Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-9/2020 (12-241/2019;) от 04.12.2019

№ 12-9/2020

64RS0047-01-2019-005671-92

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

04 февраля 2020 года г. Саратов

Судья Октябрьского районного суда г. Саратова Ершов А.А.,

при секретаре Видякиной К.О.,

с участием защитников ООО «СПГЭС» Гаврилиной О.Ю. и Липуновой С.И.,

представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области
Гареевой М.Х.,

рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Саратовское предприятие городских электрических сетей» (далее – ООО «СПГЭС») на постановление заместителя главного государственного санитарного врача по
г. Саратову № 844 от 21 ноября 2019 года о привлечении ООО «СПГЭС» к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по г. Саратову № 844 от 21 ноября 2019 года ООО «СПГЭС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, с назначением ему административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 руб.

При вынесении постановления должностным лицом установлено, что со стороны ООО «СПГЭС» допущены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в области обращения с отходами. В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий установлено, что на предприятия ООО «СПГЭС» образуются следующие виды отходов (согласно предоставленного технического отчета по обращению с отходами ООО «СПГЭС» - 14 видов отходов.

В 2018 году образовывались следующие виды отходов: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 73310001724) - 3,996 тонн в год (г. Саратов, ул. Белоглинская, д. 40).

Предоставлены следующие договоры:

- № 8/44 от 13 февраля 2017 года с ООО «Автотранс» на услуги по приему и вывозу ТБО, акты выполненных работ № 998 от 30 сентября 2017 года, № 1471 от 29 декабря 2017 года, № 8 от 30 марта 2018 года.;

- № 36 от 18 мая 2017 года с ООО «СТМКапитал» на услуги по приему и вывозу ТБО;

- № 55/312/0002781 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 10 августа 2018 года, счета-фактуры за услуги Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с августа по декабрь 2018 года, с января по март 2019 года.

ООО «СПГЭС» не определен класс опасности токсичных отходов каждой партии образующихся на предприятии, класс опасности отходов каждой образующийся партии не согласован с учреждением, осуществляющим государственный санитарно- эпидемиологический надзор, в результате чего нарушены требования ст. 11, 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.9., 2.10. СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», п. 2.3. СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п. 5 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

ООО «СПГЭС» не разработаны условия сбора и накопления отходов, не определяется класс опасности отходов, способ упаковки и не отражается в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары, в результате чего нарушены требования
ст. 11, 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.3., З.1., 3.6. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Не согласившись с данным постановлением, директором ООО «СПГЭС» подана жалоба, в которой он просит об отмене постановления от 21 ноября 2019 года № 844 с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В качестве доводов жалобы указано, что ООО «СПГЭС» не является субъектом, осуществляющим деятельность, связанную с обращением отходов. Предприятие не является специализированным, на него распространяется обязанность по заключению договора с такой специализированной организацией в целях завершения жизненного цикла отходов, образовывающихся на нем. При проведении проверки был представлен технический отчёт по обращению с отходами, согласованный с министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области, в котором указаны все виды отходов, образовывающиеся на предприятии. Все отходы закодированы в ФККО.

В судебном заседании защитники ООО «СПГЭС» доводы жалобы поддержали полностью.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в судебном заседании возражала против доводов жалобы и просила оставить вынесенное постановление без изменения по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Проверив доводы жалобы, исследовав имеющиеся в деле материалы, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ административным правонарушением является несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи (несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов животноводства).

Привлекая ООО «СПГЭС» к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, должностное лицо пришло к выводу, что со стороны юридического лица допущены нарушения ст. 11, 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.9., 2.10. СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», п. 2.3. СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п. 5 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом», а именно не определен класс опасности токсичных отходов каждой партии образующихся на предприятии, класс опасности отходов каждой образующийся партии не согласован с учреждением, осуществляющим государственный санитарно- эпидемиологический надзор; а также п. 1.3., З.1., 3.6. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» в связи с тем, что на предприятии не разработаны условия сбора и накопления отходов, не определяется класс опасности отходов, способ упаковки и не отражается в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.

Однако, судья не может согласиться с указанными выводами по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года
№ 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом, согласно ст. 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. Степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем (пункт 2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 80).

Согласно пунктам 1.2, 1.4, 2.9, 2.10 СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июня 2003 г. N 144, правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов (далее - отходы) на среду обитания и здоровье человека. Требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления. Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.

Пунктами 2 и 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 35 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

Таким образом, при осуществлении деятельности ООО «СПГЭС» как юридическим лицом должны полностью соблюдаться установленные выше требования закона.

Однако, не соблюдение указанных требований не свидетельствует о наличии в действиях ООО «СПГЭС» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ.

Согласно п. 1.3 СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 года, о нарушении которых указано в оспариваемом постановлении, требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.

Однако, ООО «СПГЭС» данную деятельность не осуществляет.

Исходя из выявленных со стороны организаций нарушений, данные нарушению свидетельствуют о наличии признаков совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, а именно несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Однако, оснований для переквалификации действий ООО «СПГЭС» не имеется.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Учитывая изложенное, судья приходит к выводу об отмене постановления должностного лица и о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя главного государственного санитарного врача по
г. Саратову № 844 от 21 ноября 2019 года о привлечении ООО «СПГЭС» к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, отменить, прекратив производство по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение
10 суток со дня вручения или получения его копии сторонами по делу, а также должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление.

Судья     /подпись/     А.А. Ершов

12-9/2020 (12-241/2019;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО "Саратовское предприятие городских электрических сетей"
Другие
Иванов Андрей Владимирович
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратова
Судья
Ершов Александр Александрович
Статьи

ст. 6.35 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oktyabrsky--sar.sudrf.ru
04.12.2019Материалы переданы в производство судье
06.12.2019Истребованы материалы
11.12.2019Поступили истребованные материалы
15.01.2020Судебное заседание
04.02.2020Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее