской городской администрацией в адрес Реннера Д.А. направлено уведомление №, согласно которому Реннеру Д.А. и его членам семьи предложено вселиться в маневренное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 32,5 кв.м.
05.06.2014 года между Нерюнгринской городской администрацией и Реннером Д.А. был заключен договор временного найма жилого помещения №, согласно которому Реннеру Д.А. и его членам семьи (Реннер В.А., Реннер Ю.Д., Реннер Д.И.) передано во временное пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат, общей площадью 32,5 кв.м., по адресу: <адрес>, сроком до 31.12.2014 года.
29.12.2014 года на основании заявления Реннера Д.А. Нерюнгринской городской администрацией с ним был перезаключен договор временного найма жилого помещения №, по которому Реннеру Д.А. и его членам семьи (Реннер Ю.Д., Реннер Д.И.) срок временного проживания в указанном жилом помещении был продлен до 31.12.2015 года.
Договором временного найма жилого помещения № от 17.11.2015 года срок временного проживания Реннера Д.А. и его членов семьи (Реннер Ю.Д., Реннер Д.И.) был продлен до 30.06.2016 года.
28.02.2016 года Реннер Д.А. обратился в МО «Город Нерюнгри» с заявлением о перезаключении с ним и членами его семьи договора временного найма жилого помещения на срок до 01.12.2018 года.
Ответом Нерюнгринской городской администрации от 21.03.2016 года Реннеру Д.А. в перезаключении договора временного найма жилого помещения на новый срок было отказано.
Реннер Д.А. просит обязать администрацию МО «Город Нерюнгри» продлить с ним договор временного найма жилого помещения до момента получения им жилого помещения по договору социального найма в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий.
При этом, суд не усматривает оснований для удовлетворения искового заявления в связи со следующим.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда отнесены к специализированному жилищного фонду.
Назначение жилых помещений маневренного фонда, а также основания их предоставления перечислены в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (пункт 3 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В связи с пожаром, произошедшим в единственном жилом помещении, принадлежавшем Реннеру Д.А., ответчиком было предоставлено ему жилое помещение маневренного фонда на основании договора временного найма № от 05.06.2014 сроком до 31.12.2014 года. В дальнейшем срок договора продлевался до 31.12.2015 года, а затем - до 30.06.2016 года.
В то же время, действующее жилищное законодательство исходит из того, что наниматель жилого помещения маневренного фонда вправе пользоваться таким жилым помещением в течение периода, установленного Жилищным кодексом Российской Федерации, вне зависимости от того, какой конкретно срок пользования установлен сторонами в договоре найма жилого помещения маневренного фонда.
При этом, суд приходит к выводу о том, что период пользования Реннером Д.А. предоставленным ему жилым помещением маневренного фонда окончился в связи с чем, основания для удовлетворения искового заявления отсутствуют.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 106 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения маневренного фонда с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса, заключается на период до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса);
Согласно материалам гражданского дела на основании договора купли-продажи земельного участка и расположенного на нем жилого дома от 07.07.2015 года Реннер Д.А. передал в собственность Ч. жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>. Стоимость жилого дома и земельного участка определена сторонами в размере <данные изъяты> руб. и в соответствии с распиской от 07.07.2015 года, составленной в простой письменной форме, Реннер Д.А. данные денежные средства получил в полном объеме.
Таким образом, Реннер Д.А., являясь собственником жилого помещения, воспользовался своим исключительным правом по выбору способа распоряжения принадлежащим ему имуществом, продав жилое помещение и получив за него денежные средства, то есть фактически получил денежную компенсацию стоимости жилого помещения.
Суд приходит к выводу, что с момента продажи жилого помещения Реннер Д.А. утратил возможность получить расчет за единственное жилое помещение, которое стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами. Следовательно, жилое помещение маневренного фонда не может быть предоставлено Реннеру Д.А. на период до осуществления с ним расчета в вышеуказанном порядке, так как фактически такой расчет не может быть осуществлен из-за продажи собственником своего имущества.
Отсутствуют также основания для предоставления Реннеру Д.А. жилого помещения маневренного фонда на период до предоставления ему жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
Так, для предоставления жилого помещения маневренного жилищного фонда на период по вышеуказанному основанию, необходимо установить, что Реннер Д.А. действительно имеет право на предоставление ему жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда в случае и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Между тем, для получения жилого помещения муниципального жилищного фонда гражданин должен быть признан нуждающимся в жилых помещениях в соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с пунктом 1 части 2 указанной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Для случаев признания в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно материалам гражданского дела, в соответствии с решением, принятым на заседании Общественно-жилищной комиссии МО «Город Нерюнгри», Реннер Д.А. отказано в постановке на учет в качестве малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с частью 2 статьи 14 Закона Республики Саха (Якутия) от 29.06.2006 года 356-З №725-III «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма».
В соответствии с ч.2 ст. 14 Закона Республики Саха (Якутия) от 29.06.2006 года 356-З №725-III «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» если покупательная способность семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя больше (равна) потребности в средствах на жилье, это означает, что данная семья или одиноко проживающий гражданин в состоянии приобрести жилое помещение в пределах нормы предоставления жилого помещения за счет собственных средств, продажи имущества. Данное обстоятельство является основанием для отказа в признании их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Таким образом, Реннер Д.А. не признан нуждающимся в жилых помещениях и не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что в состоянии приобрести жилое помещение в пределах нормы предоставления жилого помещения за счет собственных средств.
Решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Реннером Д.А. обжаловано не было.
Помимо этого, Реннером Д.А. не представлены доказательства, подтверждающие, что он имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вышеизложенные обстоятельства позволяют прийти суду к выводу о том, что период пользования жилым помещением маневренного фонда, предоставленным Реннеру Д.А. в связи с произошедшим в его жилом доме поджаром, окончился с момента продажи Реннером Д.А. своего жилого помещения и получения за него денежных средств.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности по продлению договора временного найма жилого помещения маневренного жилого фонда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении искового заявления отказать.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия).
Судья В.Г. Ткачев