Дело № 2-208/2020 17 января 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Сафонова Р. С.
при секретаре Поковба А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Рухловой Е. А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить периоды работы в стаж,
установил:
Рухлова Е. А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить периоды работы в стаж.
Требования мотивировала тем, что 29 августа 2019 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа от 07 ноября 2019 года в назначении пенсии ей отказано из-за недостаточности стажа работы с особыми условиями труда. При этом ответчиком не были включены в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в льготном (полуторном) исчислении периоды работы в качестве медицинской сестры палат реанимации и интенсивной терапии отделения анестезиологии-реанимации в <***> с 09 декабря 1999 года по 30 сентября 2001 года, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 08 сентября 1999 года по 08 декабря 1999 года, с 25 февраля 2004 года по 24 марта 2004 года, с 09 марта 2011 года по 01 апреля 2011 года, с 21 января 2016 года по 16 февраля 2016 года, с чем она не согласна. В указанные спорные периоды она работала медицинской сестрой палат реанимации и интенсивной терапии отделения анестезиологии-реанимации и медицинской сестрой-анестезистом отделения анестезиологии-реанимации, то есть в отделении больницы хирургического профиля, работа в котором даёт право на исчисление стажа в льготном порядке. Работодателем подтверждена работа в особых условиях труда справкой, уточняющей особый характер работы. Потому просила возложить на ответчика обязанность включить периоды работы с 08 сентября 1999 года по 08 декабря 1999 года, с 09 декабря 1999 года по 30 сентября 2001 года, с 25 февраля 2004 года по 24 марта 2004 года, с 09 марта 2011 года по 01 апреля 2011 года, с 21 января 2016 года по 16 февраля 2016 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном (полуторном) исчислении.
В судебное заседание истец Рухлова Е. А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель истца Коробков М. П. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Плакидина В. П. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица <***>» Докунихина О. Н. исковые требования считала обоснованными.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие истца.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы отказного пенсионного дела Рухловой Е. А. <№>, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Согласно статье 8 Закона № 400-ФЗ, определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Как указано в части 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 665) предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее – Правила № 516), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее – Правила № 781). При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении стажа на соответствующих видах работ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется также постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет» (для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно) (далее – Правила № 1066).
В соответствии с пунктом 5 Правил № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в посёлке городского типа (рабочем посёлке), год работы в сельской местности или в посёлке городского типа (рабочем посёлке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
В силу пункта 3 Правил № 1066 врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
В приложениях к Правилам № 1066 в разделе «Наименование должностей» названы медицинские сёстры-анестезисты, медицинские сёстры, в том числе старшие, в разделе «Наименование структурных подразделений» – отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии больниц.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 16 августа 1993 года истец Рухлова Е. А. принята на работу санитаркой операционной травматологического отделения в <***>.
С 06 января 1997 года она переведена на работу в качестве медицинской сестры палат реанимации и интенсивной терапии в отделение анестезиологии и реанимации, а с 01 октября 2001 года – в качестве медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации.
В настоящее время истец работает в этом же учреждении на должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации перинатального центра.
29 августа 2019 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
В назначении страховой пенсии по старости ответчик отказал по причине недостаточности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно решению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) от 07 ноября 2019 года <№> пенсионный орган посчитал, что у истца имеется стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, продолжительностью 28 лет 4 месяца 1 день. При этом оспариваемый период работы в качестве медицинской сестры палат реанимации и интенсивной терапии отделения анестезиологии-реанимации с 09 декабря 1999 года по 30 сентября 2001 года учтён ответчиком при подсчёте стажа календарно. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 08 сентября 1999 года по 08 декабря 1999 года, с 25 февраля 2004 года по 24 марта 2004 года, с 09 марта 2011 года по 01 апреля 2011 года, с 21 января 2016 года по 16 февраля 2016 года включены в страховой стаж, но не включены в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Разрешая спор в части кратного исчисления периода работы с 09 декабря 1999 года по 30 сентября 2001 года, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, в штатном расписании учреждения, в котором работала Рухлова Е. А., в составе отделения анестезиологии и реанимации были предусмотрены должности медицинских сестёр палат реанимации и интенсивной терапии.
Таким образом, должность, которую занимала истец в спорный период с 09 декабря 1999 года по 30 сентября 2001 года, предусмотрена штатным расписанием учреждения. Должность истца поименована в точном соответствии с Правилами № 1066, которые действовали в указанный период и предусматривали льготное исчисление стажа для медицинских сестёр, в том числе старших, занятых в отделениях (группах, палатах) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
То обстоятельство, что не сохранилась должностная инструкция, на основании которой работала истец в указанный период, не свидетельствует об ином характере трудовых функций истца и не может препятствовать исчислению её стажа работы в льготном порядке.
Потому оспариваемый истцом период работы с 09 декабря 1999 года по 30 сентября 2001 года, исходя из вышеприведённых правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, должен быть засчитан в стаж работы истца в льготном (полуторном) исчислении.
Относительно требований истца о возложении на ответчика обязанности включить в стаж на соответствующих видах работ периоды нахождения на курсах повышения квалификации суд приходит к следующим выводам.
Выданной работодателем справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, от 21 ноября 2019 года <№> подтверждается, что в периоды курсов повышения квалификации с 08 сентября 1999 года по 08 декабря 1999 года, с 25 февраля 2004 года по 24 марта 2004 года, с 21 января 2016 года по 16 февраля 2016 года за истцом сохранялось место работы и ей выплачивалась заработная плата, исходя из которой работодатель должен производить начисление и уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом на другие должности в спорные периоды истец работодателем не переводилась, во время курсов повышения квалификации выполняла свои должностные обязанности медицинской сестры палат реанимации и интенсивной терапии отделения анестезиологии и реанимации, медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации.
Руководствуясь пунктами 4 и 5 Правил № 516, статьями 173, 187 Трудового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что вышеуказанные спорные периоды курсов повышения квалификации подлежат включению в стаж для досрочного назначения пенсии по старости.
Поскольку истец осуществляла лечебную деятельность в той должности, и в том структурном подразделении учреждения здравоохранения, работа в которых даёт право на льготное исчисление стажа (один год работы как год и 6 месяцев), то периоды курсов повышения квалификации должны исчисляться в том же льготном порядке, как и работа, в период которой истец направлялась на курсы.
Между тем, во время нахождения на курсах повышения квалификации с 09 марта 2011 года по 01 апреля 2011 года истец согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, от 21 ноября 2019 года <№> работала на должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации на 0,5 ставки.
Согласно пункту 4 Правил № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01 ноября 1999 года, а в качестве главной медицинской сестры – независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии её выполнения в режиме нормальной или сокращённой продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Поскольку период занятости истца на работе в качестве медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации на 0,5 ставки, то есть на условиях неполного рабочего времени, не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, то и период нахождения на курсах повышения квалификации с 09 марта 2011 года по 01 апреля 2011 года во время такой работы не может быть включён в указанный вид стажа.
На основании изложенного в иске Рухловой Е. А. в части возложения на ответчика обязанности включить в стаж на соответствующих видах работ период работы с 09 марта 2011 года по 01 апреля 2011 года следует отказать.
Таким образом, требования истца подлежат частичному удовлетворению, на ответчика следует возложить обязанность включить в стаж работы Рухловой Е. А., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, в льготном (полуторном) исчислении периоды работы с 08 сентября 1999 года по 08 декабря 1999 года, с 09 декабря 1999 года по 30 сентября 2001 года, с 25 февраля 2004 года по 24 марта 2004 года, с 21 января 2016 года по 16 февраля 2016 года.
Довод стороны ответчика о том, что отказ во включении периодов работы в стаж не нарушает прав истца, судом признаётся несостоятельным, поскольку отказ во включении отдельных периодов работы в стаж и, как следствие, уменьшение данного стажа нарушает право гражданина, претендующего на досрочное назначение пенсии, на получение достоверной информации о том, когда это право возникнет, с тем, чтобы гражданин имел возможность своевременно обратиться за её назначением, тем самым реализовав своё право на пенсионное обеспечение.
Истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, которые в силу статей 88, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскиваются с ответчика.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Рухловой Е. А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить периоды работы в стаж удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) включить в стаж работы Рухловой Е. А., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в льготном (полуторном) исчислении периоды работы с 08 сентября 1999 года по 08 декабря 1999 года, с 09 декабря 1999 года по 30 сентября 2001 года, с 25 февраля 2004 года по 24 марта 2004 года, с 21 января 2016 года по 16 февраля 2016 года.
В удовлетворении исковых требований Рухловой Е. А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж период работы с 09 марта 2011 года по 01 апреля 2011 года отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) в пользу Рухловой Е. А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (Триста рублей).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Р. С. Сафонов