Дело № 2-3162/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Олейникова А.В.,
при секретаре Рывкиной М.С.,
с участием прокурора Бережного А.И., представителя третьего лица УМВД России по г. Волгограду Домбровского В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 марта 2015 года в городе Волгограде гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о возложении обязанности принять меры по ремонту дорожного покрытия автомобильных дорог,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Центрального района г. Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Волгограда о возложении обязанности принять меры по ремонту дорожного покрытия автомобильных дорог. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Центрального района г. Волгограда совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по г. Волгограду проведена проверка состояния улично-дорожной сети Центрального района г. Волгограда. В ходе проверки выявлены нарушения действующего законодательства о безопасности дорожного движения, автомобильная дорога по ... в ... имеет многочисленные повреждения на покрытии проезжей части в виде ям, просадки и выбоин, размеры которых превышают требования предусмотренные ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Выходом на место установлено, что в районе ... имеется выбоина в покрытии проезжей части следующих размеров: длина 2,27 м. ширина 95 см. глубина 7 см.; длина 74 см. ширина 50 см. глубина 5 см.; длина 183 см. ширина 54 см. глубина 5 см. Так же на ... напротив ... имеется выбоина размером длина 94 см. ширина 85 см. глубина 9 см.; напротив ... имеется выбоина размером длина 2,10 м. ширина 64 см. глубина 9 см., что не соответствует требованиям действующего законодательства.
Просил суд, обязать администрацию Волгограда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем принятия мер к ремонту ям, просадок, выбоин на покрытии проезжей части по ... напротив домов №28, №... и №34.
Прокурор Бережной А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель третьего лица УМВД России по ... Домбровского В.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представители ответчика администрации Волгограда, третьего лица Департамента городского хозяйства администрации Волгограда, третьего лица МУ «Комдорстрой», в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, сведений об уважительной причине своей неявки суду не предоставили, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 указанного выше Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 5 Устава города-героя Волгограда, утвержденного Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № 20/362, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу п. 6 ст. 39 Устава города-героя Волгограда к полномочиям администрации Волгограда в области градостроительной деятельности, транспорта и связи относится также организация и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из положений ст. 13 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ст. 3 указанного закона, дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу ст.5, ч.4 ст.6, ч.1 ст.21 указанного Закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований; мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильный дороги.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возложено на уполномоченные органы местного самоуправления ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (ч.1,4 ст. 17 Закона).
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В данном случае, судом установлено, что собственником указанной дороги является администрация Волгограда.
Из приведенных выше норм действующего законодательства следует, что обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорого местного значения в границах населенных пунктов поселения возложена на органы местного самоуправления. Распределение соответствующих функций и полномочий между структурными подразделениями не освобождает администрацию Волгограда от выполнения возложенных на нее законом обязанностей.
Основным документом, устанавливающим требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог является ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улица. Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 221, который признан национальным стандартом. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно ГОСТа Р 50597-93, в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающее безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Согласно п. 3.1.1. данного ГОСТа, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств. При наличие таковых с размерами, превышающими предельно допустимые нормы, установлен срок ликвидации повреждений, составляющий от 5 до 10 суток.
В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п., не должны превышать по длине 15 см., ширине - 60 см. и глубине - 5 см.
Пунктом 4.4.5 данного ГОСТа, предусмотрено, что отдельные бортовые камни подлежат замене, если их открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20% площади или на поверхности имеются сколы глубиной более 3,0 см. Не допускается отклонение бортового камня от его проектного положения.
Согласно ГОСТа Р 50597-93, в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающее безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой ... Волгограда совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по ... проведена проверка состояния улично-дорожной сети ....
Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда, утвержденному Постановлением Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ №... (в ред. 21.03.2014), ... относятся к улицам и дорогам местного значения.
В ходе осмотра участков дорог ДД.ММ.ГГГГ установлено, что имеются повреждения асфальтобетонного покрытия, превышающие допустимые размеры, а именно: автомобильная дорога по ... в ... имеет многочисленные повреждения на покрытии проезжей части в виде ям, просадки и выбоин, размеры которых превышают требования предусмотренные ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В районе ... имеется выбоина в покрытии проезжей части следующих размеров: длина 2,27 м. ширина 95 см. глубина 7 см.; длина 74 см. ширина 50 см. глубина 5 см.; длина 183 см. ширина 54 см. глубина 5 см. Так же на ... напротив ... имеется выбоина размером длина 94 см. ширина 85 см. глубина 9 см.; напротив ... имеется выбоина размером длина 2,10 м. ширина 64 см. глубина 9 см.
На момент обследования, меры по своевременному устранению помех в дорожном движении на проезжей части дороги не приняты.
Как следует из положений ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что недостатки содержания дорог выявлены должностным лицом дорожного надзора в ходе исполнения своих повседневных должностных обязанностей. Выявленные недостатки превышают предельно допустимые параметры предусмотренные ГОСТом Р 50597-93.
Кроме того, составленный акт выявленных недостатков в содержании дорог удостоверен подписями помощника прокурора ..., государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по ... и свидетелей. Содержащаяся в акте информация подтверждается фототаблицей.
Суд расценивает приведенные прокурором указанные выше доказательства, как объективные, убедительные и достоверные.
С учетом данного обстоятельства суд считает, что исковые требования являются обоснованными. Непринятие администрацией Волгограда надлежащих мер в указанной сфере не только является нарушением законодательства о безопасности дорожного движения, но и влечет повышение аварийности на дорогах, причинение имущественного ущерба автовладельцам, создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей Волгограда.
Какие – либо доказательства о том, что участки указанных дорог не имеют повреждений, либо соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93 ответчиком суду не представлено.
Следовательно, администрацией Волгограда не приняты в полной мере действия по организации безопасности дорожного движения.
При таких данных, суд считает требования прокурора ... о возложении обязанности на администрацию Волгограда по устранению нарушений действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В порядке ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
С учетом положений действующих нормативных актов, в связи с необходимостью дополнительных временных и финансовых затрат на осуществление указанных мероприятий, суд считает возможным установить ответчику срок для устранения нарушений действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Центрального района Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о возложении обязанности принять меры по ремонту дорожного покрытия автомобильных дорог – удовлетворить.
Возложить на администрацию Волгограда обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем принятия мер к ремонту ям, просадок, выбоин на покрытии проезжей части по ул. Донецкая напротив домов №28, №30 и №34.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Олейников
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...