№2а-4566/2022
УИД 63RS0045-01-2022-004761-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2022 года г.о.Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Мамакина В.С.,
при секретаре Юзеевой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4566/2022 по административному исковому заявлению Прохорова ФИО7 к Призывной комиссии Промышленного района г.Самары, Военному Комиссариату Промышленного района г.Самары о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ
Административный истец Прохоров А.Н. обратился в Промышленный районный суд г. Самары суд с административным иском, в котором просит признать незаконным решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о призыве на военную службу и возложить на административного ответчика обязанность по принятию решения о направлении Прохорова А.Н. на медицинское обследование.
В обоснование требований административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ принято решение о призыве Прохорова А.Н. на военную службу, выдана повестка СП № на ДД.ММ.ГГГГ для отправки к месту прохождения военной службы.
С решением не согласен, поскольку при прохождении медицинского освидетельствования не было принято во внимание его состояние здоровья, что подтверждается заключением врача-уролога от ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> что является основанием для присвоения ему категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе по ст.73 п. «в» и по ст.13 п. «в», расписания болезней. Однако, жалобы административного истца были проигнорированы.
Административный истец Прохоров А.Н. в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям. Дополнил, что медицинской комиссией не были учтены его жалобы на состояние здоровья. Наличие урологического заболевания подтверждается медицинскими документами. ДД.ММ.ГГГГ ему выдали повестку на отправку к месту службы. Медицинская комиссия была проведена без получения результатов анализов. Кроме того, призывные мероприятия проводились в период отсрочки от призыва в связи с обучением.
В судебном заседании представитель административного ответчика Призывной комиссии Промышленного района г.Самары Кротов М.И., действующий на основании доверенности, административный иск не признал. Указал, что требования заявлены некорректно, поскольку решение о призыве на военную службу в отношении Прохорова А.Н. в рамках весеннего призыва ДД.ММ.ГГГГ не принималось, медицинская комиссия не проводилась. Последняя мед.комиссия была проведена ДД.ММ.ГГГГ категория годности выставлена не была. Призывная комиссия в отношении истца также не проводилась. Есть только предварительная категория годности <данные изъяты> в связи с пониженным питанием.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Военного комиссариата Промышленного района г.Самары Кротов М.И., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении административного иска.
Исследовав материалы административного дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 59 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии с положениями пунктов 1 и 3 статьи 1, подпункта "а" пункта 1 и пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Пунктом 1 статьи 28 указанного Федерального закона установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 настоящей статьи, на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч. 5 ст. 28 Закона).
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В силу статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования, гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В силу п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Согласно п. 14 Положения, решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника (п. 15 Положения).
Призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для отправки к месту прохождения военной службы (п.16 Положения).
Подпунктом а пункта 1 и пунктом 4 статьи 23 Федерального закона N 53-ФЗ предусмотрено, что от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Судом установлено, что Прохоров А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации, подлежащим призыву на военную службу.
Прохорову А.Н. на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ № призывной комиссии предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по пп. «а» п.2 ст.24 ФЗ №53-ФЗ в связи с прохождением обучения до ДД.ММ.ГГГГ
На основании проведенного ДД.ММ.ГГГГ медицинского освидетельствования Прохоров А.Н. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, присвоена категория годности «Б3».
Как следует из материалов личного дела призывника, после указанной даты медицинское освидетельствование не проводилось, категория годности не определялась, решение о призыве на военную службу не принималось.
Также в судебном заседании установлено, что повесткой СП № Прохоров А.Н. был уведомлен о явке на ДД.ММ.ГГГГ на отправку к месту прохождения военной службы на ОСП <адрес>.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон "О воинской обязанности и военной службе").
Исходя из положений ч. 6 ст. 9, ч. 1 ст. 23 Закона "О воинской обязанности и военной службе" вопрос о пригодности граждан к военной службе решается на основании медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан, подлежащих призыву на военную службу, при этом комиссия по постановке граждан на воинский учет, обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.
Согласно ч. 1 ст. 28 указанного Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности, в том числе, по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565.
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (пункт 4 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений (п. 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663).
Решение в отношении призывника принимается призывной комиссией только после определения категории годности его к военной службе (п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Прохоров А.Н. в период весеннего призыва ДД.ММ.ГГГГ медицинское освидетельствование в призывной комиссии Промышленного района г.Самары не проходил, решение о его призыве соответствующей призывной комиссией не принималось. Вместе с тем, Прохорову А.Н. была выдана повестка о явке для отправки к месту службы.
Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности действий военного комиссариата по выдаче Прохорову А.Н. повестки для отправки к месту прохождения военной службы, поскольку указанные действия административного ответчика совершены при отсутствии решения призывной комиссии о призыве Прохорова А.Н. на военную службу, принятого в период действующей призывной кампании.
Повестка для явки к месту прохождения военной службы может быть выдана гражданину только после проведения в отношении него призывных мероприятий: прохождения медицинского освидетельствования для установления категории годности призывника и принятого на основании данного заключения решения призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу. В настоящем деле указанные мероприятия в отношении Прохорова А.Н. не проводились, что указывает на незаконность действий административного ответчика.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если он признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, выдача повестки, которая по существу означает принятие в отношении гражданина решения о признании его годным к прохождению военной службы и его призыве в отсутствие установленной процедуры призыва нарушает права административного истца.
Доводы административного иска о проведении призывных мероприятий в период отсрочки от призыва в ходе судебного заседания не нашли своего подтверждения, в связи с чем, отклоняются судом.
Руководствуясь ст.175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Прохорова ФИО8 – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия военного комиссариата Промышленного района г.Самары, выразившиеся в выдаче Прохорову ФИО9 повестки для явки в военный комиссариат ДД.ММ.ГГГГ с целью отправки к месту прохождения военной службы без прохождения призывной комиссии.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня составления судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Промышленный районный суд г. Самары.
Решение в окончательной форме составлено 08.09.2022г.
Председательствующий В.С.Мамакина