Дело № 2-832/2022
УИД 33RS0017-01-2022-001184-58
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 сентября 2022 года г.Собинка
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Хижняк Н.Б.,
при секретаре Мешковой Г.Е.,
с участием помощника Собинского межрайонного прокурора Денисовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Собинского межрайонного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к Товариществу собственников жилья г. Собинка, ул.<данные изъяты> об обязании организовать контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов,
Установил:
Собинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Товариществу собственников жилья г.Собинка, ул.<...> об обязании создать место (площадку) накопления ТКО, согласовав его создание с администрацией муниципального образования <...>. В обоснование иска указал, что по результатам проверки Собинской межрайонной прокуратуры установлено, что ТСЖ по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> допущены следующие нарушения норм санитарно-эпидемиологического законодательства: площадка для установки контейнеров для сбора мусора с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, имеющая подъездной путь, а также место для складирования крупных габаритных отходов, отсутствует. ТСЖ <...> до настоящего времени устройство контейнерной площадки не осуществило. Просят суд возложить на ТСЖ <...> обязанность создать место (площадку) накопления ТКО, согласовав его создание с администрацией муниципального образования <...>; возложить на ТСЖ <...> обязанность обеспечить надлежащую организацию контейнерной площадки для сбора ТБО; оборудовать ее в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, Правилами по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования Правил благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования <...>, утвержденных решением СНД <...> от ДД.ММ.ГГГГ NN, а именно, оборудовать ее бетонным или асфальтовым покрытием, ограничить бордюром, по периметру обустроить ограждение, предусмотреть подъездной путь для автотранспорта, соблюсти расстояния размещения контейнерной площадки до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 8 и место для складирования крупногабаритных бытовых отходов.
Представитель истца помощник Собинского межрайонного прокурора ФИО3 в суде исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам, просила удовлетворить иск в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика ТСЖ <...>, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Представитель третьего лица ООО «Хартия», извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилось.
Суд на основании ч.1 ст.233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Подпунктом д(2) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 170, установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, в том числе организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Решением Совета народных депутатов муниципального образования <...> NN от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования <...>».
В соответствии с п. 3.3.2 указанных Правил контейнерная площадка должна размещаться для каждого многоквартирного дома в местах, определенных техническим паспортом. При отсутствии указанных в техническом паспорте дома местах размещение контейнерной площадки определяется управляющей организацией с учетом мнений собственников дома на придомовой территории при условии соблюдения разрывов, установленных подп. 3.3.7 п. 3.3 настоящих Правил. Допускается размещение контейнерной площадки для группы домов, объединенных жилой застройкой в пределах одного микрорайона.
Контейнерная площадка должна быть закреплена за юридическим или физическим лицом, а также возможной группой юридических или физических лиц, при условии оформления договора совместного пользования или согласно действующему законодательству.
Подъездные пути к контейнерной площадке должны быть пригодными для свободного проезда и маневрирования транспортных средств; должны быть освещены и постоянно поддерживаться в пригодном для транспортного движения состоянии (п. 3.3.3 Правил).
Контейнерные площадки должны иметь твердое (бетонное, асфальтовое) покрытие (п. 3.3.4 Правил).
Согласно п. 3.3.5 Правил ограждение контейнерных площадок должно выполняться из плотного (железобетонного, кирпичного, металлического) материала, не допускается выполнение ограждения из решетчатого, сетчатого или деревянного материала.
В соответствии с п. 3.3.7 Правил контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, детских игровых и спортивных площадок на расстояние не менее 20 м и не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
В силу п. ДД.ММ.ГГГГ Правил ответственность за содержание контейнерных площадок (в том числе за складирование ТКО в контейнеры, бункеры, техническое состояние контейнерных площадок, обеспечение свободного подъезда к контейнерным площадкам, своевременное приведение подъездных путей в нормальное эксплуатационное состояние) и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме или уполномоченные ими лица.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>А, осуществляется Товариществом собственников жилья <...>А.
Поскольку контейнерная площадка должна относиться к общему имуществу многоквартирного дома, обязанность по ее обустройству и содержанию должна быть возложена на ТСЖ.
В ходе прокурорской проверки выявлено, что ТСЖ <...> при управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>А, допустило следующие нарушения норм законодательство: на территории земельного участка указанного дома в нарушение требований СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, Правил благоустройства, площадка для установки контейнеров для сбора мусора с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, имеющая подъездной путь, а также место для складирования крупных габаритных отходов, отсутствует. ТСЖ <...>А в администрацию МО <...> для согласования места размещения контейнерной площадки на муниципальной территории не обращалось, устройство контейнерной площадки до настоящего времени не произведено.
Земельный участок под многоквартирным домом стоит на кадастровом учете (кадастровый NN), что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-16).
В соответствии с актом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ на территории земельного участка, находящегося в долевой собственности собственников МКД по адресу <...>А, в нарушение требований СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования <...>, утвержденными решением СНД <...> от ДД.ММ.ГГГГ NN площадка для установки контейнеров для сбора мусора с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, имеющая подъездной путь, а также место для складирования крупных габаритных отходов отсутствует (л.д. 23-27).
Из анализа действующего законодательства следует, что именно на ответчика возложена обязанность по содержанию прилегающей к дому территории. Несоблюдение ответчиком требований законодательства, предъявляемых к содержанию и оборудованию места сбора твердых бытовых отходов от находящегося в управлении многоквартирного дома, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, гарантированные Конституцией РФ.
Территория, на которой расположен вышеуказанный многоквартирный дом, является неогороженной, граничащей с земельными участками других многоквартирных домов, с землями общего пользования, что предполагает возможность нахождения на этой территории неограниченного числа граждан. Отсутствие контейнерной площадки для сбора ТБО от находящегося в управлении ТСЖ <...> многоквартирного дома либо эксплуатация контейнерной площадки, не соответствующей требованиям действующего законодательства содержания контейнерных площадок для сбора ТБО, создает угрозу нарушения права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Таким образом, направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на благоприятную окружающую среду, прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий.
Несоблюдение ТСЖ <...>, осуществляющего управление вышеуказанным многоквартирным домом требований законодательства, предъявляемых к содержанию и оборудованию контейнерных площадок для сбора ТБО, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При указанных обстоятельствах, исковые требования Собинского межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу положений ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенный срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Учитывая характер и объем работ по обеспечению надлежащей организации контейнерной площадки для сбора ТБО, суд полагает разумным установить шестимесячный срок исполнения решения с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Собинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Возложить на ТСЖ <...>А обязанность создать место (площадку) накопления ТКО, согласовав его создание с администрацией муниципального образования <...> в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на ТСЖ <...>А обязанность – оборудовать созданную площадку в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, Правилами по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования <...>, утвержденными решением СНД <...> от ДД.ММ.ГГГГ NN, а именно оборудовать ее бетонным или асфальтовым покрытием, ограничить бордюром, по периметру обустроить ограждение, предусмотреть подъездной путь для автотранспорта, соблюсти расстояния размещения контейнерной площадки до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 8 и место для складирования крупногабаритных бытовых отходов.
Ответчик вправе подать в Собинский городской суд <...> заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд <...> в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд <...> в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.Б. Хижняк
Мотивированное решение изготовлено 15.09.2022
Судья Н.Б.Хижняк