Дело №2-92/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2018 года г. Кемь
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Яшковой И.С.,
при секретаре Бахур Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района в интересах Юрченко В.А. к Государственному казённому учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» о признании права на получение меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов,
установил:
Прокурор Кемского района обратился в суд с иском в интересах Юрченко В.А. к ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» с названными требованиями по тем основаниям, что Юрченко В.А. является инвалидом по общему заболеванию 2 группы бессрочно, одновременно Юрченко В.А. является Ветераном труда. Юрченко В.А. как Ветеран труда обратился в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» с заявлением о выдаче направления для получения услуги по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, однако письмом начальника Центра истцу отказано, отказ мотивирован получением истцом льгот как инвалидом. Полагает, что действия ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» незаконны, отказ Юрченко В.А. в выдаче направления для получения услуги по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов является неправомерным. По изложенным основаниям прокурор просил признать право Юрченко В.А. на получение меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, обязать ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» выдать Юрченко В.А. направление на получение мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов в одно из государственных учреждений здравоохранения Республики Карелия по выбору гражданина.
В судебном заседании прокурор Демьяк Д.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Истец Юрченко В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Ответчик ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» своего представителя в суд не направил, извещен судом надлежащим образом, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социальной защиты Республики Карелия, Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, своих представителей в суд не направили, извещены судом надлежащим образом, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Юрченко Ю.В. является инвалидом второй группы бессрочно по общему заболеванию, что подтверждается справкой серии №, выданной ДД.ММ.ГГГГ. Одновременно истец в соответствии с удостоверением №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, является Ветераном труда.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной 05.07.2017, в числе мероприятий медицинской реабилитации обеспечение техническими средствами реабилитации не предусмотрено.
В соответствии с информацией, представленной Центром ПФР в Республике Карелия, Юрченко В.А. является получателем ежемесячной денежной выплаты инвалидам.
Истец Юрченко В.А., как Ветеран труда, 26.12.2017 обратился в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» с заявлением о выдаче направления для получения услуги по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов. Начальник ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» письмом от 26.12.2017 отказала Юрченко В.А. в выдаче требуемого направления, мотивировав отказ тем, что истец получает льготы, как инвалид, в связи с чем правом на получение льгот, как Ветеран труда, не обладает.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 3 Закона Республики Карелия от 17.12.2004 № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» ветераны труда имеют право на социальную поддержку, в том числе в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов при наличии медицинских показаний, в соответствии с перечнем стоматологических услуг, перечнем ортопедических стоматологических протезов, аппаратов и приспособлений для бесплатного зубопротезирования отдельных категорий граждан, утверждаемыми Правительством Республики Карелия.
Согласно Порядку предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», утвержденному Постановлением Правительства РК от 17.01.2005 № 1-П, для получения мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов гражданин обращается в Центр по месту жительства с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, предъявляя паспорт. Центр в течение пяти рабочих дней принимает решение о выдаче направления на получение мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов в одно из государственных учреждений здравоохранения по выбору гражданина либо отказывает в выдаче направления в случае, если гражданин не относится к категориям граждан, указанным в пунктах 1-9 статьи 2 Закона.
Согласно положениям ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе, протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты). Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Такой порядок установлен Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, согласно которым обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно Перечню показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утверждённому Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 998н, медицинскими показаниями для обеспечения инвалидов зубными протезами (кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам) являются врожденная адентия (полная или частичная); постоперационные дефекты зубных рядов с резекцией челюсти; атрофия альвеолярного отростка.
Согласно ст. 31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
В силу ч. 3 ст. 28.1 указанного Федерального закона № 181-ФЗ если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Из приведенных норм права следует, что истец, как инвалид, может быть обеспечен зубными протезами только в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида при наличии к тому медицинских показаний. Вместе с тем, индивидуальная программа реабилитации истца не предусматривает изготовление и установку зубных протезов.
С учётом изложенного Юрченко В.А. в настоящее время не имеет права на одну и ту же меру социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования по двум основаниям: как инвалид и как ветеран, поскольку не имеет такого права, как инвалид, но имеет его, как Ветеран труда.
Довод ответчика, изложенный в отзыве на исковое заявление о том, что получение ежемесячной денежной выплаты как инвалиду компенсирует изготовление зубных протезов, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.
Статьёй 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; 1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В силу п. 3 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).
Как следует из положений закона, в набор социальных услуг не входит бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов.
С учетом установленных обстоятельств, суд полагает требования прокурора в интересах Юрченко В.А. подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Кемского района, действующего в интересах Юрченко В.А., к Государственному казённому учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» удовлетворить.
Признать за Юрченко В.А., право на получение меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов.
Обязать Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» выдать Юрченко В.А. направление на получение мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов в одно из государственных учреждений здравоохранения Республики Карелия по выбору гражданина.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья И.С. Яшкова
Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2018 года.