УИД 70OS0000-01-2021-000083-48
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 августа 2021 года Томский областной суд в составе
судьи Бондаревой Н.А.,
при секретаре Нетёсове И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 3а-174/2021 по административному иску Маресова Александра Ивановича к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, областному государственному бюджетному учреждению «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,
установил:
Маресов А.И. обратился в Томский областной суд с административным исковым заявлением к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, в котором просил установить кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года.
Определениями судьи Томского областного суда от 18 июня 2021 года требования Маресова А.И. к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объектов недвижимости:
нежилого помещения площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, с кадастровым номером /__/;
нежилого помещения площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, с кадастровым номером /__/;
нежилого здания площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, с кадастровым номером /__/, выделены в отдельное производство, административному делу присвоен № 3а-174/2021, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (сокращенное наименование ОГБУ «ТОЦИК», в качестве заинтересованных лиц - Писанко С.В., Гришаев Д.Н., Зубач Д.П.
Определением от 22 июня 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, как получатель налога на имущество физических лиц.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца Маресова А.И., представителей ОГБУ «ТОЦИК», Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, заинтересованных лиц Гришаева Д.Н., Зубача Д.П., Писанко С.В., извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями частей 1, 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
ОГБУ «ТОЦИК» в письменном отзыве вопрос об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости оставило на усмотрение суда, указав, что не имеет замечаний к представленному отчету об оценке.
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области в письменных возражениях указал, что по настоящему административному делу не является надлежащим административным ответчиком, поскольку оспариваемую кадастровую стоимость в отношении объектов недвижимости не утверждал, в сведения о данных объектах недвижимости были внесены изменения, которые повлекли расчет новой кадастровой стоимости, осуществленный ОГБУ «ТОЦИК»
В письменном отзыве Управление Росреестра по Томской области оставило разрешение дела по существу на усмотрение суда, указав, что реализация в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, не влияет на права и законные интересы Управления.
Заинтересованные лица Гришаев Д.Н., Зубач Д.П., Писанко С.В. представили заявление, в котором просили требования административного иска удовлетворить, рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах, что Маресов А.И. является участником долевой собственности (доля в праве собственности 367/10000) в отношении следующих объектов недвижимости:
нежилого помещения площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, с кадастровым номером /__/;
нежилого помещения площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, с кадастровым номером /__/;
нежилого здания площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, с кадастровым номером /__/,
другими участниками долевой собственности являются Зубач Д.П. (доля в праве общей долевой собственности 3200/10000), Гришаев Д.Н. (доля в праве общей долевой собственности 3100/10000), Писанко С.В. (доля в праве общей долевой собственности 3333/10000).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость указанных объектов составляет: нежилого помещения с кадастровым номером /__/ – 116400426,99 руб., нежилого помещения с кадастровым номером /__/ – 6 819129,36 руб., нежилого здания с кадастровым номером /__/ – 11982047,74 руб. Данные кадастровые стоимости установлены актом ОГБУ «ТОЦИК» от 12 января 2021 г. № АОКС-70/2021/68 по состоянию на 13 февраля 2019 г., на 14 февраля 2019 г. и 26 февраля 2019 г. соответственно, которые применяются с 1 января 2020 года.
Сведения о названных кадастровых стоимостях внесены в Единый государственный реестр недвижимости 4 и 5 февраля 2021 г.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
На основании статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1).
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона (часть 4).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
В соответствии с пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В соответствии с абзацем 5 пункта 6 и пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» участник долевой собственности самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях и может реализовать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников (пункт 1 статьи 45, пункт 3 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации). При разрешении дела по заявлению участника долевой собственности суд пересматривает кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом.
Приведенные данные указывают на заинтересованность административного истца в установлении кадастровой стоимости как налогооблагаемой базы в размере, равной рыночной стоимости объектов недвижимости, а данное требование в полной мере согласуется с положениями статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в силу которых федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого недвижимого имущества равной его рыночной стоимости.
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Администрации Томской области от 13 марта 2017 г. № 79а установлена дата перехода к проведению на территории Томской области государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» - 15 марта 2017 года.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 15 приведенного Федерального закона подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, обеспечивает формирование и предоставление бюджетному учреждению перечня вновь учтенных, ранее учтенных в Едином государственном реестре недвижимости объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки.
В статье 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ закреплено, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1).
Подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости (часть 2).
В течение сорока рабочих дней после получения перечня объектов недвижимости, предусмотренного частью 7 статьи 15 настоящего Федерального закона, бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 5).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 226 утверждены Методические указания о государственной кадастровой оценке, пунктом 12.1 которых предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.
Результат расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (пункт 12.2 Методических указаний).
Сведения о кадастровой стоимости, полученные в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 или частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона (пункт 4 часть 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).
Акты об определении кадастровой стоимости нежилых зданий, помещений являются итоговыми документами, содержащими результаты расчета кадастровой стоимости объектов недвижимости.
С учетом изложенного датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, является дата внесения сведений в ЕГРН о вновь учтенных объектах недвижимости, ранее учтенных объектах недвижимости и внесения изменений в сведения ЕГРН об объектах недвижимости, повлекших за собой изменение их кадастровой стоимости.
На территории Томской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и пунктами 2.1, 2.2, 2.3 Устава областного государственного бюджетного учреждения «Томский областной центр инвентаризации и кадастра», утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 декабря 2017 г. № 974, полномочия по государственной кадастровой оценки объектов недвижимости осуществляет ОГБУ «ТОЦИК», которое осуществляет, среди прочего, определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Результаты последней государственной кадастровой оценки на территории Томской области утверждены приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019 г. № 41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области», которые применяются с 1 января 2020 года.
Поскольку в сведения Единого государственного реестра недвижимости о спорных объектах недвижимости в 2019 году внесены изменения (13, 14 и 26 февраля 2019 года), которые влекут за собой изменения их кадастровой стоимости, ОГБУ «ТОЦИК» на основании статье части 5 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ определила актом от 12 января 2021 г. № АОКС-70/2021/68 в отношении данных объектов кадастровую стоимость, которая является предметом оспаривания по настоящему административному делу.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ является отчет об оценке объекта.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
В суд административным истцом в подтверждение заявленной к установлению рыночной стоимости объектов недвижимости был представлен отчёт от 14 июля 2021 г. № 300/3-А/2021, составленный ООО «Бюро оценки «ТОККО», в соответствии с которым указанная стоимость по в отношении нежилого помещения с кадастровым номером /__/ по состоянию на 13 февраля 2019 г. составила 71 480 000 руб., нежилого помещения с кадастровым номером /__/ по состоянию на 14 февраля 2019 г. – 5560 000 руб., нежилого здания с кадастровым номером /__/ по состоянию на 26 февраля 2019 года – 10070 000 руб.
Оценивая представленный отчет по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает его достоверным доказательством, полученным по вопросу о действительной рыночной стоимости конкретного объекта недвижимости, поскольку он подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости, отчет мотивирован, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными оценщиком обстоятельствами, не содержат противоречий.
Данный отчет отвечает требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость объектов недвижимости, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками, вопреки положениям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено. Ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости нежилых помещений и здания лицами, участвующими в деле, заявлены не были.
При таких обстоятельствах указанная в отчете об оценке итоговая величина рыночной стоимости названных объектов подлежит признанию достоверной для установления их кадастровой стоимости.
Согласно части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая подлежит внесению в ЕГРН; также в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления, которая имело место 26 мая 2021 года.
Кроме того, суд считает заслуживающими внимание доводы Департамента по управлению государственной собственностью Томской области о том, что по настоящему делу он не является надлежащим ответчиком.
В силу части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, в том числе вновь учтенных объектов недвижимости, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, по правилам статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» осуществляется созданным субъектом Российской Федерации бюджетным учреждением, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям надлежащим административным ответчиком, определившим оспариваемую кадастровую стоимость объектов недвижимости, является данное учреждение, т.е. ОГБУ «ТОЦИК».
Руководствуясь статьями 175–180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ /__/ ░░░░░░░░ /__/ ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: /__/, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 71480 000 (░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2019 ░░░░;
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ /__/ ░░░░░░░░ /__/ ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: /__/, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 5 560 000 (░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2019 ░░░░;
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ /__/ ░░░░░░░░ /__/ ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: /__/, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 10 070 000 (░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 26 ░░░ 2021 ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.