№а-84/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2020 года <адрес>
Унцукульский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Испагиева А.А.,
при секретаре судебного заседания Юсупове Г.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> РД Хайчилаева Г.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» о признании незаконным бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по разработке и подготовке к утверждению генерального плана, а также правил землепользования и застройки, и обязании устранить допущенное нарушение,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> РД Хайчилаев Г.А. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» о признании незаконным бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по разработке и подготовке к утверждению генерального плана, а также правил землепользования и застройки, и обязании устранить допущенное нарушение, указав, что в ходе проведенной проверки соблюдения муниципальными образованиями земельного и градостроительного законодательства были установлены нарушения в деятельности администрации МО «<адрес>», выразившиеся в не подготовке генерального плана поселения, а также не разработаны и не подготовлены к утверждению правила землепользования и застройки территории поселения, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, поскольку препятствует созданию условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
Административный истец - прокурор <адрес> РД Хайчилаев Г.А., надлежаще извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явился, участие представителя не обеспечил, об отложении не просил, до начала судебного заседания помощник прокурора <адрес> РД Ибрагимов А.М., действующий на основании доверенности, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик - администрация МО «<адрес>», которому в ходе подготовки дела к судебному разбирательству было предложено представить суду свои возражения, такие возражения не представил, надлежаще извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, участие своего представителя не обеспечил, о причинах неявки не сообщил и об отложении не просил.
В этой связи суд, не найдя оснований для их обязательного участия, в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и ответчика.
Проверив доводы административного искового заявления, и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу положений части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ.
Согласно частям 2 и 3 статьи 24 ГрК РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
В силу положений части 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — ФЗ №) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Частью 4 этой же статьи предусмотрено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
К числу таких вопросов отнесено (п. 20 ч. 3 ст. 14 ФЗ №) в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Исходя из вышеизложенного, следует, что подготовка генерального плана сельского поселения «<адрес>», а также разработка и подготовка к утверждению правил землепользования и застройки поселения относится к полномочиям муниципального образования сельское поселение «<адрес>».
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> РД проведена проверка соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства, по результатам чего ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы муниципального образования Гаджиева М.М. внесено соответствующее представление с требованием о необходимости подготовки генерального плана поселения, разработки и подготовки к утверждению правил землепользования и застройки территории поселения.
Факт бездействия администрации сельского поселения «<адрес>», выразившегося в несоблюдении вышеуказанных требований земельного и градостроительного законодательства нашел свое подтверждение, доказательств его опровергающих ответчиком суду не представлено, при том, что в силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативно-правовых актов лежит на ответчике.
Бездействие главы администрации в указанной сфере нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку препятствует созданию условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, созданию условий для планировки территории муниципального образования, обеспечению прав и законных интересов физических и юридических лиц, собственников земельных участков и объектов капитального строительства, созданию условий для привлечения инвестиций, в том числе путем представления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного строительства.
Таким образом, учитывая, что администрацией сельского поселения «<адрес>» не приняты меры по разработке и подготовке к утверждению генерального плана, а также правил землепользования и застройки, административный иск прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При определении срока, в течение которого ответчику надлежит выполнить возложенные обязанности, суд исходя из требований разумности считает что срок в 6 месяцев является достаточным для исполнения решения суда.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ административный ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 175-181, 226-227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> РД Хайчилаева Г.А. – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> РД (ИНН 0533003823, ОГРН 1020501745109, юридический адрес: РД, <адрес>, пгт.Шамилькала, <адрес>), выразившееся в непринятии мер по разработке и подготовке к утверждению генерального плана сельского поселения «<адрес>», а также правил землепользования и застройки поселения.
Обязать главу администрации муниципального образования «<адрес>» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять конкретные меры по разработке и подготовке к утверждению генерального плана сельского поселения «<адрес>», а также правил землепользования и застройки поселения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Унцукульский районный суд РД в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Испагиев