Дело № 2-799/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2018года, город Пермь Пермского края,
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
Судьи Турьевой Н.А.,
При секретаре Терещенко О.А.,
С участием истца Карягиной Е.Н.,
Представителя ответчика Зебзеевой Н.Н., действующей на основании доверенности (л.д.17),
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карягиной Е. Н. к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми о возложении обязанности засчитать весь трудовой стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и после ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и взять в расчет заработную плату за 2000-2001годы и сделать перерасчет пенсии со дня возникновения права на пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Карягина Е.Н. обратилась в суд с иском к к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми о возложении обязанности засчитать весь трудовой стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и после ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и взять в расчет заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ и сделать перерасчет пенсии со дня возникновения права на пенсию, указав в обоснование следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Карягиной Е.Н. оформлена страховая пенсия по старости в размере 7644рублей 28копеек. До ДД.ММ.ГГГГ истца проживала в Республике Узбекистан, в связи с чем трудовой стаж в Узбекистане составляет 26лет 9месяце, трудовой стаж в Российской Федерации начался с ДД.ММ.ГГГГ и составляет 9 лет. При расчете трудовой пенсии учтен стаж работы в Узбекистане в период до ДД.ММ.ГГГГ, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком стаж не учтен. Таким образом, при расчете пенсии не учтено более 14 лет стажа.
Истица представила в Пенсионный фонд Индустриального района г. Перми документы, подтверждающие ее трудовую деятельность, а именно: трудовую книжку, справку государственного архива Республики Узбекистан, справку <Техникум> о стаже и фактическом заработке, перечисленных страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Ответчик запросил подтверждение данных сведений в Республике Узбекистан, однако ответа на сегодняшний день не последовало. В итоге истице начислена пенсия в размере 7644рублей 28копеек. Истица считает, поскольку пенсионным фондом при расчете пенсии не были учтены периоды трудовой деятельности в Узбекистане с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ее права нарушены.
Истица в суде на иске настаивает, по основаниям, изложенным в нем.
Представитель государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми с иском не согласна, считает решение пенсионного фонда законным и обоснованным.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы настоящего дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
Судом установлено, что Карягина Е.Н. является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, бессрочно, что подтверждается документами пенсионного дела истца (л.д. 23-71).
При назначении Карягиной Е.Н. страховой пенсии по старости и определении ее размера ответчиком отказано в принятии в качестве доказательства подтверждения общего и страхового стажа истицы периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Данный период не включен в общий трудовой и страховой стаж, так как работа в данный период осуществлялась на территории иностранного государства - Республики Узбекистан после распада CCCР и может быть учтен, по мнению ответчика, только после подтверждения этого компетентными органами.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Российской Федерации "О страховых пенсиях", вступившим в законную силу с 1 января 2015 года, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 г.
Согласно статей 1 и 6 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, т.е. до 13 марта 1992 года.
В соответствии с п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р, Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Российской Федерации "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 14 Закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.
В соответствии с п.1 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-Ф3 «О страховых пенсиях» установление и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
При этом п.4 ст. 14 Закона 400-ФЗ установлено, что перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На основании указанного положения Правительством Российской Федерации постановлением от 02.10.2014г. №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.
Согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Сведения о выполняемой работе, переводе на другую работу, квалификации, увольнении, а также о награждениях произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения). В графе 4 раздела «Сведения о работе» указывается, на основании чего внесена запись: приказ (распоряжение), его дата и номер. При увольнении работника все записи, внесенные в его трудовую книжку, заверяются подписью работодателя и печатью организации.
В случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В материалы дела представлены трудовая книжка, архивная справка Ташкентского профессионального колледжа железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ согласно которой Карягина Е. Н.
ДД.ММ.ГГГГ принята на должность лаборанта (пр. №-К от ДД.ММ.ГГГГ);
ДД.ММ.ГГГГ временно переведена на должность инспектора ВУС (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ);
ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность секретаря отделения (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ);
ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность инспектора отдела кадров (пр. №-К от ДД.ММ.ГГГГ.);
ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность инспектора по проездным документам (пр. №-К от ДД.ММ.ГГГГ.);
ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность старшего инспектора по кадрам (пр. №-К от ДД.ММ.ГГГГ);
ДД.ММ.ГГГГ оформлено дополнительно 0,5ставки паспортистки (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ);
ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ). Анализируя сведения указанные в архивной справке, суд приходит к выводу, что они совпадают с содержанием трудовой книжки истицы (л.д. 9, 46-53).
Также в материалы дела представлены справки о заработной плате Карягиной Е. Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в <Техникум> (л.д. 10-13).
Из архивной справки Ташкентского профессионального колледжа железнодорожного транспорта следует, что Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Центра Средне-Специального Образования Республики Узбекистан, Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ГАЖК <данные изъяты> на основании Постановлений Кабинета Министров № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ: <Техникум> переименован в <Техникум> (л.д. 9).
Проверив представленные сторонами доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к выводу о том, что довод ответчика об отсутствии доказательств, подтверждающих трудовой стаж истицы несостоятелен, поскольку согласно "Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации, а истцом представлены документы, подтверждающие наличие трудового стажа на территории иностранного государства республики Узбекистан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Суд учитывает то обстоятельство, что Карягина Е.Н. является добросовестным участником гражданских правоотношений, и ее права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от порядка сотрудничества органов осуществляющих пенсионное обеспечение в государствах участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Оставление без внимания запроса Пенсионного фонда РФ о подтверждении обстоятельств имеющих значение для определения право на пенсию Карягиной, не может служить основанием для лишения истца права на включение спорных периодов работы в трудовой стаж, при назначении страховой пенсии.
Однако поскольку Пенсионным фондом период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтен в общий и страховой стаж, то оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности включить указанный период повторно в трудовой стаж суд не находит, поэтому в удовлетворении исковых требований в данной части истцу следует отказать.
Кроме того, суд считает, что не подлежат удовлетворению исковые требования о включении в трудовой стаж истицы периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовые пенсии устанавливаются в соответствии с названным Законом. Между тем, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным Законом, применяются Правила международного договора РФ.
Согласно ст. 1 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее Соглашение), участником которого в том числе является Российская Федерация и Республика Узбекистан, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу ст. 10 Закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ периоды работы после 01 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа, равно как и специального стажа, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонда РФ. Периоды работы, которые выполнялись за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонда РФ в соответствии со ст. 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
В соответствии с п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в РФ из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно пояснениям ответчика и материалам пенсионного дела, ответчиком направлялись соответствующие запросы о подтверждении уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в компетентный орган Республики Узбекистан – Внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве Финансов Республики Узбекистан, ответы на которые не поступили.
Поскольку включение в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ возможно при наличии доказательств, подтверждающих факт уплаты за истицу страховых взносов на пенсионное обеспечение, которых суду не представлено, основания для удовлетворения требований в этой части отсутствуют.
Рассматривая требования истца, о применении при расчете пенсии заработной платы за 2000-2001 годы расчете пенсии исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы, учитывается среднемесячный заработок лица по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (величина ЗР).
Из положения ч. 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" следует, что при исчислении пенсии по варианту, на котором настаивает истец, то есть исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы, учитывается среднемесячный заработок лица по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (величина ЗР).
Карягина Е.Н. была зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59), то есть на 2000 - 2001 годы она не была зарегистрирована в указанной системе. Данное обстоятельство лишает ее возможности выбрать указанный вариант исчисления и назначения пенсии, поскольку сведений о заработке истицы в системе обязательного пенсионного страхования не имеется.
Доказательств того, что регистрация Карягиной Е.Н. в качестве застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета не в ДД.ММ.ГГГГ, а в ДД.ММ.ГГГГ произошла по вине ответчика, истцом не представлено.
Оценивая представленные суду доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что работа истца в Ташкентском профессиональном колледже железнодорожного транспорта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в общий и страховой стаж, и требования истца о включении указанного периода в стаж являются подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях ", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Включение в общий трудовой и страховой стаж периода работы истца в Ташкентском профессиональном колледже железнодорожного транспорта (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) является основанием для перерасчета страховой пенсии по старости с учетом включения в стаж периода работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194 – 198 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Возложить обязанность на государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми засчитать в страховой стаж Карягиной Е. Н. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом включения в стаж периода работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части Карягиной Е.Н. иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).
Судья Турьева Н.А.