РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2018 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Смоляк Ю.В.
с участием
представителя административных истцов Горяниной И.А.
представителя административного ответчика Лапаева А.В.
представителя заинтересованного лица – администрации муниципального района Ставропольский Самарской области – Смирнова А.Н.
заинтересованных лиц Калининой Т.З., Абрамовой Т.А
при секретаре Колодяжной П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2447/2018 по административному исковому заявлению Вафина Васыла Вазыховича, Киселева Виталия Борисовича, Смирновой Светланы Алексеевны к администрации сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области о признании Постановления администрации сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области «Об отклонении предложений по внесению изменений в Правила землепользования и застройки» от ДД.ММ.ГГГГ № – незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Вафин В.В., Киселев В.Б., Смирнова С.А. обратились в Ставропольский районный суд Самарской области с административным исковым заявлением, согласно которому, с учетом уточненных требований, просят признать незаконным Постановление администрации сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденные Решением Собрания представителей сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №» в части:
- отклонения предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения зоны Ж1 (индивидуальная жилая застройка) на зону Ж2 (многоквартирная жилая застройка) земельных участков расположенных по адресу: <адрес>
- установления зоны Ж2 (многоквартирная жилая застройка) по земельных участков:
1. расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) №;
2. расположенного по адресу: <адрес>
кадастровый (или условный) №;
3. расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) №;
4. расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) №;
5. расположенного по адресу: <адрес> кадастровый (или условный) №;
6. расположенного по адресу: <адрес> кадастровый (или условный) №;
7. расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) №;
8. расположенного по адресу: <адрес> кадастровый (или условный) №
9. расположенного по адресу: <адрес> кадастровый (или условный) №.
Также истцы просят обязать Главу сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области вынести решение о подготовке проекта Правил землепользования и застройки по заявлениям Вафина В.В., Киселева В.Б. и Смирновой С.А. о внесении изменений в ПЗЗ в части изменения зоны Ж1 (индивидуальная жилая застройка) на зону Ж2 (многоквартирная жилая застройка) в отношении принадлежащих им на праве собственности земельных участков, утвердить состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, и при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки организовать проведение публичных слушаний по проекту в части изменения территориальной зоны Ж1 на Ж2 в отношении земельных участков истцов.
Заявленные требования мотивированы тем, что Вафин В.В. является собственником следующих земельных участков:
1) площадью <данные изъяты>., назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый (или условный) №;
2) площадью <данные изъяты> назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) №;
3) площадью <данные изъяты>., назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) №;
4) площадью <данные изъяты>., назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый (или условный) №;
5) площадью <данные изъяты>., назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый (или условный) №
Киселев В.Б. является собственником земельных участков:
1) площадью <данные изъяты> назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) №.
2) площадью <данные изъяты> назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый (или условный) №;
3) площадью <данные изъяты> назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый (или условный) №;
Смирнова С.А. является собственником земельного участка площадью 200 кв.м. назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) №.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района <адрес> были выданы разрешения на строительство:
- № автономного жилого блока блокированного жилого дома общей площадью <данные изъяты> по адресу объекта: <адрес> на вышеуказанном земельном участке (в зоне Ж2);
- № автономного жилого блока блокированного жилого дома общей площадью <данные изъяты> по адресу объекта: <адрес> на вышеуказанном земельном участке (в зоне Ж2);
- № автономного жилого блока блокированного жилого дома общей площадью <данные изъяты>. по адресу объекта: <адрес> на вышеуказанном земельном участке (в зоне Ж2);
- № автономного жилого блока блокированного жилого дома общей площадью <данные изъяты>. по адресу объекта: <адрес> на вышеуказанном земельном участке (в зоне Ж2);
- № автономного жилого блока блокированного жилого дома общей площадью <данные изъяты>. по адресу объекта<адрес> на вышеуказанном земельном участке (в зоне Ж2);
- № автономного жилого блока блокированного жилого дома общей площадью <данные изъяты>. по адресу объекта: <адрес> на вышеуказанном земельном участке (в зоне Ж2);
- № автономного жилого блока блокированного жилого дома общей площадью <данные изъяты>. по адресу объекта<адрес> на вышеуказанном земельном участке (в зоне Ж2).
- № автономного жилого блока блокированного жилого дома общей площадью <данные изъяты>. по адресу объекта: <адрес> на вышеуказанном земельном участке (в зоне Ж2).
- № автономного жилого блока блокированного жилого дома общей площадью <данные изъяты>. по адресу объекта: <адрес> на вышеуказанном земельном участке (в зоне Ж2).
В период с 07.04.2017 года по ноябрь 2017 года включительно, осуществлялось строительство автономных жилых блоков блокированного жилого дома, которые в настоящее время построены с возведением всех необходимых коммуникаций и готовность которых составляет более 95 %, осталось лишь благоустроить придомовую территорию.
В ходе проводимых проверок со стороны Министерства строительства Самарской области было установлено, что строительство объекта капитального строительства осуществлено в зоне Ж1, в связи с чем Администрации сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области было выдано предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности. Сложилась ситуация при которой разрешение на строительство Администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области выдано в зоне застройки Ж2, а земельные участки находятся в зоне Ж1.
ДД.ММ.ГГГГ административные истцы с целью осуществления надлежащей процедуры внесения изменения в Правила землепользования и застройки сельского поселения Приморский обратились к Главе сельского поселения Приморский с заявлениями об изменении территориального зонирования принадлежащих им земельных участков с зоны Ж1 на зону Ж2.
В ответ на обращение административных истцов ДД.ММ.ГГГГ Администрацией сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области было издано Постановление № «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №».
В качестве оснований для отклонения предложения указано, что:
- в соответствии с частью 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Приморский границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
- предложение не соответствует планируемому развитию функциональных зон, определенному Генеральным планом сельского поселения Приморский;
- «Зона Ж2» - зона, которая предполагает возведение многоквартирного жилого дома без подготовки документации по планировке территории. Учитывая существующую застройку, а также неоднократные обращения жителей, отсутствие инженерного обеспечения, отсутствие инженерно-транспортной инфраструктуры изменение зонирования участков является нецелесообразным;
- земельные участки предоставлены для блокированной жилой застройки, в то же время на указанных земельных участках размещены объекты капитального строительства без соблюдения процедуры, предусмотренной статьей 39 Градостроительного кодекса РФ, о чем указывается в письме Министерства строительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Административные истцы полагают, что Постановление администрации сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным и необоснованным. Также указывают, что обращение истцов с заявлением об изменении зонирования принадлежащих им земельных участков с Ж1 на Ж2 вызвано тем обстоятельством, что наличие на принадлежащих им земельных участках территориальной зоны Ж1 нарушает их права по использованию объекта капитального строительства, причиняет вред им как собственникам участков, снижает стоимость как земельного участка, так и возведенного на нем объекта строительства.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Горянина И.А. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Глава сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области исковые требования не признал, просил отказать в полном объеме. Представлены возражения на административное исковое заявление, согласно которым оспариваемое Постановление администрации сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области было вынесено в соответствии с положениями градостроительного законодательства на основании отрицательного заключения Комиссии по подготовке Проекта правил землепользования и застройки сельского поселения Приморский.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области Смирнов А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении требований просил отказать, указывая, что оспариваемое Постановление администрации сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области было вынесено в соответствии с положениями действовавшего законодательства.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представлен отзыв на заявление.
Согласно указанному отзыву, Министерство строительства Самарской области считает оспариваемое Постановление законным и обоснованным по следующим основаниям. Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области территориальная зона Ж-1 выделена для обеспечения правовых условий формирования территории индивидуальной жилой застройки. Одним из оснований для отклонения предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки администрация поселения указывает на наличие существующей застройки, отсутствие инженерного обеспечения и инженерно-транспортной инфраструктуры. В правовых актах установлены требования об обеспечении жилой застройки социальной инфраструктурой, что имеет значение для целей оформления градостроительной и разрешительной документации на строительство. Так СП 42.13330.2011ю Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» устанавливает нормативы радиуса обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещенными в жилой застройке, в том числе радиуса обслуживания общеобразовательных учреждений.
Кроме того, частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ устанавливается, что территориальные зоны, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
При указанных обстоятельствах изменение зоны Ж1 (индивидуальная жилая застройка) на зону Ж2 (многоквартирная жилая застройка) не будет соответствовать целям разработки правил землепользования и застройки, указанным в части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования устанавливаются функциональные зоны, в которых определяются их границы и функциональное назначение.
Генеральные планы сельских поселений являются документами долгосрочного территориального планирования, утверждаются на срок не менее, чем двадцать лет и включают карту функциональных зон сельского поселения.
Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Положения генерального плана муниципального образования первичны по отношению к правилам землепользования и застройки, что следует из системного толкования положений действующего законодательства. Территориальные зоны, установленные в правилах землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков, без изменения при этом назначения территории, отнесенной к функциональным зонам.
Таким образом, основание для отклонения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки, заключающееся в несоответствии предложений планируемому развитию функциональных зон, определенному генеральным планом сельского поселения Приморский, является обоснованным и соответствующим требованиям Градостроительного кодекса РФ.
Доводы административных истцов об обязательном проведении публичных слушаний до принятии решения об отказе во внесении изменений в правила землепользования и застройки также является необоснованным в виду того, что частью 5 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменений в правила с указанием причин и направляет копию такого решения заявителям.
В случае принятия решения о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки, указанный проект выносится на публичные слушания в соответствии с требованиями статьи 31 Градостроительного кодекса РФ.
Однако, в данном случае главой местной администрации было принято решение об отказе во внесении изменений в правила землепользования и застройки, подготовка проекта внесения изменений в правила не осуществлялась, в связи с чем, требования административных истцов об обязательной подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки и проведении публичных слушаний не соответствуют положениям части 5 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ.
Кроме того, при рассмотрении заявления Вафина В.В. об оспаривании действий Управления Росреестра по Самарской области Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области пришел к выводу о том, что спорный объект капитального строительства подпадает под признаки самовольной постройки, предусмотренные частью 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ (решение от ДД.ММ.ГГГГ по делу №).
Согласно части 7 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ, со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса РФ, не допускается внесение в правила землепользования и застройки изменений, предусматривающих установление применительно к территориальной зоне, в границах которой расположена такая постройка, вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которым соответствуют вид разрешенного использования и параметры такой постройки, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением установленных ГрК РФ случаев.
Таким образом, действующим законодательством установлен прямой запрет на внесение изменений в правила землепользования и застройки, в части приведения их в соответствие с параметрами самовольной постройки.
Заинтересованные лица Калинина Т.З., Абрамова Т.А. в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просили отказать в полном объеме.
Заинтересованные лица Тарских Д.В., Митягина О.А., Кузьмичев А.С., Амшуков М.А., Хамидуллина З.М., Хамидуллин А.А., Бибикова З.Д. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, так как их явка обязательной не является и таковой судом не признавалась.
Заслушав представителя административных истцов, представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
Положениями ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В силу требований ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п.1 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных впунктах 1и2 части 9настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных впунктах 3и4 части 9и вчасти 10настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Срок обращения в суд административными истцами не пропущен.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительной деятельностью является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий;
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Статьей 3 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки.
Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
Согласно ст. 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.
В указанном сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются:
1) состав и порядок деятельности комиссии;
2) последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа);
3) порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
4) порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
5) иные вопросы организации работ.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ.
После завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст.32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 Градостроительного кодекса РФ. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с Градостроительным кодексом РФ не требуется.
Положениями ст. 33 Градостроительного кодекса РФ (в ред. от 29.12.2017 года) предусмотрено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
1.1) поступление от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обязательного для исполнения в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются:
1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;
3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения;
4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях;
5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Порядок установления территориальных зон определен положениями статьей 34 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ (в ред. от 29.12.2017 года) при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
Границы территориальных зон могут устанавливаться по:
1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
2) красным линиям;
3) границам земельных участков;
4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
6) естественным границам природных объектов;
7) иным границам.
Согласно части 1 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ (в ред. от 29.12.2017 года) В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Согласно части 2 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
Судом установлено, что истец Вафин В.В. является собственником следующих земельных участков:
Заявленные требования мотивированы тем, что Вафин В.В. является собственником следующих земельных участков:
1) площадью <данные изъяты> назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый (или условный) №;
2) площадью <данные изъяты>., назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый (или условный) № (по договору аренды с правом выкупа, заключенному на срок до ДД.ММ.ГГГГ арендатором является Кузьмичев А.С.);
3) площадью <данные изъяты>., назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый (или условный) № (по договору аренды с правом выкупа, заключенному на срок до ДД.ММ.ГГГГ арендатором является Митягина О.А.);
4) площадью <данные изъяты>., назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) № (по договору аренды с правом выкупа, заключенному на срок до ДД.ММ.ГГГГ арендатором является Тарских Д.В.);
5) площадью <данные изъяты> назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый (или условный) № (по договору аренды с правом выкупа, заключенному на срок до ДД.ММ.ГГГГ арендатором является Гафурова А.С.).
Киселев В.Б. является собственником земельных участков:
1) площадью <данные изъяты>., назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) № (по договору аренды с правом выкупа, заключенному на срок до ДД.ММ.ГГГГ арендатором является Амшуков М.А.).
2) площадью <данные изъяты>., назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) № (по договору аренды с правом выкупа, заключенному на срок до ДД.ММ.ГГГГ арендатором является Бибикова З.М.);
3) площадью <данные изъяты>., назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) № (по договору аренды с правом выкупа, заключенному на срок до ДД.ММ.ГГГГ арендатором является Хамидуллина З.М.);
Смирнова С.А. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты>. назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый (или условный) № (по договору аренды с правом выкупа, заключенному на срок до ДД.ММ.ГГГГ арендатором является Хамидуллин А.А.).
ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанных участков были выданы градостроительные планы.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области были изданы разрешения на строительство:
- № автономного жилого блока блокированного жилого дома общей площадью <данные изъяты>. по адресу объекта: <адрес> на вышеуказанном земельном участке (в зоне Ж2);
- № автономного жилого блока блокированного жилого дома общей площадью <данные изъяты>. по адресу объекта: <адрес> на вышеуказанном земельном участке (в зоне Ж2);
- № автономного жилого блока блокированного жилого дома общей площадью <данные изъяты>. по адресу объекта: <адрес> на вышеуказанном земельном участке (в зоне Ж2);
- № автономного жилого блока блокированного жилого дома общей площадью <данные изъяты>. по адресу объекта: <адрес> на вышеуказанном земельном участке (в зоне Ж2);
- № автономного жилого блока блокированного жилого дома общей площадью <данные изъяты>. по адресу объекта: <адрес> на вышеуказанном земельном участке (в зоне Ж2);
- № автономного жилого блока блокированного жилого дома общей площадью <данные изъяты>. по адресу объекта: <адрес> на вышеуказанном земельном участке (в зоне Ж2);
- № автономного жилого блока блокированного жилого дома общей площадью <данные изъяты>. по адресу объекта: <адрес> на вышеуказанном земельном участке (в зоне Ж2).
- № автономного жилого блока блокированного жилого дома общей площадью <данные изъяты>. по адресу объекта: <адрес> на вышеуказанном земельном участке (в зоне Ж2).
- № автономного жилого блока блокированного жилого дома общей площадью <данные изъяты> по адресу объекта: <адрес> на вышеуказанном земельном участке (в зоне Ж2).
Правила землепользования и застройки сельского поселения Приморский были утверждены Решением Собрания представителей сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
На момент выдачи разрешений на строительство земельные участки находились в территориальной зоне Ж1 - Зоне застройки индивидуальными жилыми домами
Зона Ж1 предназначена для обеспечения правовых условий формирования жилой застройки из индивидуальных и блокированных жилых домов с количеством блоков не более двух, с размещением необходимых объектов обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Приморский на момент выдачи разрешений на строительство максимальное количество автономных жилых блоков в блокированном жилом доме в зоне Ж1 составляла - 4 шт.
Администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области ДД.ММ.ГГГГ гола было принято Постановление № «Об отменен разрешений на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, №, №, №, №, №, №», согласно которому разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, №, №, №, №, №, №, выданные на строительство объектов капитального строительства «Автономный жилой блок блокированного жилого дома» по адресам: <адрес> были отменены.
В соответствии с Постановлением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения в Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отменен разрешений на строительство в от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, №, №, №, №, №, №» следующего содержания- в преамбуле постановления вместо слов «пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации» следует читать части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Указанные постановления обжалуются в рамках административного дела. В настоящее время решение суда по делу в законную силу не вступило.
Таким образом, было фактически осуществлено строительство 9 блоков жилого дома в территориальной зоне Ж1, где подобное количество блоков в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Приморский не допускается.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в адрес Главы сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлениями о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Приморский в части изменения зонирования принадлежащих им земельных участков с зоны Ж1 на зону Ж2.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Приморский зона Ж2 предназначена для обеспечения правовых условий формирования жилых районной жилой застройки с преимущественным размещением блокированных и секционных жилых домов с размещением необходимых объектов обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки сельского поселения Примосркий муниципального района Ставропольский Самарской области.
Комиссией было приняты решения об отклонении предложений истцов по изменению зонирования принадлежащих им земельных участков с территориальной зоны Ж1 на зону Ж2 по следующим основаниям:
1) в соответствии с частью 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Приморский границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
2) в связи с тем, что предложение не соответствует планируемому развитию функциональных зон, определенному Генеральным планом сельского поселения Приморский;
3) зона Ж2 – зона, которая предполагает возведение многоквартирного жилого дома без подготовки документации по планировке территории. Учитывая существующую застройку, а также неоднократные обращения жителей, отсутствие инженерного обеспечения, отсутствие инженерно-транспортной инфраструктуры изменение зонирования участков является нецелесообразным;
4) земельные участки предоставлены для блокированной жилой застройки, в то же время на указанных земельных участках размещены объекты капитального строительства без соблюдения процедуры, предусмотренной статьей 39 Градостроительного кодекса РФ.
Главой сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области в соответствии с положениями части 5 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, ДД.ММ.ГГГГ было принято Постановление № «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденные Решением Собрания представителей сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №».
Анализируя материалы дела, суд приходит к выводу о том, что о том, что органом местного самоуправления соблюдена процедура рассмотрения и принятия решения по заявлениям о внесении изменений в правила землепользования и застройки сельского поселения Приморский. Заявления административных истцов рассмотрены, подготовлен мотивированный ответ, который направлен заявителям. При принятии оспариваемого Постановления об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки администрацией сельского поселения Приморский были учтены рекомендации Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки, а также те обстоятельства, что изменение градостроительного зонирования территории в части изменения территориальной зоны Ж1 и установления в границах земельных участков, принадлежащих административным истцам на праве собственности, территориальной зоны Ж2 будет противоречить функциональному зонированию, установленному Генеральным планом сельского поселения Приморский, а отсутствие необходимой и достаточной в соответствии с действующими нормами инфраструктуры делает нецелесообразным возведение новых многоквартирных домов в связи с проектируемым значительным увеличением численности населения муниципального образования и соответственно увеличением потребности в объектах инфраструктуры.
Оспариваемое Постановление органа местного самоуправления принято административным ответчиком в рамках своей компетенции в установленном порядке на основании положений действовавшего законодательства.
Что касается требований административных истцов об обязании Главы сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области вынести решение о подготовке проекта Правил землепользования и застройки по заявлениям Вафина В.В., Киселева В.Б. и Смирновой С.А. о внесении изменений в ПЗЗ в части изменения зоны ж-1 (индивидуальная жилая застройка) на зону ж-2 (многоквартирная жилая застройка) в отношении принадлежащих им на праве собственности земельных участков, утвердить состав комиссии и т.д., то они также не подлежит удовлетворению поскольку по результатам рассмотрения заявлений административных истцов вынесено оспариваемое Постановление, в отношение которого, по мнению суда, отсутствуют основания для признания его незаконным. Принятие указанного Постановления административным ответчиком исключает, соответственно, принятие решения о подготовке проекта Правил землепользования и застройки по тем же предложениям.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что принятие решения о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила находится в компетенции Главы местной администрации, и судебные акты не могут подменять собой решения органов местного самоуправления, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Учитывая положения ст.227 КАС РФ, из которой следует, что суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконным, в случае, если такое решение, действия (бездействие) соответствует нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Вафина Васыла Вазыховича, Киселева Виталия Борисовича, Смирновой Светланы Алексеевны к администрации сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 01.10.2018 года
Судья