Дело № 2-2535/13
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе: председательствующей судьи С.А.Колтаковой,
при секретаре К.Ю.Нелезиной,
с участием истца Елисеевой З.И., представителя истца адвоката Поповой Н.Б., представителя ответчика Хаустова С.В., представителя третьего лица (Госорган3) <адрес> Тихомировой В.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Елисеевой З. И. к (Госорган1) <адрес> о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии,
у с т а н о в и л:
Елисеева З. И. обратилась в суд с иском к (Госорган1) <адрес> о сохранении жилого помещения - пристройки лит. <адрес>, состоящей из следующих помещений: коридора пл. 3,1 кв.м., санузла пл. 3,1 кв.м., коридора пл. 12,8 кв.м..
Основанием заявленных требований послужили следующие обстоятельства.
С (ДД.ММ.ГГГГ) истец со своей семьей занимает жилое помещение пл. 53,7 кв.м. по адресу: <адрес>. Жилое помещение было предоставлено на основании договора найма в связи с ее работой на заводе им. Коминтерна. После передачи ведомственного жилого фонда муниципальному образованию <адрес> с истцом был заключен договор социального найма. Вместе с истцом в жилом помещении проживает <данные изъяты> – (ФИО3), внучки (ФИО2), (ФИО1). Нанимателем по договору социального найма с (ДД.ММ.ГГГГ) стал <данные изъяты> – (ФИО3).
В (ДД.ММ.ГГГГ) после пожара истец реконструировала пристройку к квартире под лит. А1. С разрешения (Госорган4) и с помощью ремонтно-строительного цеха (№) завода, однако, документов, подтверждающих законность пристройки не сохранилось.
Согласно техническому паспорту данная пристройка состоит из следующих помещений: коридора пл. 3,1 кв.м., санузла пл. 3,1 кв.м., коридора пл. 12,8 кв.м..
Согласно экспертному исследованию (Госорган2) от (ДД.ММ.ГГГГ) г., пристройка по примененным строительным материалам и конструкциям, архитектурно-планировочному решению, по надежности, безопасности конструктивных характеристик строения соответствует строительным нормам и правилам. Пристройка не создает угрозу жизни и здоровью граждан, так как не имеет характерных признаков деформации, повреждений и разрушений (отсутствуют трещины, перекосы, прогибы и др.), находится в нормативном техническом состоянии, то есть пригодна для безопасной эксплуатации и постоянного проживания граждан.
Истец Елисеева З.И. и ее представитель адвокат Попова Н.Б. заявленные требования поддержали, при этом пояснив, что с заявлением о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии истец не обращалась.
Представитель ответчика (Госорган1) <адрес> Хаустов С.В. возражал относительно удовлетворения требований, пояснив, что было осуществлено самовольное строительство.
Представитель третьего лица (Госорган3) <адрес> Тихомирова В.В. суду пояснила, что дом является многоквартирным.
Третьи лица Елисеев М.С., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (ФИО2) и (ФИО1), и Головченко Н.Н. в судебное заседание не явились, о времени месте судебного заседания извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Третье лицо – (Госорган5) в судебное заседание представителя не направила, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, о причинах неявки представителя не сообщила.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 222 ГПКРФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок у регулирования спора.
Истцом заявлено требование об оставлении жилого помещения в перустроенном состоянии в порядке пункта 4 статьи 29 ЖК РФ. В силу указанного положения, на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Для осуществления работ по переустройству жилого помещения требуется согласование и решение органа местного самоуправления. Заявление и соответствующие документы представляет собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо (ст. 26 ЖК РФ), кроме того, с такого рода заявлением может обратиться, по мнению суда, и наниматель жилого помещения, поскольку правовые последствия самовольного переустройства жилого помещения для данной категории граждан идентичны (п.3 ст. 29 ЖК РФ).
Статьей 29 ЖК РФ предусмотрены последствия (ответственность) в случаях самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения, в частности, возможна продажа жилого помещения с публичных торгов (по иску органа местного самоуправления и на основании решения суда). Так же предусмотрена и административная ответственность за указанные неправомерные действия - для граждан это может быть штраф (ст. 7.21 КоАП РФ).
Анализ указанных выше норм права, позволяет суду придти к выводу о том, что требование о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть заявлено в двух случаях:
как встречное исковое заявление по требованию органа местного самоуправления о приведении жилого помещения в первоначальное состояние, о расторжении договора найма и т.д.:
как самостоятельное требование, заявленное лицом (собственником или нанимателем), осуществившим переустройство.
Во втором случае (как самостоятельное требование), по мнению суда, обязателен досудебный порядок урегулирования спора (обращение с заявлением в орган местного самоуправления), который предусмотрен положениями статей 26 и 27 ЖК РФ.
Несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора нарушает установленную Градостроительным и Жилищным кодексами процедуру принятия решений в области градостроительной деятельности, поскольку в силу п. 5 ч.3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных па территориях городских округов.
Аналогичные полномочия (Госорган5) <адрес> закреплены и в Уставе городского округа <адрес>, в частности, в п.п. 26 пункта 1 ст. 48 Устава указано, что «(Госорган5) в лице ее органов и подразделений реализует следующие исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления: выдает разрешения на строительство на территории города всех объектов производственного и жилищно-гражданского назначения; приостанавливает строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов планов и правил застройки.
В связи с тем, что статья 29 ЖК РФ разрешает лицам, произведшим перепланировку (переустройство) жилого помещения не в установленном законом порядке, оставлять жилое помещение в перепланированном (переустроенном) виде (если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью, а законом круг этих лиц не определен), то распоряжением главы городского округа <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) № 108-Р «О подготовке документов по строительству объектов недвижимости жилого и хозяйственного назначения…» было решено: «временно, до вступления в законную силу соответствующих изменений в Уставе городского округа <адрес> всю разрешительную документацию на строительство объектов недвижимости жилого и хозяйственного назначения в секторе индивидуальной малоэтажной застройки, но перепланировке и переустройству (переоборудованию) жилых и нежилых помещений, установке временных металлических гаражей готовить в форме постановлений главы городского округа <адрес>». При этом подготовку проектов постановлений поручено осуществлять отделам по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям районов комитета главного архитектора, которые должны подготовить проект постановления и в течение 14 - дневного срока направить его в аппарат (Госорган5) <адрес>.
В соответствии с Уставом городского округа <адрес>, принятым постановлением Воронежской городской Думы от (ДД.ММ.ГГГГ) N 150-I, а также в целях установления правового статуса управы района администрация городского округа <адрес> постановлением (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) утверждено «Положение об (Госорган1) <адрес>», согласно п. 3.4.14. которого (Госорган1) <адрес> рассматривает заявления и принимает решения по вопросам согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории района, с последующим утверждением акта районной приемочной комиссией.
Суд не является органом, компетентным принимать решение о приемке выполненных строительных работ. Посредством правосудия обеспечиваются права граждан, а также защищаются и восстанавливаются их нарушенные либо оспариваемые права, свободы и законные интересы (ст. 18, 46 Конституции РФ, ст. 2, 3 ГПК РФ).
В части 1 статьи 3 ГПК закреплены положения гражданского процессуального законодательства о том, что любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В этой связи право лица, которое не обращалось в орган местного самоуправления с заявлением о сохранении самовольных переустройств, перепланировки, не считается нарушенным или оспариваемым, так как оно само допустило нарушение для устранения которого должно (помимо уплаты административного штрафа) либо восстановить жилое помещение в прежнем состоянии, либо согласовать произведенные переоборудования с компетентным органом, когда для этого нет препятствий.
Таким образом, исполнение гражданином согласовательных процедур, указанных в Главе 4 ЖК РФ и наличие отказа органа местного самоуправления в согласовании перепланировки жилого помещения либо отказ в оставлении жилого помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии (ст. 26-27 ЖК РФ) позволяет гражданам, произведшим перепланировку (переоборудование) жилого помещения, утверждать о нарушенных или оспариваемых правах на сохранение жилого помещения в существующем состоянии, и позволяет этим лицам прибегнуть к судебной защите.
Как пояснила Елисеева З.И. в судебном заседании, с соответствующим заявлением в (Госорган1) <адрес> по вопросу согласования переустройства она не обращалась.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный ст.27 ЖК РФ.
Оставление настоящего иска без рассмотрения не приведет к нарушению прав истца, поскольку она вправе повторно обратиться в суд с данным иском, представив письменный отказ управы в оставлении спорного жилого помещения в переустроенном состоянии.
Руководствуясь ст.ст. 225 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Исковое заявление Елисеевой З. И. к (Госорган1) <адрес> о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии, оставить без рассмотрения.
Разъяснить истцу необходимость обращения в (Госорган1) <адрес> с заявлением об оставлении жилого помещения в переустроенном состоянии.
Определение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд <адрес> в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья подпись С.А.Колтакова
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
Дело № 2-2535/13
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе: председательствующей судьи С.А.Колтаковой,
при секретаре К.Ю.Нелезиной,
с участием истца Елисеевой З.И., представителя истца адвоката Поповой Н.Б., представителя ответчика Хаустова С.В., представителя третьего лица (Госорган3) <адрес> Тихомировой В.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Елисеевой З. И. к (Госорган1) <адрес> о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии,
у с т а н о в и л:
Елисеева З. И. обратилась в суд с иском к (Госорган1) <адрес> о сохранении жилого помещения - пристройки лит. <адрес>, состоящей из следующих помещений: коридора пл. 3,1 кв.м., санузла пл. 3,1 кв.м., коридора пл. 12,8 кв.м..
Основанием заявленных требований послужили следующие обстоятельства.
С (ДД.ММ.ГГГГ) истец со своей семьей занимает жилое помещение пл. 53,7 кв.м. по адресу: <адрес>. Жилое помещение было предоставлено на основании договора найма в связи с ее работой на заводе им. Коминтерна. После передачи ведомственного жилого фонда муниципальному образованию <адрес> с истцом был заключен договор социального найма. Вместе с истцом в жилом помещении проживает <данные изъяты> – (ФИО3), внучки (ФИО2), (ФИО1). Нанимателем по договору социального найма с (ДД.ММ.ГГГГ) стал <данные изъяты> – (ФИО3).
В (ДД.ММ.ГГГГ) после пожара истец реконструировала пристройку к квартире под лит. А1. С разрешения (Госорган4) и с помощью ремонтно-строительного цеха (№) завода, однако, документов, подтверждающих законность пристройки не сохранилось.
Согласно техническому паспорту данная пристройка состоит из следующих помещений: коридора пл. 3,1 кв.м., санузла пл. 3,1 кв.м., коридора пл. 12,8 кв.м..
Согласно экспертному исследованию (Госорган2) от (ДД.ММ.ГГГГ) г., пристройка по примененным строительным материалам и конструкциям, архитектурно-планировочному решению, по надежности, безопасности конструктивных характеристик строения соответствует строительным нормам и правилам. Пристройка не создает угрозу жизни и здоровью граждан, так как не имеет характерных признаков деформации, повреждений и разрушений (отсутствуют трещины, перекосы, прогибы и др.), находится в нормативном техническом состоянии, то есть пригодна для безопасной эксплуатации и постоянного проживания граждан.
Истец Елисеева З.И. и ее представитель адвокат Попова Н.Б. заявленные требования поддержали, при этом пояснив, что с заявлением о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии истец не обращалась.
Представитель ответчика (Госорган1) <адрес> Хаустов С.В. возражал относительно удовлетворения требований, пояснив, что было осуществлено самовольное строительство.
Представитель третьего лица (Госорган3) <адрес> Тихомирова В.В. суду пояснила, что дом является многоквартирным.
Третьи лица Елисеев М.С., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (ФИО2) и (ФИО1), и Головченко Н.Н. в судебное заседание не явились, о времени месте судебного заседания извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Третье лицо – (Госорган5) в судебное заседание представителя не направила, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, о причинах неявки представителя не сообщила.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 222 ГПКРФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок у регулирования спора.
Истцом заявлено требование об оставлении жилого помещения в перустроенном состоянии в порядке пункта 4 статьи 29 ЖК РФ. В силу указанного положения, на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Для осуществления работ по переустройству жилого помещения требуется согласование и решение органа местного самоуправления. Заявление и соответствующие документы представляет собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо (ст. 26 ЖК РФ), кроме того, с такого рода заявлением может обратиться, по мнению суда, и наниматель жилого помещения, поскольку правовые последствия самовольного переустройства жилого помещения для данной категории граждан идентичны (п.3 ст. 29 ЖК РФ).
Статьей 29 ЖК РФ предусмотрены последствия (ответственность) в случаях самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения, в частности, возможна продажа жилого помещения с публичных торгов (по иску органа местного самоуправления и на основании решения суда). Так же предусмотрена и административная ответственность за указанные неправомерные действия - для граждан это может быть штраф (ст. 7.21 КоАП РФ).
Анализ указанных выше норм права, позволяет суду придти к выводу о том, что требование о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть заявлено в двух случаях:
как встречное исковое заявление по требованию органа местного самоуправления о приведении жилого помещения в первоначальное состояние, о расторжении договора найма и т.д.:
как самостоятельное требование, заявленное лицом (собственником или нанимателем), осуществившим переустройство.
Во втором случае (как самостоятельное требование), по мнению суда, обязателен досудебный порядок урегулирования спора (обращение с заявлением в орган местного самоуправления), который предусмотрен положениями статей 26 и 27 ЖК РФ.
Несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора нарушает установленную Градостроительным и Жилищным кодексами процедуру принятия решений в области градостроительной деятельности, поскольку в силу п. 5 ч.3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных па территориях городских округов.
Аналогичные полномочия (Госорган5) <адрес> закреплены и в Уставе городского округа <адрес>, в частности, в п.п. 26 пункта 1 ст. 48 Устава указано, что «(Госорган5) в лице ее органов и подразделений реализует следующие исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления: выдает разрешения на строительство на территории города всех объектов производственного и жилищно-гражданского назначения; приостанавливает строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов планов и правил застройки.
В связи с тем, что статья 29 ЖК РФ разрешает лицам, произведшим перепланировку (переустройство) жилого помещения не в установленном законом порядке, оставлять жилое помещение в перепланированном (переустроенном) виде (если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью, а законом круг этих лиц не определен), то распоряжением главы городского округа <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) № 108-Р «О подготовке документов по строительству объектов недвижимости жилого и хозяйственного назначения…» было решено: «временно, до вступления в законную силу соответствующих изменений в Уставе городского округа <адрес> всю разрешительную документацию на строительство объектов недвижимости жилого и хозяйственного назначения в секторе индивидуальной малоэтажной застройки, но перепланировке и переустройству (переоборудованию) жилых и нежилых помещений, установке временных металлических гаражей готовить в форме постановлений главы городского округа <адрес>». При этом подготовку проектов постановлений поручено осуществлять отделам по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям районов комитета главного архитектора, которые должны подготовить проект постановления и в течение 14 - дневного срока направить его в аппарат (Госорган5) <адрес>.
В соответствии с Уставом городского округа <адрес>, принятым постановлением Воронежской городской Думы от (ДД.ММ.ГГГГ) N 150-I, а также в целях установления правового статуса управы района администрация городского округа <адрес> постановлением (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) утверждено «Положение об (Госорган1) <адрес>», согласно п. 3.4.14. которого (Госорган1) <адрес> рассматривает заявления и принимает решения по вопросам согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории района, с последующим утверждением акта районной приемочной комиссией.
Суд не является органом, компетентным принимать решение о приемке выполненных строительных работ. Посредством правосудия обеспечиваются права граждан, а также защищаются и восстанавливаются их нарушенные либо оспариваемые права, свободы и законные интересы (ст. 18, 46 Конституции РФ, ст. 2, 3 ГПК РФ).
В части 1 статьи 3 ГПК закреплены положения гражданского процессуального законодательства о том, что любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В этой связи право лица, которое не обращалось в орган местного самоуправления с заявлением о сохранении самовольных переустройств, перепланировки, не считается нарушенным или оспариваемым, так как оно само допустило нарушение для устранения которого должно (помимо уплаты административного штрафа) либо восстановить жилое помещение в прежнем состоянии, либо согласовать произведенные переоборудования с компетентным органом, когда для этого нет препятствий.
Таким образом, исполнение гражданином согласовательных процедур, указанных в Главе 4 ЖК РФ и наличие отказа органа местного самоуправления в согласовании перепланировки жилого помещения либо отказ в оставлении жилого помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии (ст. 26-27 ЖК РФ) позволяет гражданам, произведшим перепланировку (переоборудование) жилого помещения, утверждать о нарушенных или оспариваемых правах на сохранение жилого помещения в существующем состоянии, и позволяет этим лицам прибегнуть к судебной защите.
Как пояснила Елисеева З.И. в судебном заседании, с соответствующим заявлением в (Госорган1) <адрес> по вопросу согласования переустройства она не обращалась.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный ст.27 ЖК РФ.
Оставление настоящего иска без рассмотрения не приведет к нарушению прав истца, поскольку она вправе повторно обратиться в суд с данным иском, представив письменный отказ управы в оставлении спорного жилого помещения в переустроенном состоянии.
Руководствуясь ст.ст. 225 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Исковое заявление Елисеевой З. И. к (Госорган1) <адрес> о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии, оставить без рассмотрения.
Разъяснить истцу необходимость обращения в (Госорган1) <адрес> с заявлением об оставлении жилого помещения в переустроенном состоянии.
Определение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд <адрес> в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья подпись С.А.Колтакова
Копия верна:
Судья:
Секретарь: