Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-600/2015 ~ М-210/2015 от 13.02.2015

Дело № 2-600/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Каменск-Уральский

Свердловской области 28 мая 2015 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Толкачевой О.А.,

при секретаре Ехаловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Органу местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского», Отраслевому органу администрации города по городскому хозяйству города Каменска-Уральского о возложении обязанности построить и ввести в эксплуатацию трассу холодного водоснабжения, обязать организовать бесперебойное горячее водоснабжение жителей п. Мирный г. Каменска-Уральского,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Каменска-Уральского, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском к Органу местного самоуправления Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского, Отраслевому органу Администрации города по городскому хозяйству города Каменска-Уральского с требованием о возложении обязанности построить и ввести в эксплуатацию трассу холодного водоснабжения, обязать организовать бесперебойное горячее водоснабжение жителей п. Мирный г. Каменска-Уральского.

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой г.Каменска-Уральского была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в том числе, по осуществлению полномочий по организации и обеспечении жителей города водоснабжением. В частности, в августе 2014 года проводилась проверка по факту отсутствия горячего и холодного водоснабжения в девяти многоквартирных домах п.Мирный г.Каменска-Уральского. Установлено, что холодное водоснабжение многоквартирных домов п. Мирный осуществлялось до 2000 года. В домах предусматривалось централизованное холодное водоснабжение, что подтверждается техническими паспортами. В настоящее время наружные сети холодного водоснабжения пришли в негодность либо частично отсутствуют, вследствие чего жители указанных многоквартирных домов не обеспечены питьевым водоснабжением в достаточных для хозяйственно-бытовых нужд объемах. Расположенная у дома № 4 по ул. Челюскинцев водоразборная колонка закрыта на замок, договоры на отпуск воды ни с жителями домов, ни с управляющей организацией не заключены. В нарушение п. 11.19 Свода Правил «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*» (СП 31.13330.2012) не все многоквартирные дома попадают под радиус действия данной водоразборной колонки, поскольку находятся на расстоянии более 100 метров от нее.

В части отсутствия горячего водоснабжения прокурором установлено следующее:

Согласно содержанию технических паспортов, в многоквартирных домах, расположенных по 2-му переулку Челюскинцев предусмотрено горячее водоснабжение только от системы отопления. Между тем, по мнению прокурора, использование теплоносителя из системы отопления для бытовых нужд и личной гигиены потребителей коммунальных услуг не допустимо, поскольку противоречит требованиям ГОСТ Р 51232-98 «Вода питьевая», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая пода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а также СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Сам по себе водоразбор из системы отопления не может являться коммунальной услугой и не относится к содержанию и ремонту жилья и, как следствие, параметры, позволяющие оценить ее качество, законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

По мнению прокурора, органами местного самоуправления г.Каменска-Уральского не принимаются должные и действенные меры для организации централизованного холодного водоснабжения для жителей многоквартирных домов п. Мирный, что приводит к невозможности реализации гражданами своего права на жилище, предусмотренного Конституцией Российской Федерации, свидетельствует об ущемлении их прав на достойное и безопасное проживание и пользование коммунальными услугами.

На основании, изложенного, ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2012 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», прокурор просит суд обязать ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству г. Каменска-Уральского» в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу построить и ввести в эксплуатацию трассу холодного водоснабжения к жилым домам по 2-му переулку Челюскинцев в поселке Мирный г. Каменска-Уральского Свердловской области. Обязать отраслевой орган Администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству в срок до 31.12.2015 года организовать жителям поселка Мирный г. Каменска-Уральского бесперебойное горячее водоснабжение, отвечающее требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Определением суда от 07.04.2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ОАО «Водоканал».

В судебном заседании помощник прокурора г. Каменска-Уральского Конкевич В.С. требования иска уточнила. Просила суд возложить на ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского» обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу построить и ввести в эксплуатацию трассу холодного водоснабжения к жилым домом, расположенным по 2-му переулку Челюскинцев в поселке Мирный города Каменска-Уральского Свердловской области. На Отраслевой орган Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству возложить обязанность в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать для жителей многоквартирных домов, расположенных по 2-му переулку Челюскинцев в г. Каменске-Уральском Свердловской области, бесперебойного горячее водоснабжение, отвечающее требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Обоснование исковых требований, изложенное в иске, поддержала.

Представитель соответчика Отраслевого органа Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству Коновницин А.М., действующий на основании доверенности от (дата), полагал уточненные требования прокурора обоснованными. В отзыве на иск представитель Отраслевого органа Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству указал, что органами местного самоуправления МО город Каменск-Уральский был предпринят ряд мер, направленный на обеспечение жителей города горячей водой надлежащего качества. Так, органами местного самоуправления в пределах существующих бюджетных возможностей совместно с предприятиями города реализуется разработанный на период до 2019 года План мероприятий по повышению качества горячего водоснабжения, утвержденный постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 05.05.2012 года № 626 (в редакции постановления от 01.06.2012 года № 751). Данный план имеет своей целью обеспечение граждан бесперебойным качественным горячим водоснабжением. В настоящее время схема теплоснабжения утверждена постановлением Администрации города Каменска-Уральского № 1522 от 31.10.2014 года (в редакции постановления Администрации города Каменска-Уральского № 1805 от 30.12.2014 года). Также Постановлением Администрации города от 26.11.2014 года № 1612 утверждены схемы водоснабжения и водоотведения МО город Каменск-Уральский. Указанные в Плане мероприятия требуют глубокой модернизации и реконструкции как сетей и объектов теплоснабжения, так и системы водоснабжения потребителей. В силу изложенных фактов организовать обеспечение жителей пос. Мирный г. Каменска-Уральского горячей водой питьевого качества без строительства и ввода в эксплуатацию квартальной сети холодного водоснабжения к жилым домам, расположенным по 2-му переулку Челюскинцев невозможно. Кроме того, необходима также реконструкция внутренних инженерных систем многоквартирных домов, для обеспечения жителей горячей водой надлежащего качества, путем нагрева холодной воды питьевого качества. Вместе с тем, Отраслевой орган не может повлиять на указанные действия, поскольку это выходит за пределы его полномочий.

Представитель третьего лица ОАО «Водоканал» Кузнецова Н.Н., действующая на основании доверенности от (дата), оставила вопрос об удовлетворении требований иска прокурора на усмотрение суда.

Будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного заседания в суд не явились представители соответчика ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству», представители третьих лиц ЗАО «Каменская теплоснабжающая компания», ООО «Управляющая компания дирекция единого заказчика», ходатайств об отложении рассмотрения дела, доказательств уважительности причин неявки – не представили.

Представитель ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского» Родионова Ю.С., действующая на основании доверенности от (дата), представила в суд отзыв, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского», указала, что вопросы организации в пределах города Каменска-Уральского водоснабжения для населения (и холодного, и горячего) относится к компетенции Отраслевого органа Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, что следует из Положения о данном органе. В свою очередь ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского» не наделен полномочиями в сфере организации водоснабжения населения, следовательно, является ненадлежащим ответчикам по требованиям прокурора.

Представитель третьего лица ЗАО «Каменская теплоснабжающая компания» Белых А.Ю. в своем отзыве на иск также просил рассмотреть иск прокурора в отсутствие представителя данного общества, указал, что в настоящее время, в границах эксплуатационной ответственности ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика», происходит утрата теплоносителя, который ЗАО «Каменская теплоснабжающая компания» вынуждено компенсировать за счет собственных средств, неся дополнительные расходы, связанные с теплоснабжением многоквартирных жилых домов, расположенных в пос. Мирный города Каменска-Уральского. При этом представитель полагает обоснованными доводы Прокурора о том, что отбор системы теплоносителя из системы отопления не относится к услугам и работам по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. По смыслу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» оплате подлежит не только потребленное количество тепловой энергии, но и утраченное абонентом в связи с невозвращением в тепловую сеть или на источник тепла теплоносителя. А, поскольку теплоносителем является вода, используемая для передачи тепловой энергии, то также должно оплачиваться количество сетевой воды, которую абонент не возвратил в тепловую сеть теплоснабжающей организации ЗАО «Каменская теплоснабжающая компания». В противном случае на стороне абонента возникает приращение имущественной сферы за счет имущества теплоснабжающей организации, что не согласуется с общим принципом возмездности обязательств.

Представитель ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» Крысанова Н.Е., действующая на основании доверенности от (дата) в предварительном судебном заседании против удовлетворения иска прокурора не возражала, пояснив, что ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» осуществляет управление всеми многоквартирными домами, расположенными по 2-му переулку Челюскинцев пос. Мирный в г. Каменске-Уральском.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом признано возможным рассмотреть дело по иску прокурора в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст.46 ч.1 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В силу ст.45 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статьям 130, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации Российской Федерации установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с пунктом «а» части 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года, потребителю в числе прочих коммунальных услуг, может быть предоставлена коммунальная услуга по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

Правовые основы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения установлены в Федеральном законе от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В этом же законе определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов сфере водоснабжения и водоотведения. Согласно ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 72 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников.

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением № 1 (п. 74 Правил).

Как следует из объяснений помощника прокурора Конкевич В.С. в судебном заседании, и представленных прокурором письменных материалов, Прокуратурой г.Каменска-Уральского проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в том числе, в части осуществления полномочий при организации и обеспечении жителей города водоснабжением. В ходе проверки установлено, что в районе жилого сектора пос. Мирный в городе Каменске-Уральском помимо индивидуальных жилых домов по пер. 2-му Челюскинцев расположено девять многоквартирных домов. № 1,2,4,6,8,10,12,14,14. Управление данными домами осуществляет управляющая организация ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика», что подтверждается представленными в дело протоколами общих собраний собственников помещений многоквартирных домов (л.д.120-121). Согласно техническим паспортам в указанных домах изначально было предусмотрено централизованное холодное водоснабжение. До 2000 года услуга холодного водоснабжения для жителей многоквартирных домов пос. Мирный оказывалась ОАО «СинТЗ». После указанной даты осуществление данной услуги было прекращено, поскольку качество поставляемой воды не удовлетворяло предъявляемым требованиям. В ходе прокурорской проверки было установлено, что к настоящему времени из-за износа наружные сети холодного водоснабжения многоквартирных домов пришли в негодность, либо частично отсутствуют. Холодное централизованное водоснабжение домов фактически отсутствует. Указанное в ходе судебного разбирательство признавалось всеми участниками процесса.

22.08.2014 года в адрес Главы г.Каменска-Уральского прокурором внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, необходимости принятия действенных мер по организации централизованного водоснабжения многоквартирных домов пос. Мирный г. Каменска-Уральского, то есть обеспечению бесперебойного предоставления соответствующе коммунальной услуги (л.д.28). В ответ на данное представление первый заместитель главы Администрации города г. Каменска-Уральского в письме от 02.10.2014 года № 4889 указал, что водоснабжение населения пос.Мирный организовано путем установки водоразборной колонки (л.д.30-31).

Вместе с тем, по итогам прокурорской проверки установлено, что имеющаяся водоразборная колонка, расположенная у дома № 4 ул.Челюскинцев г. Каменска-Уральского, находящаяся на обслуживании ОАО «Водоканал», закрыта на замок, договоры на отпуск воды ни с жителями домов, ни с управляющей организацией не заключены. Указанное нашло свое подтверждение в объяснениях главного инженера ОАО «Водоканал» Анчугова А.В., полученных в ходе прокурорской проверки (л.д. 72) и было признано в судебном заседании представителем ОАО «Водоканал» Кузнецовой Н.Н.

Прокурорской проверкой также установлено, что в нарушение п. 11.19 Свода Правил «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*» (СП 31.13330.2012) не все многоквартирные дома попадают под радиус действия данной водоразборной колонки, а именно находятся на расстоянии более 100 метров от нее (л.д. 74).

Обстоятельств, свидетельствующих об организации жителям пос. Мирный г. Каменска-Уральского подвоза воды согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением № 1 (п. 74 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644,) судом также не установлено.

На основании изложенного, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд признает доказанными доводы прокурора о том, что населению пос. Мирный города Каменска-Уральского в течении длительного времени органами местного самоуправления города не организовано ни централизованное, ни нецентрализованное водоснабжение. Жители домов пос. Мирный тем самым не обеспечены питьевым водоснабжение в достаточных для хозяйственно-бытовых нужд объемах, что является недопустимым.

Относительно, обеспеченности жителей многоквартирных домов, расположенных по 2-му пер. Челюскинцев в г. Каменске-Уральском, такой коммунальной услугой как горячее водоснабжение, судом установлено следующее.

Согласно представленным в дело в копиях техническим паспортам, в многоквартирных домах, расположенных по 2-му переулку Челюскинцев в г. Каменске-Уральском изначально было предусмотрено горячее водоснабжение от тепловой сети (системы отопления) (л.д. 60-68).

Система теплоснабжения пос.Мирный является открытой. Согласно письму ресурсоснабжающей компании ЗАО «Каменская теплоснабжающая компания» от 31.07.2014 № 6001-06-1/1358, Общество на летний период отключает ряд многоквартирных домов от сетей открытой системы теплоснабжения. Отключение связано с отсутствием нормативов потребления для домов с указанной степенью благоустройства.

Постановлением Администрации г.Каменска-Уральского от 19.08.2014 года № 1170 внесены изменения в постановление Администрации города от № 789 «Об установлении размера платы за жилое помещение в муниципальном образовании г.Каменск-Уральский с 01 июля 2014 года» (л.д.26). Указанным постановлением Администрация города разрешила отбор теплоносителя из открытой системы теплоснабжения в домах, не оборудованных централизованными системами горячего и холодного водоснабжения. Расходы, возникающие при отборе, в данном случае, подлежали бы возмещению в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения с установлением размера платы 9,18 руб. за 1 квадратный метр общей площади помещения.

Вместе с тем, анализ положений Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, от 03.04.2013 № 290, постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 года № 170 свидетельствует, что отбор теплоносителя из системы отопления не относится к услугам и работам по управлению многоквартирным ломом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

09.09.2014 года прокуратурой г.Каменска-Уральского принесен протест на указанное постановление Администрации города Каменска-Уральского от 19.08.2014 года № 1170. Протест также мотивирован тем, что принятие такого рода решений и установление размера платы за отбор теплоносителя из системы отопления не входит в полномочия органов местного самоуправления, что следует из анализа положений Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ О водоснабжении и водоотведении».

Кроме того, в соответствии с п.п.4.12 и 4.12.1 ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно- коммунальные услуги. Обще технические условия» потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды должны обеспечивать, в том числе, безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления. Для безопасного потребления услуг должно быть обеспечено соответствие свойств и характеристик, в том числе горячей воды, требованиям ГОСТ Р 51232-98 «Вода питьевая». Для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения должна использоваться вода, соответствующая по составу и свойствам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая пода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечении. Безопасности систем горячего водоснабжения». В соответствии с п.2.5 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систол горячего водоснабжения» не допускается применение воды технических циклов (технической воды), в том числе после восстановления и очистки в качестве горячей воды системы горячего водоснабжения. ГОСТом 17.1.1.04-80 определено понятие технической воды - вода, кроме питьевой, минеральной и промышленной, пригодная для использования в народном хозяйстве. Также п.3.1.20 СанПиН 2.1.4.2496-09 запрещено соединение горячего водоснабжения с трубопроводами иного значения.

Согласно информации Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28.11.2014 года исх. № 13-13/7244, одним из требований п.24 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 306, является соответствие коммунальной услуги качеству, установленному «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. Правилами № 354 предусмотрен отбор теплоносителя из тепловых сетей по открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) только при централизованном горячем водоснабжении домов, и не предусмотрен из системы отопления многоквартирного дома при отсутствии централизованного горячего водоснабжения. Поскольку отбор теплоносителя из системы отопления дома не является коммунальной услугой, и, как следствие, не регламентируется Правилами, утвержденными постановления Правительства Российской Федерации № 306, № 354, РЭК Свердловской области не может установить норматив потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, осуществляемому путем отбора теплоносителя из системы отопления (л.д.55-57).

Учитывая изложенное, суд соглашается с обоснованностью утверждений прокурора, что использование теплоносителя из системы отопления для бытовых нужд, личной гигиены потребителей коммунальных услуг не допустимо. В свою очередь, установление Администрацией города Каменска-Уральского правовым актом размера платы за отбор теплоносителя из системы отопления не может являться выполнением, возложенных на орган местного самоуправления полномочий по организации водоснабжения населения, предусмотренных положениями Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанное свидетельствует, что услуга горячего водоснабжения для жителей многоквартирных домов поселка Мирный города Каменска-Уральского органами местного самоуправления, в нарушение требований Федерального закона № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении», а также требований Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - до настоящего времени не организована. Вместе с тем, суд соглашается с обоснованностью доводов представителя отраслевого органа Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству о том, что в силу фактических обстоятельств, обеспечение бесперебойного горячего водоснабжения, отвечающего требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» для жителей многоквартирных домов пос. Мирный невозможно без строительства и ввода в эксплуатации квартальной сети холодного водоснабжения.

Судом установлено, что постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 24.06.2014 года № 875 «О предварительном согласовании МКУ «Управление капитального строительства» места размещения трассы водоснабжения к жилым домам по 2- му переулку Челюскинцев в поселке Мирный» МКУ «Управление капитального строительства» поручено разработать проектную документацию и согласовать ее в установленном порядке под размещение трассы водоснабжения к жилым домам указанного поселка (л.д. 78-79). В свою очередь, МКУ «Управление капитального строительства» направил в МКУ «Управление муниципальными закупками» аукционную документацию на разработку указанной проектной документации для ее проверки и осуществления процедуры определения исполнителя.

Указанное свидетельствует о том, что фактически работа по строительству спорного объекта уже начата, однако в настоящее время ведутся только организационные и подготовительные работы, в то время как уже с 2000 года жители домов пос. Мирный не обеспечены питьевым водоснабжением в достаточных для хозяйственно-бытовых нужд в полном объеме. Услуга горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов данного поселка также не предоставляется.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.

Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и утверждаются органами местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав. В соответствии с ч.2 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

В соответствии с п.3 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

Пункт 3 ст.19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ содержит положение, согласно которому население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Пункт 2 ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ указывает на то, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Вышеуказанные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Невыполнение до настоящего времени действенных и достаточных мер по решению вопроса местного значения по обеспечению холодным и горячим водоснабжением населения поселка Мирный города Каменска-Уральского, безусловно, нарушает права неопределенного круга граждан. При этом объективных причин, препятствующих осуществить указанные действия, материалы дела не содержат, суду они не представлены, что в свою очередь говорит о противоправном бездействии уполномоченных органов местного самоуправления, в связи с чем, выявленные нарушения подлежат устранению в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Тем самым суд полагает обоснованными исковые требования прокурора о необходимости возложения на органы местного самоуправления г.Каменска-Уральского обязанности по строительству и вводу в эксплуатацию трассы холодного водоснабжения к жилым домам, расположенным по 2-му переулку Челюскинцев в поселке Мирный города Каменска-Уральского Свердловской области, а также по обеспечению для жителей многоквартирных домов данного поселка бесперебойного горячего водоснабжения надлежащего качества, то есть отвечающего требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

В силу ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п.4 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования «город Каменск-Уральский», принятого Решением Каменск-Уральской городской Думой от 22.02.2006 № 148, к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населением топливом.

В свою очередь, полномочия и определенные функции по строительству объектов инженерной инфраструктуры переданы ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского». Согласно пунктам 3.3, 3.4, 3.7 «Положения об органе местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского», утв. решением Каменск-Уральской городской Думы от 24.05.2006 г. № 173, данный орган местного самоуправления выполняет следующие функции: участвует в разработке городских и территориальных программ в области градостроительной деятельности, жилищного строительства, социального развития города, его инженерной инфраструктуры и транспорта; осуществляет мероприятия по комплексному сбалансированному развитию территории города, инженерной и транспортной инфраструктуре, рациональному землепользованию, осуществляемых методами градостроительной деятельности; выступает заказчиком при разработке градостроительной проектно-планировочной документации, проводит согласования и готовит ее утверждение, согласовывает проекты развития инженерной и транспортной инфраструктуры на территории города. Следовательно, именно ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского» при выделении бюджетного финансирования будет являться главным распорядителем бюджетных средств на цели строительства трассы холодного водоснабжения, а также будет правомочен координировать соответствующие работы. Соответствующие доводы представителя ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского», изложенные в отзыве о том, что данный орган местного самоуправления является ненадлежащим ответчиком по иску, суд отклоняет как несостоятельные, не нашедшие своего подтверждения в судебном заседании.

В свою очередь, согласно п.3.3 Положения об отраслевом органе администрации г.Каменска-Уральского по городскому хозяйству, утвержденного Решением Городской думы от 26.11.2008 г. № 24, к компетенции органа администрации по осуществлению полномочий администрации г.Каменска-Уральского относится, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Анализируя вышеизложенное, принимая во внимание приведенные выше нормы права, исходя из необходимости соблюдения прав граждан, проживающих в многоквартирных домах поселка Мирный города Каменска-Уральского на получение коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества, суд признает, что отраслевой орган является надлежащим ответчиком по требованиям прокурора об организации обеспечения для жителей многоквартирных домов данного поселка бесперебойного горячего водоснабжения, отвечающего требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. То обстоятельство, что в настоящее время в ряде многоквартирных домов пос. Мирный имеет место износ внутридомовых инженерных систем, не освобождает органы муниципалитета от обязанности по организации для жителей многоквартирных домов бесперебойного горячего водоснабжения до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок, в течение которого надлежит осуществить строительство трассы холодного водоснабжения, суд принимает во внимание необходимый объем работ, который необходимо выполнить для строительства спорного объекта, при этом суд также учитывает и интересы населения пос. Мирный города Каменска-Уральского, нуждающегося в безотлагательном обеспечении водоснабжением. Исходя из изложенного, суд полагает необходимым, обоснованным и разумным установить срок исполнения данной обязанности – два года с момента вступления решения суда в законную силу.

Учитывая, что организация обеспечения жителей многоквартирных домов данного поселка бесперебойным горячим водоснабжением, отвечающим требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, зависит от строительства трассы холодного водоснабжения, суд полагает необходимым, обоснованным и разумным установить срок исполнения данной обязанности – три года с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского» обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу построить и ввести в эксплуатацию трассу холодного водоснабжения к жилым домам, расположенным по 2-му переулку Челюскинцев в поселке Мирный города Каменска-Уральского Свердловской области.

Возложить на Отраслевой орган Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству обязанность в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать для жителей многоквартирных домов, расположенных по 2-му переулку Челюскинцев в г. Каменске-Уральском Свердловской области, бесперебойное горячее водоснабжение, отвечающее требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.

Судья: подпись

Решение изготовлено в окончательной форме 01.06.2015 года.

Судья: подпись

2-600/2015 ~ М-210/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города
Ответчики
Отраслевой орган администрации города по городскому хозяйству
ОМС КАиГ
Другие
ООО УК ДЕЗ
ЗАО Каменская теплоснабжающая компания
Суд
Синарский районный суд г. Каменск-Уральского Свердловской области
Судья
Толкачева О.А.
Дело на странице суда
sinarsky--svd.sudrf.ru
13.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2015Передача материалов судье
13.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2015Подготовка дела (собеседование)
23.03.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.04.2015Предварительное судебное заседание
28.05.2015Судебное заседание
01.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2015Дело оформлено
10.07.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее