66RS0004-01-2018-009543-98 Мотивированное решение изготовлено 25.03.2019
Дело № 2-555/2019 (26)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2019 года г. Екатеринбург
Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Мосягиной Е.В.,
при секретаре Поповой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жарова В. И. к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Жаров В.И. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указаны следующие обстоятельства. Истец Жаров В.И. отбывает наказание в ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по Свердловской области. Истец Жаров В.И. является инвалидом, состоит на диспансерном учете, страдает тяжелой формой артериальной гипертензии злокачественного течения на фоне ишемической болезни сердца стенокардии напряжения, хронической сердечной недостаточности, атеросклероза сочетанного поражения, в том числе атеросклеротического кардиосклероза и атеросклероза аорты, дисциркуляторной энцефалопатии, хронического пиелонефрита обеих почек, ангеопатии обоих глаз. 01 июня 2017 Жаров В.И., несмотря на его опасное для жизни состояние и обострение хронических заболеваний, был доставлен на административную комиссию ФКУ ИК-№, по результатам которой начальником ФКУ ИК-№ в отношении Жарова В.И. было вынесено постановление о водворении Жарова В.И. в штрафной изолятор (ШИЗО). В этот же день Жаров В.И. с указанием диагноза «гипертонический криз» был помещен в стационар ФКУ ИК-№ На следующий день, <//>, несмотря на опасное для жизни состояние, Жаров В.И. был переведен из стационара в камеру ШИЗО. В ночь на <//> в связи с тяжелым состоянием Жарова В.И. был вызван медицинский работник, который медикаментозно незачительно снизил артериальное давление Жарова В.И., игнорируя жалобы Жарова В.И. на сильные боли в сердце, головную боль, затрудненное дыхание и онемение конечностей, разрешила возвращение Жарова В.И. в камеру ШИЗО. В последующую ночь на <//> в связи с продолжающимся гипертоническим кризом, вновь был вызван в ШИЗО медицинский работник для оказания Жарову В.И. медицинской помощи, после чего Жаров В.И., несмотря на тяжелое состояние здоровья и частичную утрату координации движения, Жаров В.И. был вновь возвращен в камеру ШИЗО. Истец полагает, что водворение его <//> из стационара ФКУ ИК-№ в камеру ШИЗО, оставив без внимания его критическое состояние здоровья, влекущее высокую вероятность развития крайне тяжелых сердечно-сосудистых осложнений, свидетельствует о незаконности действий администрации ФКУ ИК№, является очевидным жестоким и бесчеловечным обращением в отношении осужденного инвалида и причинение ему сильных физических и нравственных страданий. Поэтому истец просил суд признать его содержание со <//> по <//> в штрафном изоляторе ФКУ ИК-№ в состоянии тяжелого гипертонического криза, влекущего высокую вероятность угрозы жизни и здоровью, незаконным и взыскать в его пользу компенсацию причиненного морального вреда в размере 800000 рублей.
Определением суда от 23.01.2019 привлечены к участию в деле в качестве соответчика ФСИН России, в качестве третьих лиц на стороне ответчика - ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области.
В судебном заседании истец Жаров В.И., участвующий посредством видеоконференц-связи, заявленные исковые требования поддержал по доводам и основанию иска и дополнений к нему.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов Российской Хужукаева Н.А., действующая на основании доверенности 66 АА № 4089663 от 18.01.2017, исковые требования не признала по доводам письменных возражений на иск, полагая Министерство финансов Российской Федерации ненадлежащим ответчиком по делу.
В судебном заседании представитель ответчиков ФСИН России и ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, третьего лица ГУФСИН России по Свердловской области Аневский Н.С., действующий на основании доверенностей от 14.01.2019 № 68\ТО\40-6, от 31.03.2017 № 25, от 14.01.2019 № 68/ТО\40-7, заявленные исковые требования просил оставить без удовлетворения, поскольку истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о неоказании и\или ненадлежащем оказании медицинской помощи и причинно-следственной связи между данными фактами и возникновением у истца нравственных страданий.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России Волгихина О.В., действующая на основании доверенности от 27.02.2019 № 10, также просила оставить исковые требования истца без удовлетворения, поскольку показатели обычного артериального давления Жарова В.И. варьируются от 250/180 до 230/160 мм.рт.ст., медицинская помощь Жарову В.И. при его нахождении в штрафном изоляторе оказывалась, по состоянию здоровья Жаров В.И. мог находиться в ШИЗО.
В судебном заседании представитель третьего лица ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области Доровских И.А., действующая на основании доверенности от 25.12.2018 № 51, участвующая посредством видеоконференц-связи, также просила в удовлетворении иска истцу отказать в полном объеме.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Здоровье человека - высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности. Провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи.
Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи.
В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Исходя из ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При этом ответственность государства за действия должностных лиц, предусмотренная ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает только при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 1099 Гражданского Кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 настоящего кодекса. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 ГК РФ).
В статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
На основании ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Порядок оказания медицинской помощи осужденным в условиях исправительных учреждений регламентируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 640 и Министерства юстиции РФ от 17.10.2005 N 190 «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».
Организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья (п. 8 Порядка).
С 2018 года оказание медицинской помощи организуется в соответствии с Приказом Министерства юстиции РФ от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы».
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Жаров В.И. с <//> и по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по Свердловской области.
Жаров В.И. является инвалидом третьей группы бессрочно.
Жаров В.И. состоит под наблюдением медицинской части ФКУ ИК-№ с <//> с диагнозом «гипертоническая болезнь, 3-я стадия злокачественное течение, риск-4. Ишемическая болезнь сердца. Стенокардия напряжения, 2-й ФК. Хроническая сердечная недостаточность. Стеноз позвоночной артерии справа. Хроническая недостаточность мозгового кровообращения. Гипертензивная энцефалопатия 1-й стадии. Гиперметропия 1-й стадии обоих глаз».
Начальником ФКУ ИК-№ в отношении Жарова В.И. <//> было вынесено постановление № о водворении Жарова В.И. в штрафной изолятор на двое суток.
Постановление начальника ФКУ ИК-№ о водворении Жарова В.И. в штрафной изолятор в установленном законом порядке обжаловано не было, судом или прокурором незаконным не признано и не отменено.
Как следует из записи на обороте постановления № 2330 от 01 июня 2017, с данным постановлением Жаров В.И. был ознакомлен и не согласен 01 июня 2017, 01 июня 2017 в 09 часов 40 минут Жаров В.И. был осмотрен, по результатам осмотра было дано медицинское заключение о том, что на момент осмотра <//> по состоянию здоровья Жаров В.И. находиться в штрафном изоляторе не может. Далее указано медицинское заключение о том, что на момент осмотра в 10 часов 50 минут <//> Жаров В.И. по состоянию здоровья может находиться в штрафном изоляторе.
Фактически Жаров В.И. находился в камере штрафного изолятора с 11 часов 02 июня 2017 по 11 часов 04 июня 2017.
Как следует из копии медицинской карты Жарова В.И., приобщенной в дело, перед водворением в штрафной изолятор Жаров В.И. был осмотрен комиссионно: начальником МЧ-№ врачом-терапевтом и фельдшером. КА. При осмотре Жаров В.И. жалоб не предъявлял, при измерении давления задерживал дыхание и напрягался, АД измерялось три раза, показатели: 250/180 мм.рт.ст., 230/160 мм.рт.ст., 220/150 мм.рт.ст., пульс от 78 до 120 ударов в минуту (между измерениями 79/мин), отеков на нижних конечностях нет. По результатам осмотра было сделано заключение о том, что Жаров В.И. в ШИЗО может содержаться.
Следующая запись от 03 июня 2017, в камере штрафного изолятора Жаров В.И. был осмотрен медицинским работником в связи с его жалобами на одышку и онемение конечностей, АД 290/180, пульс 110/мин, диагноз – гипертонический криз, Жарову В.И. было назначено: магнезия внутривенно, корвалол в каплях, повторное измерение АД 250/170, пульс 90/мин. По результатам осмотра медицинским работником был сделан вывод о том, что Жаров В.И. в ШИЗО содержаться может.
Затем запись в медицинской карте от <//>, в камере штрафного изолятора Жаров В.И. был осмотрен медицинским работником в связи с его жалобами на одышку, нехватку воздуха и головокружение, АД 270/190, пульс 100/мин, диагноз – гипертонический криз, Жарову В.И. было назначено: магнезия внутривенно, эуфиллин внутривенно, повторное измерение: АД 200/160, пульс 100
мин, было добавлено в лечении: каптоприл табл. под язык, аспирин табл., через 20 минут АД 170/130, пульс 90/мин. По результатам осмотра медицинским работником был сделан вывод о том, что Жаров В.И. в ШИЗО содержаться может.
Факты оказания истцу Жарову В.И. медицинской помощи в период с 01 июня 2017 по 04 июня 2017 зафиксированы в его медицинской карте, копия которой в данной части была исследована в ходе рассмотрения дела.
Записей о невозможности нахождения Жарова В.И. по состоянию его здоровья в период времени со 02 июня 2017 по 04 июня 2017 в камере штрафного изолятора в медицинской карте Жарова В.И. не имеется.
Необходимо учитывать, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В данном случае закон не допускает подтверждения факта нахождения истца Жарова В.И. в камере штрафного изолятора в опасном для жизни и здоровья состоянии только на основании предположений и утверждений со стороны истца, не обладающего специальными познаниями в области медицины.
Поскольку проверка данных фактов требует специальных познаний, которыми ни истец, ни суд не обладают, то данные обстоятельства должны подтверждаться только надлежащими доказательствами, бесспорно свидетельствующими о них.
Между тем, истцом Жаровым В.И., вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено суду объективных и бесспорных доказательств невозможности нахождения истца по состоянию его здоровья в штрафном изоляторе со 02 июня 2017 по 04 июня 2017, свидетельствующих о незаконности действий (бездействия) сотрудников филиала ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, наличии причинно-следственной связи между их действиями (бездействием) и наступившими последствиями в виде причинения истцу нравственных страданий, равно как и доказательств нарушения каких-либо личных неимущественных прав истца и нравственных страданий истца.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению заявленных исковых требований Жарова В.И. о признании его содержания со 02 июня 2017 по 04 июня 2017 в штрафном изоляторе ФКУ ИК-№ в состоянии тяжелого гипертонического криза, влекущего высокую вероятность угрозы жизни и здоровью, незаконным и взыскании в его пользу компенсации причиненного морального вреда в размере 800000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Жарова В. И. к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья (подпись) Мосягина Е.В.
копия верна
Судья