Дело №2-867/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2011г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В.,
при секретаре Кузнецовой М.В.,
с участием прокурора Щедринова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску войсковой части №... к Воробьевой Н.Г., Лячканову В.В., Воробьеву Е.Н., Воробьевой Д.Н. о признании сделки недействительной, освобождении жилого помещения, снятии с регистрационного учета по месту жительства,
У С Т А Н О В И Л :
Войсковая часть №... обратилась в суд с иском к Воробьевой Н.Г., Лячканову В.В., Воробьеву Е.Н., Воробьевой Д.Н. о признании сделки недействительной, освобождении жилого помещения, снятии с регистрационного учета по месту жительства.
Истец указывает, что на основании решения жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащей Воробьевой Н.Г. в составе семьи из 4 человек было предоставлено на условиях социального найма жилое помещение – 3-х комнатная квартира, расположенная по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ председателем комиссии был выявлен факт нарушения в распределении квартиры Воробьевой Н.Г. В жилищном деле отсутствовали документы по сдаче жилого помещения, которое было выделено военнослужащему в период прохождения военной службы в войсковой части №... <адрес>. Квартира была выделена Воробьевой Н.Г. со статусом служебного жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ Воробьевой Н.Г. был заключен договор социального найма, ДД.ММ.ГГГГ Воробьева Н.Г. отказалась от приватизации указанной квартиры, своими действиями умышленно ухудшила свои жилищные условия, которые влекут за собой последствия о принятии на учет только через пять лет со дня совершения указанных действий (ст. 53 ЖК РФ). Вороьева Н.Г. умышленно не представила данных по вышеуказанному жилому помещению с целью принятия ее и членов семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в войсковой части №....
ДД.ММ.ГГГГ Воробьева Н.Г. добровольно расторгла договор социального найма жилого помещения по адресу<адрес>, однако жилое помещения она и члены ее семьи не освободили.
Истец просил признать сделку – договор социального найма жилого помещения недействительной, обязать Воробьеву Н.Г. и членов ее семьи освободить жилое помещение, признать Воробьеву Н.Г. утратившей право пользования жилым помещением и обязать ее снять себя и членов ее семьи с регистрационного учета.
Представитель истца Печенев А.В. (полномочия по доверенности) в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, сославшись на изожженные в заявлении доводы.
Ответчики Воробьева Н.Г., Воробьев Е.Н., Воробьева Д.Н., надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в своих заявлениях, адресованных суду, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик Лячканов В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что при постановке на учет в числе нуждающихся в получении жилых помещений им и членами семьи в жилищно-бытовую комиссию были представлены все затребованные документы, некоторые сведения запрашивались комиссией самостоятельно, ни он, ни члены семьи Воробьевой Н.Г. не вводили жилищно-бытовую комиссию в заблуждение, являлись нуждающимися в получении жилья, другого жилья в собственности, в пользовании не имели, жилое помещение занимают на законных основаниях.
Представитель ответчика Воробьевой Н.Г. – Казмирук С.П. (полномочия по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что Воробьева Н.Г. и члены ее семьи занимают жилое помещение на законных основаниях, поскольку имели право на получение жилого помещения в соответствии с Законом о статусе военнослужащих, ответчица не вводила в заблуждение и не обманывала членов жилищно-бытовой комиссии, ею были представлены все затребованные документы, содержащие достоверные сведения. На основании совокупности этих документов ответчица сначала была поставлена на учет лиц, нуждающихся в получении жилья, а затем ей и членам ее семьи предоставлено жилое помещение. Оснований для признания сделки недействительной и для лишения ответчицы и ее семьи жилья, для выселения из квартиры не имеется.
Прокурор Щедринов Д.А. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.
Воробьева Н.Г. с ДД.ММ.ГГГГ является военнослужащей, с ДД.ММ.ГГГГ зачислена в списки личного состава воинской части №..., назначена контролером 2 стрелкового взвода 2 войсковой комендатуры.
ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией войсковой части №... Воробьева Н.Г. в составе семьи из 4 человек поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией войсковой части №... принято решение о предоставлении семье Воробьевой Н.Г. на общих основаниях жилого помещения – 3-х комнатной квартиры, расположенной <адрес>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае от ДД.ММ.ГГГГ квартира по <адрес> передана в оперативное управление войсковой части №....
Согласно плану распределения между военнослужащими войсковой части №... квартир в жилом доме №... по <адрес> войсковой части №... выделено 4 трехкомнатных квартиры - жилой площадью на общих основаниях, в том числе квартира №....
ДД.ММ.ГГГГ между войсковой частью №... и Воробьевой Н.Г. заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которому Воробьевой Н.Г. и членам ее семьи: мужу Лячканову В.В., детям: Воробьевой Д.Н., Воробьеву Е.Н. в бессрочное владение и пользование предоставлено жилое помещение, находящееся в государственной собственности – квартира по <адрес>.
Истец просит признать сделку – договор социального найма - недействительной, так как «решение командира войсковой части №... о предоставлении квартиры и заключенный договор социального найма нарушают право войсковой части №... о правомерном распределении квартир между военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий», обязать ответчиков освободить жилое помещение, обязать ответчика Воробьеву Н.Г. снять себя и членов семьи с регистрационного учета.
Согласно ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
На основании пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно п. 1 ст. 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Статьей 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считает заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1); малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).
Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон о статусе военнослужащих) установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений этого Федерального закона, регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих.
Положениями статьи 15 Закона о статусе военнослужащих определено, что военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Из анализа положений ст. 15 и 23 Закона о статусе военнослужащих следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80 (далее - Инструкция), регулировавшей спорные отношения и действовавшей на момент возникновения спорных отношений, утратившей силу в связи с изданием Приказа Министра обороны РФ № 1297 от 30.09.2010 г., вступившего в силу 09.11.2010 г.
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности.
В соответствии с требованиями статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Для военнослужащих, согласно п. 27 и 37 Инструкции, при постановке на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему копии справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района, а при получении жилого помещения - представить подлинную справку о действительной сдаче в КЭЧ района жилья, полученного от Министерства обороны РФ.
Согласно пункту 26 названной Инструкции учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению № 4 к данной Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению № 5 к данной Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
При этом в силу пункта 28 той же Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса РФ установлено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет.
Согласно п. 35 Инструкции в целях правильного и экономного распределения жилых помещений в гарнизонах и воинских частях создаются жилищные комиссии в соответствии с Примерным положением о жилищных комиссиях.
Следовательно, по 8 ноября 2010 года только решением жилищной комиссии, утвержденным командиром воинской части, военнослужащий, при наличии к тому оснований, предусмотренных частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, мог быть снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Согласно п. 31 Инструкции военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случаях: улучшения жилищных условий по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения; убытия к новому месту прохождения военной службы; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 25 указанной Инструкции предусмотрено, что военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечиваются служебными жилыми помещениями (жилыми помещениями в общежитиях), признаются нуждающимися в получении служебных жилых помещений (жилых помещений в общежитиях) по основаниям, определенным указанным Федеральным законом. Военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма, признаются нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, определенным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и указанным Федеральным законом.
Жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепляемые за Министерством обороны, предоставляются военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) (пункт 32).
Жилые помещения, поступающие от жилищного строительства Министерства обороны, приобретенные Министерством обороны, поступающие от переоборудования нежилых помещений, распределяются между воинскими частями, для которых осуществлялось жилищное строительство (покупка), пропорционально количеству военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) (пункт 34).
В гарнизонах, в которых дислоцируются воинские части, имеющие различную подчиненность, на поступающие к распределению жилые помещения от жилищного строительства Министерства обороны, приобретенные Министерством обороны, составляется план распределения жилых помещений между воинскими частями гарнизона (п.36).
Согласно пункту 37 Инструкции распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части по форме согласно приложению N 7 к настоящей Инструкции, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района и с необходимыми документами, относящимися к решению данного вопроса, представляется на утверждение начальнику гарнизона.
В случаях разногласий между командиром и жилищной комиссией воинской части по вопросу распределения жилых помещений решение о распределении жилых помещений между военнослужащими указанной воинской части принимает начальник гарнизона по представлению гарнизонной жилищной комиссии.
Предоставление жилых помещений военнослужащим должно производиться в порядке очередности, с учетом норм и льгот, установленных жилищным законодательством, в соответствии с правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, установленными действующим законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территории которых дислоцирована воинская часть. При этом военнослужащим, имеющим право на первоочередное обеспечение жильем, жилое помещение предоставляется ранее лиц, принятых на учет в том же году, но не имеющих права на льготное получение жилья.
Оценивая установленные судом обстоятельства в совокупности с вышеизложенными нормами, регламентирующими спорные отношения, суд не находит веских и достаточных оснований для удовлетворения требований войсковой части и для лишения семьи Воробьевых жилья.
Договор социального найма заключен между сторонами на основании решения о предоставлении жилого помещения, соответствует обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действовавшим в момент его заключения, между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В подтверждение своих доводов о недействительности договора, истец ссылался на различные основания: как на недействительность сделки, не соответствующей требованиям закона, так и на недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана.
Несмотря на противоречивую позицию истца, суд, оценивая и те, и иные, приводимые им доводы, приходит к выводу, что указанные истцом в обоснование требований обстоятельства, не могут служить основанием для признания сделки – договора социального найма недействительной, поскольку каких-либо доказательств для признания сделки недействительной по основаниям ст. 168, ст. 179 ГК РФ истцом не представлено и таких обстоятельств судом не установлено.
Как на основание своих требований, истец указывает, что военнослужащей Воробьевой Н.Г. не были представлены документы о сдаче ранее занимаемого ею служебного жилого помещения КЭЧ, ею умышленно не предоставлены данные по указанному жилому помещению, утверждается, что Воробьева Н.Г., отказавшись от участия в приватизации жилого помещения <адрес> (по месту прежней службы), тем самым умышленно ухудшила свои жилищные условия и не имела права на получение жилья ранее, чем через 5 лет.
Указанные доводы ничем объективно не подтверждены.
Исходя из совокупности приведенных выше нормативных положений и с учетом того, что Воробьева Н.Г. заключила контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, а ее выслуга лет в календарном исчислении на момент распределения жилого помещения жилищной комиссией составляла более 10 лет, она имела право на получение жилого помещения на общих основаниях для постоянного проживания, то есть по договору социального найма.
Утверждения ответчиков о том, что и при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и при принятии решения о предоставлении жилого помещения ими по требованию жилищной комиссии были предоставлены все истребованные документы, истцом не опровергнуты.
Решения жилищно-бытовой комиссии как о постановке на учет, так и о распределении жилья, не оспорены, не признаны незаконными, в установленном порядке не отменены.
Между тем, истцом не представлены доказательства незаконности постановки Воробьевой Н.Г. на учет, а также незаконности признания ее и ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий (в получении жилого помещения), истцом не представлены те существенные обстоятельства, которые свидетельствуют об отсутствии у Воробьевой Н.Г. и ее семьи права находиться на соответствующем учете и получить жилое помещение.
По смыслу названных выше норм снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, производится в случае, если основанием для принятия на учет послужили не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в представленных гражданами в орган, осуществляющий учет, документах. Имеются в виду не всякие сведения, а лишь такие, которые касаются существенных обстоятельств и были решающими при принятии решения о постановке на такой учет.
Между тем, как установлено судом, предоставленные Воробьевой Н.Г. документы не содержали не соответствующих действительности или недостоверных сведений, ею, что не оспаривалось и истцом, были предоставлены сведения как о своей службе в войсковых частях №... и №..., так и о жилых помещениях, в которых она проживала <адрес>.
Как усматривается, сведения о службе имелись у истца, что не препятствовало проверить сведения, представленные Воробьевой Н.Г.
Представленные ею документы не содержали обстоятельств, не соответствующих действительности, и которые в свое время послужили основанием для признания Воробьевой Н.Г. и ее семьи нуждающимися в получении жилого помещения.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Ухудшение жилищных условий законодатель связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.
Непременным условием применения последствий, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ в связи с ухудшением жилищных условий является намеренный характер действий лица, имеющего целью лишь постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Такие обстоятельства в настоящем деле не установлены.
Применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации").
Фактические обстоятельства, установленные судом, не свидетельствуют о намерении Воробьевой Н.Г. ухудшить свои жилищные условия, и не имеют целью постановку на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно выписке из послужного списка Воробьева Н.Г. помимо прочего служила с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ санинструктором в войсковой части №... <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в войсковой части №... <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ досрочно уволена в запас, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – проходила службу в войсковой части №... <адрес>, ею заключен новый контракт до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в войсковой части №... в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в войсковой части №... в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в войсковой части №... <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ – по настоящее время в войсковой части №....
Таким образом, в г. Железногорск в войсковую часть №... Воробьева Н.Г. прибыла из другой войсковой части <адрес> для дальнейшего прохождения службы.
Согласно представленным данным с ДД.ММ.ГГГГ Воробьева Н.Г. была снята с регистрационного учета в квартире по <адрес>, в нем ни постоянно, ни временно, в связи с военной службой в другом регионе России не проживала.
Как установлено судом данная квартира, хотя и была получена Воробьевой Н.Г. от Министерства обороны Российской Федерации и являлась служебной, с ДД.ММ.ГГГГ весь жилой фонд <адрес>, в том числе и указанный квартира были переданы в муниципальную собственность.
Соответственно, сдать жилое помещение в КЭЧ Воробьева Н.Г. не могла, а ее отказ в ДД.ММ.ГГГГ. от участия в приватизации жилого помещения, в котором она не проживала, не может быть расценен как намеренное ухудшение своих жилищных условий.
Наличие у квартиры статуса служебного жилого помещения исключает возможность применения положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку эти нормы регулируют правоотношения, возникающие при предоставлении жилья по договорам социального найма (раздел III ЖК РФ), и не могут быть распространены на специализированный жилищный фонд (раздел IV ЖК РФ).
В свою очередь нахождение жилого помещения в муниципальной собственности и предоставление такового на основании решения органа местного самоуправления не предполагает безусловной обязанности нанимателя сдавать это жилое помещение органу федеральной исполнительной власти, не обладающему какими-либо правами на указанное помещение.
По смыслу абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» признание военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений должно осуществляться в соответствии со ст. 51 ЖК РФ.
При этом отсутствие справки о сдаче жилого помещения не может служить основанием для отказа в признании военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения, если таковая объективно не может быть представлена военнослужащим по не зависящим от него причинам, но имеются другие данные, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилья.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Истцом не представлено доказательств того, что Воробьева Н.Г. или иные члены ее семьи являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, равно, как и членом семьи таких граждан.
Истцом не представлены доказательства нарушения прав войсковой части №... или войсковой части №... предоставлением жилого помещения семье Воробьевой Н.Г.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований войсковой части №... к Воробьевой Н.Г., Лячканову В.В., Воробьеву Е.Н., Воробьевой Д.Н. о признании сделки недействительной, освобождении жилого помещения, снятии с регистрационного учета по месту жительства отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение в течение 10 суток со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 29 июня 2011г., путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.
Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова