Судья Баранова Л.В. Дело № 33а-26594/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Чиченевой Н.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 октября 2016 года апелляционную жалобу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 12 июля 2016 года по делу по административному иску Салманова А. В. к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области о признании незаконным решения от 28 марта 2016 года № <данные изъяты>, возложении обязанности осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет как ранее учтенного объекта недвижимости,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
установила:
Салманов А.В. обратился в суд с административным иском к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области о признании незаконным решения от 28 марта 2016 года <данные изъяты>, возложении обязанности осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет как ранее учтенного объекта недвижимости.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что на основании постановления главы администрации города Краснозаводска Сергиево-Посадского района Московской области от 9 апреля 1993 года <данные изъяты> ему предоставлен земельный участок площадью 433 кв. м, расположенный по адресу: <данные изъяты>
17 марта 2016 года Салманов А.В. обратился в орган кадастрового учета с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, приложив архивную выписку из указанного постановления.
28 марта 2016 года отдел кадастрового учета № 2 ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области вынес решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с тем, что представленные документы не являются документами-основаниями для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Не согласившись с данным решением, Салманов А.В. просил признать его незаконным и обязать административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке площадью 433 кв. м, расположенном по адресу: <данные изъяты> на основании архивной выписки из постановления главы администрации города Краснозаводска Сергиево-Посадского района Московской области от 9 апреля 1993 года <данные изъяты> «О регистрации Устава садоводческого товарищества «Озерное».
Административный ответчик - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области - представил возражения на административное исковое заявление в письменной форме (л.д. 43-48).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 12 июля 2016 года административное исковое заявление Салманова А.В. удовлетворено.
В апелляционной жалобе филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 2 статьи 16 Закона о кадастре).
Из материалов дела усматривается, что 17 марта 2016 года Салманов А.В. обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке площадью 433 кв. м, расположенном по адресу: <данные изъяты>, приложив архивную выписку из постановления главы администрации города Краснозаводска Сергиево-Посадского района Московской области от 9 апреля 1993 года <данные изъяты> «О регистрации Устава садоводческого товарищества «Озерное».
28 марта 2016 года отделом кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области было принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с тем, что представленные документы не являются документами-основаниями для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости (л.д. 19).
Согласно части 18 статьи 45 Закона о кадастре сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в государственный кадастр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
В силу части 17 статьи 45 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания.
Положениями частей 1, 7 статьи 45 Закона о кадастре предусмотрено, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
При этом, если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.
Согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 18 февраля 2010 года № 2321-ИМ/Д23, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в кадастр на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий земельный участок.
В силу пункта 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года № 42, решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и следующих документов:
свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения»;
государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей»;
свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»;
документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
выписки из похозяйственной книги, форма которой устанавливается в соответствии с Законом о регистрации.
Из материалов дела усматривается, что постановлением главы администрации города Краснозаводска Сергиево-Посадского района Московской области от 9 апреля 1993 года № 148 «О регистрации Устава садоводческого товарищества «Озерное» зарегистрирован Устав садоводческого товарищества «Озерное», землеустроительной группе предписано произвести регистрацию земельных участков по фактическому пользованию. В списке граждан под <данные изъяты> значится Салманов А. В., участок <данные изъяты>, площадь участка 433 кв. м (л.д. 18).
Как установил суд, данное постановление издано в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства, до настоящего времени не отменено и не признано недействительным, подтверждает права Салманова А.В. на земельный участок <данные изъяты> площадью 433 кв. м в СНТ «Озерное».
Отсутствие в названном документе указания на то, что земельный участок предоставляется Салманову А.В. на праве собственности, не может служить основанием для отказа в постановке земельного участка на кадастровый учет, поскольку спорный участок не изъят из оборота, в силу вышеуказанных норм закона считается предоставленным истцу на праве собственности.
Проанализировав приведенные выше правовые нормы, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных Салмановым А.В. требований, поскольку отказ административного ответчика во внесении сведений о земельном участке по указанному адресу как о ранее учтенном не основан на нормах действующего законодательства.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области аналогичны доводам, приводившимся в возражениях на административный иск, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 12 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: