РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
3 апреля 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гаврилиной Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1816/19 по заявлению И. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы И. распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 18.12.2018 г. №РД-2173.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению от 18.10.2018 г. №СП-9/4794 о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 апреля 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гаврилиной Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1816/19 по заявлению И. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
установил:
И. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № площадью 799 м2 по адресу: <адрес>. Соглашением №СГ-38 о перераспределении земельных участков от 10.07.2018 г. образован многоконтурный (из 2 контуров) земельный участок площадью 518 м2, ему присвоен №, сведения о расположении указанного земельного участка в границах береговой полосы водного объекта отсутствуют. Пунктом 8 решения №191 от 30.03.2017 г. Думы г.о. Самара внесены изменения в Правила застройки и землепользования в городе Самаре в части изменения зоны участка с Ж-1 на Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов). Для оформления земельного участка в собственность за выкуп он обратился с заявлением к ответчику. Однако распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-2173 от 18.12.2018 г. ему было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № из земель государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером № находящегося в частной собственности, в связи с тем, что участок находится в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Саратовского водохранилища со ссылкой на ст. 11.9 и пп.И п.9 ст. 39.29 ЗК РФ. Ранее спорный земельный участок в составе участка общей площадью 1117,37 м2 был предоставлен Б. из которых 500 м2 - в собственность, 817,37 м2 - в аренду с правом выкупа по договору № 23343 от 4.11.1996 г. Земельный участок не относится к территории общего пользования, к береговой полосе, на спорном земельном участке отсутствуют зоны санитарной охраны Саратовского водохранилища, расстояние от объекта учета до уреза воды водного объекта составляет 34 м, а также в законодательстве отсутствует запрет или ограничение в выкупе земельных участков, в границах которых установлены водоохранные зоны и прибрежная защитная полоса. Просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-2173 от 18.12.2018 г., обязать Департамент градостроительства г.о. Самара заключить соглашение о перераспределении земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от 18.01.2019 г. Салихова С.М. доводы заявления поддержала.
Представитель ответчика по доверенности от 16.01.2019 г. №Д05-01/85 Нагорная С.С. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 45-49).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцу с 23.07.2018 г. принадлежит на праве собственности земельный участок для ведения садоводства с кадастровым номером № площадью 799±2,86 м2 по адресу: г. Самара, Красноглинский район, ул. Полтавская, д.9 (л.д. 6-7). На момент формирования и приобретения истцом земельный участок находился в Красноярском районе Самарской области.
18.10.2018 г. истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/4794 (л.д. 54) о перераспределении земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровым номером №, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером № на основании пп.3 п.1.1.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утверждённого постановлением главы г.о. Самара от 13.04.2017 г. №268 (перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков), т.е. на основании пп.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ. К заявлению была приложена подготовленная заявителем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 59-60), сведений о её утверждении уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления не имеется.
Согласно представленной схеме в результате перераспределения истец желал присоединить к принадлежащему ему земельному участку часть земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 218 м2.
Распоряжением от 18.12.2018 г. №РД-2173 (л.д. 52-53) Департамент градостроительства г.о. Самара отказал истцу в перераспределении земельных участков, сославшись на пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ (имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 ЗК РФ).
Отказ в перераспределении земельных участков явным образом затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорен им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии со ст.39.28, 39.29 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утверждённым проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков.
В течение 10 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п.2 ст.39.29 ЗК РФ, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.3 ст.39.29 ЗК РФ. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 ст.39.29 ЗК РФ.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделён полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о перераспределении земельных участков, а также по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 ЗК РФ.
Следовательно, ответчик был компетентен принять заявление истца о перераспределении земельных участков и принять решение по существу этого заявлению, в том числе решение об отказе в перераспределении земельных участков.
Оценивая законность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.
Оспариваемое решение в отношении наличия оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка мотивировано ссылкой на пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ, в соответствии с которым основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. В оспариваемом решении указывается на нарушение требований п.6 ст.11.9 ЗК РФ, согласно которому образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные федеральными законами.
Ответчик в оспариваемом решении указывает, что согласно сведениям, представленным отделом водных ресурсов Нижневолжского бассейнового водного управления, испрашиваемый земельный участок расположен в прибрежной защитной полосе Саратовского водохранилища. Согласно п.17 ст.65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель. Земельный участок предназначен для ведения садоводства. В силу ст.1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок предназначен для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Следовательно, по мнению ответчика, образование испрашиваемого земельного участка нарушит положения ВК РФ, разрешённое использование земельного участка окажется невозможным.
Однако позиция ответчика основана на ошибочном толковании закона.
В соответствии с п.2 ст.15 ЗК РФ запрет на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, может быть установлен только федеральным законом.
Запрет на приватизацию земельных участков в границах прибрежных защитных полос водных объектов федеральным законом не установлен.
Расположение земельного участка в границах прибрежной защитной полосы влечёт установление ограничений в пользовании им, предусмотренных п.15, 17 ст.65 ВК РФ.
Ответчик ошибочно полагает, что установленный пп.1 п.17 ст.65 ВК РФ запрет на распашку земель в пределах прибрежной защитной полосы исключает возможность использования испрашиваемого земельного участка для ведения садоводства. Как следует из процитированной нормы закона, садовый земельный участок предназначен не только для выращивания растений, но и для отдыха. Истцу в настоящее время уже принадлежит земельный участок для ведения садоводства. В случае присоединения к нему испрашиваемого земельного участка та часть вновь образованного земельного участка, которая находится в границах прибрежной защитной полосы, может использоваться только в рекреационных целях, без выращивания на ней растительных культур. Однако такое использование соответствует назначению садового земельного участка в целом.
Следует также отметить, что с 1.01.2019 г. ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» утратил силу. Введённый вместо него в действие ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» устанавливает несколько иное определение садового земельного участка, отличное от существовавшего ранее. В соответствии со ст.3 названного закона садовый земельный участок – это земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей. Т.е., действующий в настоящее время закон предусматривает (через союз «или») возможность использования садового земельного участка только для целей рекреации без выращивания сельскохозяйственных культур. Такое использование не нарушает режим прибрежной защитной полосы.
При недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения органа государственной власти, суд признаёт такое решение незаконным, не проверяя наличие иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (п.61 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ»).
В связи с этим суд не проверяет наличие или отсутствие иных препятствий для перераспределения земельных участков, в частности, относимость или неотносимость испрашиваемого земельного участка к береговой полосе, соблюдение предельных размеров земельных участков, поскольку в оспариваемом решении отсутствуют ссылки на иные основания его принятия.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Суд считает, что предусмотренный законом месячный срок исполнения решения является в данном случае разумным, поскольку он равен установленному п.8 ст.39.29 ЗК РФ сроку рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы И. распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 18.12.2018 г. №РД-2173.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению от 18.10.2018 г. №СП-9/4794 о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 8.04.2019 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь