Дело № 2-214/2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2020 года г. Новохоперск
Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Житиневой Е.В.
при секретаре Богдашиной Н.С.
с участием истца - прокурора Мельникова И.В.
представителя ответчика Грибаневой Н.И.,
действующей по доверенности от 28.05.2020 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Новохоперского района Воронежской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности произвести государственную регистрацию объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новохоперского района Воронежской области обратился в суд с иском в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности произвести государственную регистрацию объектов недвижимости по тем основаниям, что в ходе проверки прокуратурой района соблюдения законодательства, регулирующего правоотношения в области распоряжения и использования муниципального имущества, выявлено, что в нарушение требований законодательства квартиры в с.Красное по ул. Заводская д. 22 кв. 3 и ул. Заводская д. 24 кв. 4 в установленном законом порядке за администрацией Краснянского сельского поселения не зарегистрированы, но при этом находятся на балансе администрации.
Поскольку неисполнением требований федерального законодательства о государственной регистрации права собственности или иных вещных прав на объекты недвижимости нарушаются интересы муниципального образования, истец просит суд возложить на ответчика обязанность произвести государственную регистрацию указанных объектов недвижимости в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал, уточнил их в части срока, в течение которого ответчик обязан совершить требуемые действия, увеличив его до 6 месяцев.
Представитель ответчика не возражал в удовлетворении иска.
Представитель Управления Росреестра в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч. 3, 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права.
Согласно п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 26 июня 2020 г. прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего правоотношения в области распоряжения и использования государственного и муниципального имущества.
По результатам проверки установлено, что на балансе Краснянского сельского поселения значатся квартиры по ул. Заводская д. 22 кв. 3 и ул. Заводская д. 24 кв. 4 в с. Красное, но при этом право собственности в установленном порядке за ответчиком не зарегистрировано.
Положениями ст. 49 Устава Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области предусмотрено, что в собственности Краснянского сельского поселения может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения, и иное имущество.
Органы местного самоуправления от имени Краснянского сельского поселения самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Краснянского сельского поселения (п. 1 ст. 50 Устава Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области).
В соответствии с реестром муниципального имущества Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области на балансе сельского поселения находятся спорные квартиры с 31.01.2019 г. на основании Договора о закреплении муниципального имущества от 31.01.2019 г.
Согласно сообщению администрации Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области на указанные квартиры правоустанавливающие документы не оформлены.
Федеральное законодательство в целях сохранности недвижимого имущества, государственного учета объектов недвижимости, совершаемых с ними сделок, установления обременений требует исполнения обязательных для всех лиц на всей территории Российской Федерации положений о государственной регистрации. Неисполнение требований о государственной регистрации объекта недвижимого имущества нарушает интересы муниципального образования как собственника, и не позволяет обеспечить законное распоряжение имуществом. В силу положений ст. 1 Федерального закона №218-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим отсутствие зарегистрированного права не позволяет органу местного самоуправления в полном объеме реализовать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего технического состояния здания и уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
В силу части 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Приведенные доказательства свидетельствуют суду о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению, поскольку осуществление государственной регистрации права будет способствовать обеспечению сохранности недвижимого имущества, государственного учета объекта недвижимости, совершаемых с ним сделок, установления обременений, законного распоряжения имуществом.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести государственную регистрацию следующих объектов недвижимости :
квартиры, расположенной по адресу: Воронежская область, Новохоперский район, с. Красное, ул. Заводская, д. 22 кв. 3
квартиры, расположенной по адресу: Воронежская область, Новохоперский район, с. Красное, ул. Заводская д. 24 кв. 4
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда с подачей апелляционной жалобы через Новохоперский районный суд.
Судья Е.В. Житинева
Дело № 2-214/2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2020 года г. Новохоперск
Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Житиневой Е.В.
при секретаре Богдашиной Н.С.
с участием истца - прокурора Мельникова И.В.
представителя ответчика Грибаневой Н.И.,
действующей по доверенности от 28.05.2020 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Новохоперского района Воронежской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности произвести государственную регистрацию объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новохоперского района Воронежской области обратился в суд с иском в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности произвести государственную регистрацию объектов недвижимости по тем основаниям, что в ходе проверки прокуратурой района соблюдения законодательства, регулирующего правоотношения в области распоряжения и использования муниципального имущества, выявлено, что в нарушение требований законодательства квартиры в с.Красное по ул. Заводская д. 22 кв. 3 и ул. Заводская д. 24 кв. 4 в установленном законом порядке за администрацией Краснянского сельского поселения не зарегистрированы, но при этом находятся на балансе администрации.
Поскольку неисполнением требований федерального законодательства о государственной регистрации права собственности или иных вещных прав на объекты недвижимости нарушаются интересы муниципального образования, истец просит суд возложить на ответчика обязанность произвести государственную регистрацию указанных объектов недвижимости в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал, уточнил их в части срока, в течение которого ответчик обязан совершить требуемые действия, увеличив его до 6 месяцев.
Представитель ответчика не возражал в удовлетворении иска.
Представитель Управления Росреестра в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч. 3, 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права.
Согласно п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 26 июня 2020 г. прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего правоотношения в области распоряжения и использования государственного и муниципального имущества.
По результатам проверки установлено, что на балансе Краснянского сельского поселения значатся квартиры по ул. Заводская д. 22 кв. 3 и ул. Заводская д. 24 кв. 4 в с. Красное, но при этом право собственности в установленном порядке за ответчиком не зарегистрировано.
Положениями ст. 49 Устава Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области предусмотрено, что в собственности Краснянского сельского поселения может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения, и иное имущество.
Органы местного самоуправления от имени Краснянского сельского поселения самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Краснянского сельского поселения (п. 1 ст. 50 Устава Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области).
В соответствии с реестром муниципального имущества Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области на балансе сельского поселения находятся спорные квартиры с 31.01.2019 г. на основании Договора о закреплении муниципального имущества от 31.01.2019 г.
Согласно сообщению администрации Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области на указанные квартиры правоустанавливающие документы не оформлены.
Федеральное законодательство в целях сохранности недвижимого имущества, государственного учета объектов недвижимости, совершаемых с ними сделок, установления обременений требует исполнения обязательных для всех лиц на всей территории Российской Федерации положений о государственной регистрации. Неисполнение требований о государственной регистрации объекта недвижимого имущества нарушает интересы муниципального образования как собственника, и не позволяет обеспечить законное распоряжение имуществом. В силу положений ст. 1 Федерального закона №218-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим отсутствие зарегистрированного права не позволяет органу местного самоуправления в полном объеме реализовать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего технического состояния здания и уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
В силу части 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Приведенные доказательства свидетельствуют суду о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению, поскольку осуществление государственной регистрации права будет способствовать обеспечению сохранности недвижимого имущества, государственного учета объекта недвижимости, совершаемых с ним сделок, установления обременений, законного распоряжения имуществом.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести государственную регистрацию следующих объектов недвижимости :
квартиры, расположенной по адресу: Воронежская область, Новохоперский район, с. Красное, ул. Заводская, д. 22 кв. 3
квартиры, расположенной по адресу: Воронежская область, Новохоперский район, с. Красное, ул. Заводская д. 24 кв. 4
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда с подачей апелляционной жалобы через Новохоперский районный суд.
Судья Е.В. Житинева