№ 2-1896/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июня 2014 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя
в составе:
председательствующего судьи Масловой И.Н.
при секретаре Терещенко А.Н.
с участием прокурора Ромащенко И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Ставрополя к Старикову В. Г., Старикову М. В. о выселении из жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация города Ставрополя обратилась в суд с иском, в котором просит:
- выселить ответчиков из <адрес обезличен> по проспекту О. Революции, 29 в городе Ставрополе;
- обязать ответчиков заключить договор социального найма на <адрес обезличен>В в городе Ставрополе;
- указать в резолютивной части решения, что данное решение шляется основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета в <адрес обезличен> по <адрес обезличен>.
В обоснование требований в иске указано, что Стариков В.Г. и Стариков М. В. являются собственниками <адрес обезличен> по проспекту О. <адрес обезличен> в городе Ставрополе.
Постановлением главы города Ставрополя от 31.12.2008 <номер обезличен> многоквартирный дом, расположенный в городе Ставрополе по др. О. Революции, 29 признан аварийным и подлежащий сносу.
Данный дом включен в ведомственную (отраслевую) муниципальную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда з городе Ставрополе на 2011 - 2012 годы», утвержденную постановлением администрации города Ставрополя от 02.06.2011 № 1523, принятую в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 20 апреля 2011 г. № 153-п «О краевой адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2011 -2012 годах».
Финансирование мероприятий, направленных на переселение граждан в рамках реализации краевых адресных программ, осуществляется за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств бюджета Ставропольского края, средств бюджета города Ставрополя, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
На сегодняшний день переселение Старикова В.Г. и Старикова М.В. из <адрес обезличен> по пр. О. Революции, 29 в городе Ставрополе возможно только в рамках реализации Программы и является в настоящее время единственной возможностью обеспечить безопасное проживание данных граждан и их отселение. При переселении из аварийных многоквартирных домов в рамках реализации Программы собственникам жилых помещений в аварийных многоквартирных домах предоставляется иное жилое помещение. Целью Программы является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований Ставропольского края. В рамках реализации программы Старикову В.Г. и Старикову М.В., должна быть предоставлена <адрес обезличен>В в городе Ставрополе общей площадью 32,9 кв.м, приобретенная администрацией города Ставрополя в соответствии с муниципальным контрактом участия в долевом строительстве жилых помещений (квартир) для муниципальных нужд для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Ставрополя от 11.11.2011 № 386, соответствующей требованиям закона и условиям программы, на основании проведенной жеребьевки. Свое согласие на переселение из аварийного дома в рамках программы собственники квартиры подтвердили, предоставив соответствующие заявления от 09.03.2011.
В судебном заседании представитель истца по доверенности исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Стариков В.Г. и Стариков М.В., их представитель по доверенность исковые требования не признали. В обоснование возражений указав, что требования истца содержит заведомо неприемлемые условия переселения из трехкомнатной квартиры в однокомнатную <адрес обезличен> - в г. Ставрополь.
Считают, что выселение из аварийных жилых помещений, занимаемых гражданами, как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которое согласно статье 89 Жилищного кодекса РФ должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям части 2 статьи 89 данного Кодекса по числу комнат. Указанные критерии являются обязательными, и при отсутствии хотя бы одного из них предоставление выселяемым гражданам жилого помещения недопустимо. Так, согласно определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.10.2010 по делу №8-В10-11 из норм действующего законодательства (ст.86, части 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса РФ) следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационной характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Обращение администрации города Ставрополя в суд с иском к Старикову В.Г. и Старикову М.В. подтверждает собой отсутствие согласия между сторонами по вопросу переселения из аварийного дома.
Постановлением главы города Ставрополя от <дата обезличена> <номер обезличен> многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего требования необоснованными, исследовав имеющиеся и дополнительно представленные материалы, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований администрации города Ставрополя.
Данный вывод суда основан на следующем.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ст.56 ГПК РФ).
Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (ст.59 ГПКРФ). Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст.60 ГПК РФ).
Из доказательств, представленных сторонами, следует, что <адрес обезличен> по проспекту Октябрьской Революции, 29, принадлежит на праве общей долевой собственности Старикову В.Г. – 1/2 доли в праве и Старикову М.В. – 1/2 доли в праве, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.7-8).
Указанная квартира имеет общую площадь 26,10 кв.м., состоит из двух жилых комнат.
Постановлением Главы администрации города Ставрополя от 31.12.2008 <номер обезличен> «Об утверждении акта от 15.12.2008 <номер обезличен> обследования многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе проспект Октябрьской революции, 29 и заключения от 15.12.2008 <номер обезличен> о признании многоквартирного дома, расположенного в <адрес обезличен>, аварийным и подлежащим сносу» утверждены акт и заключение о признании <адрес обезличен> по указанному адресу аварийным (л.д12).
Жилой дом по пр.О.Революции, 29 включен в ведомственную (отраслевую) муниципальную целевую программу «переселение граждан из аварийного жилого фонда в городе Ставрополе на 2011-2012 годы», которая утверждена постановлением администрации г. Ставрополя от 02.06.2011 №1523, принятую в соответствии с постановлением Правительства СК от 20.04.2011г. №153-п «О краевой адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в СК в 2011-2012 годах».
Для переселения ответчиков – собственников <адрес обезличен> по пр. О. Революции, 29 предлагается по договору социального найма однокомнатная <адрес обезличен>В в г. Ставрополе, общей площадью 32,9 кв.м. (л.д.19), принадлежащая истцу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права – л.д.9).
В силу статьи 86 ЖК Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Следовательно, по договору социального найма подлежат предоставлению жилые помещения, гражданам, проживающим в жилых помещениях, занимаемых по договору социального найма.
Ответчики являются собственниками <адрес обезличен>, а не нанимателями либо членами семьи нанимателя.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, предусмотрено в статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
В заявлениях на имя Главы города Ставрополя ответчики выразили согласие на предоставление другого жилого помещения в рамках и на условиях краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае на 2008 – 2011 года», утв. постановлением Правительства СК от 17.12.2008 № 196-п (л.д.35-36).
Однако в заявлениях отсутствует их согласие на переселение именно в однокомнатную <адрес обезличен>, общей площадью 32,9 кв.м., по <адрес обезличен>В в г. Ставрополе, и на условиях социального найма.
Кроме того, суд считает необходимым указать, что согласно частям 1 и 2 статьи 89 Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.
Таким образом, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, и именно размером жилой площади помещения определяются, в первую очередь, его потребительские свойства, постольку предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений не предполагает предоставление квартиры, размер жилой площади которой, менее ранее занимаемого, а также количества жилых комнат.
В силу статьи 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.
Закрепленный в указанной норме принцип равноправия означает одинаковый подход при решении вопроса о правах, предоставляемых гражданам отраслевым и, в частности, жилищным законодательством.
Занимаемая ответчиками <адрес обезличен> по адресу: г. Ставрополь, пр. О.Революции, 29 имеет общую площадь – 26,10 5 кв.м., состоит из двух жилых комнат, принадлежит им на праве общей долевой собственности.
Истец предлагает ответчикам для переселения <адрес обезличен>В в г. Ставрополе, общей площадью 32,9 кв.м., но имеющую одну жилую комнату.
Суд не согласен с доводами представителя истца о том, что предоставляемая ответчикам квартира равнозначна, занимаемой ими квартире, поскольку общая площадь в предоставляемой квартире больше площади в квартире, в которой истцы проживают в настоящее время.
По мнению суда, при установленных выше обстоятельствах, будут ухудшены жилищные условия ответчиков и нарушены их права как собственников.
В связи с изложенным, требования о возложении на ответчиков обязанности заключить договор социального найма на <адрес обезличен>В в г.Ставрополе и о их выселении необоснованны и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать администрации города Ставрополя в удовлетворении требования о выселении Старикова В. Г. и Старикова М. В. из <адрес обезличен> по <адрес обезличен> в городе Ставрополе.
Отказать администрации города Ставрополя в удовлетворении требования об обязании Старикова В. Г. и Старикова М. В. заключить договор социального найма на <адрес обезличен>В в городе Ставрополе.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Н.Маслова
Мотивированное решение составлено 09.06.2014 года.
Судья И.Н.Маслова